г. Саратов |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А57-169/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Тимаева Ф.И., Шалкина В.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зенковой А.О.
при участии в судебном заседании: от Паршиной Нины Алексеевны - Новак Ольга Алексеевна, по доверенности от 30.08.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Саратовской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 октября 2013 года по делу N А57-169/2013, судья Алькова В.А.,
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Паршиной Нины Алексеевны, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д.23, кв.169
к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Театральная пл., д.1,
Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Саратов, Вишнёвый проезд, 2,
третьи лица: Правительство Саратовской области, г. Саратов, ул. Московская, 72,
комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, ул. Радищева, 30,
комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовкой области, г. Энгельс, ул. Коммунистическая, 55,
общество с ограниченной ответственностью "Саратовская Экспертиза и Оценка", г. Энгельс, ул. Тельмана, д.3, оф.22,
администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс, пл. Ленина, 30
о признании кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости и об обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель Паршина Нина Алексеевна с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Саратов о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:50:021306:30, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, площадью 13694 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 3535927,74 рублей и обязать внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021306:30, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, площадью 13694 кв.м., в размере 3535927,74 рублей в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Определениями суда от 28.03.2013 года, 14.05.2013 года и 30.09.2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовкой области, общество с ограниченной ответственностью "Саратовская Экспертиза и Оценка", Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Решением суда от 30.10.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом комитет по управлению имуществом Саратовской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является собственником следующих объектов: сооружение - рельсовый путь, протяженностью 758 м. и нежилое здание, площадью 267,7 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2006 г. серия 64 АБ N 281383; сооружение - скважина, глубиной 40 м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 64 АБ N 281389; сооружение - разгрузочная площадка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 64 АБ N281384; нежилое здание, площадью 64,8 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 64 АБ N 281390; нежилое здание, площадью 825,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 64 АБ N 281380; нежилое здание, площадью 345 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 64 АБ N 281398; нежилое здание, площадью 278,3 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 64 АБ N 281391.
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 13-20 том 1).
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на сформированном земельном участке с кадастровым номером 64:50: 02 13 06:30, общей площадью 13694 кв.м., расположенном по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона.
Между комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района и Паршиной Н.А. заключен договор аренды земельного участка N 10304/1 от 04.10.2011. Срок аренды установлен с 08.12.2009 года по 07.12.2058 год.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 64:50: 02 13 06:30, общей площадью 13694 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, имеет вид разрешенного использования - "под производственную базу". Кадастровая стоимость земельного участка составляет 20965924,82 рубля, удельный показатель кадастровой стоимости - 1531,03 руб./кв.м.
В досудебном порядке по инициативе истца была проведена рыночная оценка указанного земельного участка.
Согласно Отчету ООО "Саратовская Экспертиза и Оценка" N 731/12 от 26.11.2012 года об оценке рыночной стоимости земельного участка по адресу Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50: 02 13 06:30, общей площадью 13694 кв.м., по состоянию на ноябрь 2012 года составила 2715000 рублей.
Тогда как в договоре аренды земельного участка N 10304/1 от 04.10.2011 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 64:50: 02 13 06:30, общей площадью 13694 кв.м., расположенном по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, годовой размер арендной платы составлял 419318,50 руб. и был рассчитан исходя из двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, Общество обратилось в суд настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно представленному в материалы дела отчету кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым 64:50: 02 13 06:30 по состоянию на ноябрь 2012 года составляет 2715000 рублей.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по ходатайству истца назначена судебная экспертиза по определению действительной рыночной стоимости земельного участка.
По результатам проведенной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 15.08.2013 года, составленное ООО "Федеральный центр судебных экспертиз", согласно которому действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50: 02 13 06:30, общей площадью 13694 кв.м., расположенном по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, на 02.06.2012 составляет 3535927,74 рублей (т. 2 л.д.72-89).
Доказательств, опровергающих как выводы эксперта, так и доводы истца ФГБУ "ФКП Росреестра" не представлено, в связи с чем заявленные требования в рассматриваемой части правомерно удовлетворены судом.
В свою очередь, отказывая в удовлетворении требований в отношении Управления Росреестра по Саратовской области суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 года наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик.
Учитывая, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 переданы полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик Управление Росреестра по Саратовской области является ненадлежащим ответчиком.
Доводы апеллянта - ФГБУ "ФКП Росреестра" об обратном являются необоснованными, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Иные доводы апеллянтов также являются несостоятельным, они опровергаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 октября 2013 года по делу N А57-169/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Ф.И. Тимаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-169/2013
Истец: ИП Паршина Нина Алексеевна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области), Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, ООО "Саратовская Экспертиза и Оценка", Правительство Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6445/13
10.02.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11893/13
30.10.2013 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-169/13
09.08.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6414/13