г. Казань |
|
09 июня 2014 г. |
Дело N А72-10911/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Желаевой М.З., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителя:
истца - Жарова Е.В. (доверенность от 05.02.2014),
в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценновой И.С.)
по делу N А72-10911/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района" г. Ульяновск (ОГРН 1067328020242) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании денежных средств при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск; Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску, г. Ульяновск; общества с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр", г. Димитровград Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" (далее - ОАО "ДК Заволжского района", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство, ответчик) за счет казны Российской Федерации убытков в размере 3 068 381 руб. 02 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован: отсутствием в материалах дела доказательств причинения управляющей компании убытков Российской Федерацией, недополученные от льготной категории граждан доходы компенсированы управляющей компании органами социальной защиты, отсутствие задолженности подтверждено актами сверки, у Российской Федерации отсутствует противоправность поведения, экспертом расчет неправомерно произведен на основании нормативов, а не установленных поквартирных приборов учета, возмещению подлежат только льготы, начисленные по приборам учета.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2013 отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Заволжского района" взыскано: убытки в размере 3 068 381 (три миллиона шестьдесят восемь тысяч триста восемьдесят один) руб. 02 коп., расходы на проведение судебной экспертизы в размере 200 000 (двести тысяч) руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу" также взыскано 300 000 (триста тысяч) руб. - стоимость судебной экспертизы.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на ошибочность выводов суда первой инстанции.
Представитель истца в судебном заседании сделал заявление об изменении наименования ОАО "ДК Заволжского района" на ОАО "Городская управляющая компания Заволжского района". В подтверждение данного обстоятельства представлены копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и устава.
В соответствии со статьей 124 АПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования. При отсутствии такого сообщения лицо, участвующее в деле, именуется в судебном акте исходя из последнего известного арбитражному суду наименования этого лица. Арбитражный суд указывает в определении или протоколе судебного заседания изменение наименования лица, участвующего в деле, его адреса, номеров телефонов и факсов, адреса электронной почты или аналогичной информации.
Представителем истца (ОАО "ДК Заволжского района") в судебном заседании сделано заявление об изменении наименования ОАО "ДК Заволжского района" на ОАО "Городская управляющая компания Заволжского района". В подтверждение данного обстоятельства представлены копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и устава.
Об изменении наименовании истца арбитражным судом апелляционной инстанции указано в протоколе судебного заседания от 26.02.2014.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области просит отменить постановление апелляционного суда, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "ДК Заволжского района", созданное 02.10.2006, являлось в спорный период времени управляющей компанией жилого фонда, расположенного в Заволжском районе г. Ульяновска.
Согласно п.3.2 Устава ОАО "ДК Заволжского района", основными видами деятельности общества, в том числе, являются: управление недвижимым имуществом, оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг; благоустройство и озеленение придомовой территории; чистка и уборка территории, производственных и жилых помещений.
В рамках осуществления уставной деятельности, в целях обеспечения услугами потребителей Управляющей компанией с ресурсоснабжающими организациями были заключены договоры на приобретение коммунальных ресурсов и оказывались жилищно-коммунальные услуги потребителям в Засвияжском районе г. Ульяновска, в том числе гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Так же между Управляющей компанией и обществом с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр" (далее - ООО "РИЦ") заключен договор, в соответствии с условиями которого последний обязался по поручению Управляющей компании совершать следующие действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении Управляющей компании, за содержание и ремонт жилья, отопление жилых домов, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и по иным услугам в соответствии с размерами оплаты, утвержденными органами местного самоуправления или предоставленными Управляющей компанией, с учетом предоставленных льгот, и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги, с последующим перечислением этих денежных средств Управляющей компании или по ее поручению поставщикам услуг.
Факт оказания ООО "РИЦ" в 2008-2009 годах агентских услуг истцу не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Материалами дела подтверждается оказание услуг Управляющей компанией потребителям, в том числе категории граждан, для которой в соответствии с законодательством были установлены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
По мнению Управляющей компании, ей в спорный период не была возмещена стоимость жилищно-коммунальных услуг, предоставленных гражданам, имевшим право на льготы и меры государственной социальной поддержки в соответствии с федеральным, в сумме в сумме 3 068 381 руб. 02 коп. (согласно заключения эксперта N 007/050-2012), которая определена Управляющей компанией в качестве убытков.
Поскольку льготы были предусмотрены федеральным законодательством, убытки, по мнению Управляющей компании, подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно положениям статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу правовой конструкции положений действующего законодательства для наступления ответственности в виде взыскания убытков необходимо доказать наличие состава правонарушения, совокупно включающего в себя противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, наступление вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом. Кроме того, лицо, предъявляющее требование о возмещении убытков, должно доказать наличие убытков в заявленном размере.
Как следует из предъявленных в рамках настоящего дела требований, свои доводы Управляющая компания основывает на наличии у Российской Федерации обязанности компенсировать все затраты Управляющей компании, возникшие в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Постановлением правительства Ульяновской области от 15.01.2007 N 4 утвержден Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в Ульяновской области, который определял механизм возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых льготной категории граждан (далее - Порядок).
В силу пункта 2.4 Порядка возмещение расходов осуществлялось на основании отдельных договоров, заключенных между территориальным органом департамента социальной защиты населения Ульяновской области и организациями, оказывающими услуги и выполняющими работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе управляющими организациями.
Между Управлением департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району г. Ульяновска (Управление), Ульяновским филиалом ООО "РИЦ" (Филиал) и ОАО "ДК Заволжского района" (Компания) оформлен договор от 10.12.2007 N 544, предметом которого является перечисление Управлением денежных средств Компании на возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, вошедшим в федеральный регистр, имеющим право на получение мер государственной социальной поддержки (пункт 1.1. договора).
Между информационно-выплатным Управлением департамента социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску (Управление), Ульяновским филиалом ООО "РИЦ" (Филиал) и ОАО "ДК Заволжского района" (Компания) оформлен договор от 03.02.2009 N 792, предметом которого является перечисление Управлением денежных средств Компании на возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, вошедшим в федеральный регистр, имеющим право на получение мер государственной социальной поддержки (пункт 1.1. договора).
Согласно пункту 2.1. указанных договоров Управление обязалось не позднее 10 числа каждого месяца предоставлять Филиалу базу данных граждан, пользующихся льготами, с указанием категории льгот; еженедельно предоставлять Филиалу в электронном виде все изменения, которые были внесены в базу данных льготников; принять списки льготников от Филиала, в течение 5 календарных дней произвести сверку по базе данных, предоставленной ранее, вернуть списки не совпавших льготников с обоснованием причины несовпадения; по мере поступления на лицевой счет Управления целевых денежных средств для реализации пункта 1.1. договоров перечислять по безналичному расчету на расчетный счет Компании для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки льготной категории граждан.
Филиал обязался еженедельно корректировать базу данных льготников на основании данных, предоставленных Управлением; ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять Управлению списки льготников в электронном виде в формате, установленном Соглашением об информационном взаимодействии Управления и Филиала; ежемесячно, до 12 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказаны услуги, предоставлять Компании сведения по начислению льгот в разрезе законов (пункт 2.2. договоров).
Компания обязалась предоставлять Управлению до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказаны услуги, накладную, счет-фактуру, акт выполненных работ по договору (пункт 2.3. договоров).
Как следует из материалов дела ООО "РИЦ" производило начисление платы за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении Управляющей компании, на основании агентского договора от 22.08.2007 N 481 в соответствии с действующим законодательством с учетом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Информационное взаимодействие по представлению сведений о льготниках, по начислению льгот осуществлялось в соответствии с договорами, заключенными между ООО "РИЦ", управлением департамента социальной защиты населения Ульяновской области и Управляющей компанией.
По условиям данных договоров, ООО "РИЦ" еженедельно корректировало базу данных льготников на основании данных, представленных управлением департамента социальной защиты населения Ульяновской области, ежемесячно предоставляло управлению списки льготников, ежемесячно предоставляло Управляющей компании сведения по начислению льгот в разрезе законов.
Возмещение денежных средств, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки льготной категории граждан, Управляющей компании осуществляло управление.
Согласно представленным в материалы дела за спорный период актам выполненных работ (сверки расчетов) на возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, актам сверок расчетов на возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, оформленным между Управляющей компанией и управлением, расхождение данных между Управляющей компанией и управлением департамента социальной защиты населения Ульяновской области не имеется. Акты подписаны без замечаний и разногласий. Определенная в актах и возмещенная сумма выпадающих доходов Управляющей компании составляет 43 412 129 руб. 15 коп.
Согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному Управляющей компанией и управлением без разногласий, задолженность по состоянию на 26.04.2010 перед Управляющей компанией отсутствует.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управляющей компанией причинения убытков.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Управляющей компании признал данный вывод ошибочным, указав, что наличие у Управляющей компании убытков и его размер, а также причинно-следственная связь подтверждаются как расчетами Управляющей компании, так и результатами проведённого в ходе судебного разбирательства экспертного исследования.
По результатам судебной экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела, установлено недофинансирование истца со стороны Российской Федерации от предоставления истцом в 2008-2009 годах услуг льготным категориям граждан на сумму 3 068 381 руб. 02 коп.
Экспертное заключение сторонами не оспаривалось.
В экспертном заключении определена стоимость коммунальной услуги для доведения ее до льготной категории граждан, исходя из суммы расходов, подлежащих компенсации за счет бюджета. При этом расчет расходов на льготников осуществлен из минимально возможной величины - установленных нормативов потребления. Расход менее норматива на покупку ресурса для льготника невозможен; больше возможен, однако, по мнению эксперта, не свидетельствует о разумности поведения собственника; именно поэтому компенсация свыше норматива и может вести, по мнению эксперта, к некоему излишнему возмещению.
Обязанность полной компенсации расходов исходит из необходимости возместить все потери и затраты Управляющей компании, осуществленные ею в интересах потребителя, обладающего установленными государством льготами. В обратном случае нарушаются принципы полного восстановления нарушенного права, баланса частных и публичных интересов. Как указано выше, предъявленные Управляющей компанией денежные средства относятся именно к расходам, которые она понесла в связи с обеспечением граждан соответствующими услугами.
Между тем нарушение баланса частных и публичных интересов, освобождение публично-правового образования от возмещения части расходов; переложение бремени социальной политики и социальной функции государства на коммерческую организацию противоречит как европейским принципам правосудия, принципу справедливости, влечет неизбежное банкротство исполнителей коммунальных услуг, которые вынуждены за счет собственных средств оплачивать услуги для льготных категорий граждан.
При данных обстоятельствах апелляционный суд правомерно установил наличие у Управляющей компании убытков, возникших в связи с предоставление льгот отдельной категории граждан.
Поскольку финансирование расходов Управляющей компании по обеспечению услугами граждан, имеющих установленные федеральным законодательством льготы, в полном объеме в спорный период Российской Федерации обеспечено не было, апелляционный суд обоснованно указал на возникновение в данном случае обязанности по возмещению убытков Управляющей компании у Российской Федерации в лице ее уполномоченного финансового органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном определении экспертом размера убытков с учетом НДС являются ошибочными.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчётами за коммунальные ресурсы" указал на необходимость осуществления расчетов за потребленные коммунальные ресурсы с НДС.
Доводы Минфина России о неправомерности восстановления апелляционным судом срока на подачу апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене судебного акта. С апелляционной жалобой управляющей компанией было заявлено мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Оценив заявленные в качестве уважительных причин пропуска срока доводы, апелляционный суд посчитал возможным восстановить пропущенный управляющей компанией срок на подачу апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции на основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ обоснованно взысканы расходы по проведению судебной экспертизы с Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу".
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Оснований для отмены принятого Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом по настоящему делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу N А72-10911/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2014 г. N Ф06-11848/13 по делу N А72-10911/2011