г. Казань |
|
05 июня 2014 г. |
Дело N А72-12805/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
от ООО "Симбирское автомобильное агентство" - Преткель И.В., доверенность от 22.11.2013,
от ООО "Армада-Авто" - Преткель И.В., доверенность от 22.11.2013,
от ОАО "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" - Шульмин В.В., доверенность от 20.01.2014, Кожевников Д.Е. - доверенность от 28.05.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.,)
по делу N А72-12805/2012
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" (ОГРН 1027301412710), г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Армада-Авто" (ОГРН 1077327050041), г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет на Московском" (ОГРН 1087327001992), г. Ульяновск, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, о признании незаконными действий, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" (ОГРН 1027301412710), г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска о признании недействительным постановления, третьи лица: открытое акционерное общество "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" (далее - первый заявитель, ООО "Симбирское автомобильное агентство"), общество с ограниченной ответственностью "Армада-Авто" (далее - второй заявитель, ООО "Армада-Авто"), общество с ограниченной ответственностью "Строймаркет на Московском" (далее - третий заявитель, ООО "Строймаркет на Московском") обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (далее - первый ответчик, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области) о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:570.
Определениями суда от 05.02.2013 и от 18.06.2013 дела, возбужденные на основании указанных заявлений, объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - второй ответчик, администрация) о признании недействительным постановления от 20.12.2011 N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660".
Определением суда от 04.07.2013 дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен N А72-12805/2012.
К участию в делах в качестве третьих лиц привлечены: Государственное предприятие "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области), администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014, заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство"удовлетворены. Суд признал недействительным Постановление Администрации города Ульяновска от 20.12.2011 N 141 "О внесении изменений в Постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660". Взыскал с Администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей. Также были удовлетворены заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство", общества с ограниченной ответственностью "Армада-Авто" и общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет на Московском" о признании действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области. Суд признал действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:570 незаконными и взыскал с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство", общества с ограниченной ответственностью "Армада-Авто" и общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет на Московском" расходы по уплате государственной пошлины в размере 666 руб. 66 коп.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, открытое акционерное общество "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области в отзыве на кассационную жалобу просило обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал правовую позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ООО "Армада-Авто", считая ее несостоятельной, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Симбирское автомобильное агентство" является собственником объектов недвижимости: здания расширение комплекса по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей: нежилое здание, 1-2 этажный, общей площадью 2281,1 кв. м, а также земельного участка с кадастровым номером 73:19:073201:30, расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, 5Б.
Право собственности ООО "Симбирское автомобильное агентство" на указанные объекты зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.03.2012 серии 73-АА N 353068 и от 04.02.2008 серии 73-АТ N 671498.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:073201:30 площадью 10 000 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости 20.12.2000 как о ранее учтенном, с разрешенным использованием: для строительства комплекса по продаже автомашин и оказанию автоуслуг, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 11.12.2012 N 73-02/2012-198519.
Сведения о границах земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости решением органа кадастрового учета на основании заявления о государственном кадастровым учете изменений объекта недвижимости и межевого плана от 11.06.2010.
ООО "Армадо-Авто" является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером 73:19:073201:31, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, 5В.
Право собственности ООО "Армадо-Авто" на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.05.2012 серии 73-АА N 369370.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:073201:31 площадью 10 013 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости 12.02.2001 как о ранее учтенном, с разрешенным использованием: технический центр по обслуживанию и продаже автомобилей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.12.2012 N 73-02/2012-196018.
Сведения о границах земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости решением органа кадастрового учета от 20.12.2010 N 7325/03/10-1565 на основании заявления о государственном кадастровым учете изменений объекта недвижимости от 26.11.2010 N 7325/101/10-3857 и межевого плана от 22.10.2010.
ООО "Строймаркет на Московском" является собственником объектов недвижимого имущества: рынка строительных материалов, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 1746,15 кв. м, а также земельного участка с кадастровым номером 73:19:073201:35, расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, 5Ж.
Право собственности ООО "Строймаркет на Московском" на указанные объекты зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.04.2012 серии 73-АА N 365214 и от 28.09.2012 серии 73-АА N 455585.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:073201:35 площадью 10 158 кв.м. внесены в государственный кадастр недвижимости 19.05.2005 как о ранее учтенном, с разрешенным использованием: для эксплуатации рынка строительных материалов, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 23.07.2012 N 73-02/2012-95422.
18.05.2012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования Государственного предприятия "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (далее - ГУ "УЦМ") на земельный участок, общей площадью 430 499 кв. м, с кадастровым номером 73:19:000000:488, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.05.2012 серии 73-АА N 392740 и серии 73-АА N 392741.
Сведения о данном земельном участке, который был образован из земельного участка с кадастровым номером 72:24:041302:8, внесены в государственный кадастр недвижимости 16.02.2012, с разрешенным использованием: для производственных нужд, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 02.03.2012 N 73-02/2012-20131.
По заказу ГУ "УЦМ" в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 4 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:488, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, кадастровым инженером ОАО "Ульяновское земпредприятие" был подготовлен межевой план от 23.05.2012.
24.05.2012 ТУ Росимущества в Ульяновской области в лице своего представителя, действующего по доверенности, с согласия землепользователя - ГУ "УЦМ", обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области с заявлением N 73-0-1-21/3001/2012-3168 о постановке на государственный учет земельных участков в соответствии с прилагаемыми документами.
На основании рассмотрения указанного заявления, доверенности от 30.12.2011 N 17-19874, межевого плана от 23.05.2012 органом кадастрового учета было принято решение от 08.06.2012 N 73-00/2012-19829 о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости (четырех земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570), образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:488.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570 с одной стороны является смежным по отношению к земельным участкам заявителей с кадастровыми номерами 73:19:073201:30, 73:19:073201:31, 73:19:073201:35, с другой стороны примыкает к Московскому шоссе г. Ульяновска.
В обоснование заявленных требований по оспариванию действий действия органа кадастрового учета постановке на кадастровый учет спорного земельного участка, заявители указывают на то, все въезды и входы в здания осуществляются со стороны Московского шоссе. Парковки для посетителей, проезды и развороты, элементы благоустройства расположены перед зданиями заявителей. Отсутствие парковок для клиентов и других строений подрывает функциональность комплекса. Кроме того, отсутствие въезда и входа на земельные участки заявителей полностью блокирует их производственную деятельность. Спорный земельный участок расположен в границах красных линий и является местом общего пользования.
Из материалов дела также следует, что согласно выданному Исполнительным комитетом Ульяновского районного Совета народных депутатов государственному акту на право пользования землей от 07.12.1990 серии A-I N 376162 Ульяновскому центру микроэлектроники и автоматизации в машиностроении передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 278,86 га для производственных нужд.
Сведения об указанном земельном участке были внесены в государств кадастр недвижимости 07.12.1990 на основании государственного акта от 07.12.1990 серии A-I N 376162, с присвоением ему кадастрового номера 73:24:041302:8 (единое землепользование), состоящее из 8 обособленных земельных участков с кадастровыми номерами:
N 1-73:24:041302:23 на площади 46 700 кв. м;
N 2-73:24:041302:24 на площади 43 400 кв. м;
N 3-73:24:041302:25 на площади 220 500 кв. м;
N 4-73:24:041302:26 на площади 120 900 кв. м;
N 5-73:24:041302:27 на площади 1 500 кв. м;
N 6-73:24:041302:28 на площади 2 142 500 кв. м;
N 7-73:24:041302:29 на площади 153 100 кв. м;
N 8-73:24:041302:30 на площади 60 000 кв. м.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 19.01.2011 N 7324/2011/11-64 в графе "Особые отметки" указано: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок снят с кадастрового учета 02.08.2010.
29.07.2005 главой города Ульяновска принято постановление N 1660 "Об утверждении проекта границ земельного участка по ул. Сурова в пос. Сельдь в Ленинском районе", согласно которому следует считать площадь ранее учтенного обособленного земельного участка N 6 с кадастровым номером 73:24:041302:28 равной 1 411 706,5 кв. м под производственные нужды (данный участок был разделен на две части: площадью 58 830,1 кв. м и площадью 1 352 876,4 кв. м). Данным постановлением образовано новое единое землепользование площадью 2 057 806,5 кв. м, состоящее из ранее учтенных обособленных земельных участков N 1-5 и N 7-8 и части обособленного земельного участка N 6 с кадастровым номером 73:24:041302:28. Этим же постановлением утвержден проект границ земельного участка площадью 58 830,1 кв. м под строительство 2 очереди квартала индивидуальных жилых домов.
С целью восстановления площади земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:8 постановлением администрации города Ульяновска от 20.12.2011 N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660" были внесены изменения в постановление главы города Ульяновска от 29.07.2005 N 1660, согласно которому из единого землепользования с кадастровым номером 73:24:041302:8, состоящего из обособленных участков с кадастровыми номерами 73:24:041302:23, 73:24:041302:24, 73:24:041302:25, 73:24:041302:26, 73:24:041302:27, 73:24:041302:29, 73:24:041302:30 и оставшейся части обособленного земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:28 образованы два многоконтурных земельных участка:
- земельный участок площадью 1 007 910 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, для производственных нужд (в последующем присвоен кадастровый номер 73:24:000000:516);
- земельный участок площадью 430 499 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, для производственных нужд (в последующем присвоен кадастровый номер 73:24:000000:488, впоследствии из указанного земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570).
Утверждая, что результате принятия спорного акта образован земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:488 из земель общего пользования, его формирование произошло за счет внутриквартального проезда, ООО "Симбирское автомобильное агентство" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления администрации города Ульяновска от 20.12.2011 N 141 недействительным как не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили, что при совершении оспариваемых действий были нарушены нормы земельного законодательства, в частности нормы статьи 9, пунктов 1, 4 статьи 11.2, пунктов 1, 2 статьи 11.3, статей 30, 30.1, 30.2, 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 16, пункта 2 части 1 статьи 22, статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Установив, что 28.03.2008 на основании государственного акта на право пользования землей серии А-1 N 376162, выданного Исполнительного комитетом Ульяновского районного Совета народных депутатов 07.12.1990 на земельный участок с кадастровым номером 73:24:041302:8 общей площадью 2 788 600 кв. м зарегистрировано право собственности Российской Федерации; 18.05.2012 на основании того же государственного акта зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:488, выделенного из него на основании оспариваемого постановления, суды пришли к выводу, что у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по управлению и распоряжению земельным участком с кадастровым номером 73:24:041302:8.
В связи с чем, ссылаясь в том числе и на пояснения представителей администрации города Ульяновска, ОАО "УЦМ", ТУ Росимущества в Ульяновской области в судебном заседании суда первой инстанции, из которых усматривается, что земельные участки "добирались по принципу "что не занято", в образованный земельный участок вошли места, предназначенные для парковки, проезды и газон, суды признали требования о признании постановления администрации города Ульяновска от 20.12.2011 N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660" недействительным подлежащими удовлетворению.
Поскольку на основании указанного постановления был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:488, указывая на отсутствие в материалах дела доказательств проведения кадастровых работ по определению границ ранее предоставленного ОАО "УЦМ" земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:8, суды пришли к выводу о неправомерности действий органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:488, а соответственно, и последующих действий органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:570.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 52, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права. Решение арбитражного суда о признании недействительным ненормативного акта органа публичной власти, на основании которого сформирован земельный участок, не может быть исполнено принудительно при наличии зарегистрированного права собственности. Так как возникает спор о праве, самостоятельное оспаривание ненормативного акта является ненадлежащим способом защиты нарушенного права. То обстоятельство, что оспариваемое постановление не признано недействительным, не лишает возможности ссылаться на его незаконность в суде по гражданскому спору и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства.
При заключении гражданско-правового договора публично-правовые отношения прекратились, между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию земельным участком, возможность решения вопроса об оспаривании права в административном порядке законодательством не допускается. Соответствующая правовая позиция сформулирована и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).
Пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса предусматривает, что в резолютивной части решения по делу о признании незаконным бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции признал невозможным обязать кадастровую палату принять меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителей, предусмотренные статьей 201 АПК РФ, поскольку право собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570 зарегистрировано в установленном порядке.
Однако при этом возражения ОАО "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" о том, что избранный заявителями способ защиты не обеспечивает восстановление их нарушенных прав, поскольку восстановление земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:8 в первоначальных границах при наличии зарегистрированного права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570 возможно только в порядке искового производства, оставлены судами без внимания и должной правовой оценки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанции противоречат материалам дела и нормам права, сделаны при неполном исследовании всех обстоятельств дела, в связи с чем решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 подлежат отмене.
Поскольку требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А72-12805/2012 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф.Фатхутдинова |
Судьи |
Ф.В.Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При заключении гражданско-правового договора публично-правовые отношения прекратились, между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию земельным участком, возможность решения вопроса об оспаривании права в административном порядке законодательством не допускается. Соответствующая правовая позиция сформулирована и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 ГК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 июня 2014 г. N Ф06-6739/13 по делу N А72-12805/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6739/13
03.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5897/13
20.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20197/13
18.11.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20724/13
30.09.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-12805/12