г. Казань |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А65-17351/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Уваровой О.Н. (доверенность от 30.10.2013),
заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - Фатыховой Л.И. (доверенность от 22.04.2013),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточная Земельная Компания"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2013 (судья Иванов О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-17351/2013,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточная Земельная Компания", г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, третьи лица: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, открытое акционерное общество "Красный Восток Агро", открытое акционерное общество "Республиканский кадастровый центр "Земля", о признании незаконными действий по вынесению решения и восстановлении сведений о государственном кадастровом учете земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восточная Земельная Компания" (далее - заявитель, ООО "Восточная Земельная Компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") и филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан по принятию решения от 06.05.2013 N РКФ-16/17/2013-3749 об исправлении технической ошибки; о возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Восточная Земельная Компания" путем восстановления сведений в Государственном кадастре недвижимости о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 16:15:000000:22, расположенного по адресу Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район, на землях СХПК "Октябрьский" в части типа площади земельного участка с "декларированной" на "уточненную" и в части размера площади земельного участка с 9 406 627,72 кв.м на 13 026 000 кв.м.
Протокольным определением судом принят отказ в части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014, прекращено производство по делу в отношении Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Восточная Земельная Компания" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Представитель ООО "Восточная Земельная Компания" в судебном заседании поддержал правовую позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просил в ее удовлетворении отказать.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФГБУ "ФКП Росреестра" при рассмотрении протокола выявления технической ошибки от 06.05.2013 N ТО-16/17/2013-2891 установлено, что в базе данных государственного кадастра недвижимости в отношении единого землепользования с кадастровым номером 16:15:000000:22 содержатся следующие ошибочные сведения: площадь "декларированная" - 13 014 365,87 кв. м; кадастровая стоимость - 26 821 266,20 руб. В базе данных Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в отношении земельных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:15:000000:22, указанные в таблице 1, содержатся следующие ошибочные сведения: кадастровый номер 16:15:150501:93, площадь 622 399,23 кв. м, кадастровая стоимость 1 095 422,64 руб.; земельный участок кадастровый номер 16:15:150501:95, площадь 766 184,37 кв. м, кадастровая стоимость 1 700 929,30 руб.
Кроме того, в отношении обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:15:150501:93 и 16:15:150501:95 содержатся ошибочные сведения о местоположении границ. В базе данных ГКН земельные участки с кадастровыми номерами 16:15:150501:111, 16:15:150501:114, 16:15:150501:98, и 16:15:150701:20 включены в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:15:000000:22.
Входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:15:000000:22 обособленные земельные участки имеют тип площади "декларированная". В документах кадастрового дела имеется Описание земельного участка, согласно которому площадь и местоположение границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:15:150501:93, 16:15:150501:95 имеют иные значения. Согласно Описаниям земельного участка обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 16:15:150501:111, 16:15:150501:114, 16:15:150501:98, и 16:15:150701:20 не входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:15:000000:22.
На основании документов кадастрового дела, документов, полученных из Верхнеуслонского отдела Управления Росреестра по РТ, 6.05.2013 ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение об исправлении технической ошибки N РКФ-16/117/2013-3749 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:15:000000:22 следующего содержания: 1) в базу данных ГКН в сведения единого землепользования с кадастровым номером 16:15:000000:22 внести следующие изменения: площадь "уточненная" - 9 406 627,72 кв. м; кадастровая стоимость - 20 793 807,31 руб.; 2) в базе данных ГКН в отношении обособленных земельных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:15:000000:22, указанных в таблице 2, внести следующие сведения: земельный участок кадастровый номер 16:15:150501:93, площадь 628 303,29 кв. м, кадастровая стоимость 1 105 813,79 руб., земельный участок кадастровый номер 16:15:150501:95, площадь 768 736,70 кв. м, кадастровая стоимость 1 706 595,47 руб.
Сведения о местоположении границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:15:150501:93 и 16:15:150501:95 внести в соответствии с каталогом координат Описания земельного участка от 2005 года; 3) В базе данных ГКН земельные участки с кадастровыми номерами 16:15:150501:111, 16:15:150501:114, 16:15:150501:98 и 16:15:150701:20 исключить из состава единого землепользования с кадастровым номером 16:15:000000:22; 4) входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:15:000000:22 обособленные земельные участки имеют тип площади "уточненная".
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных норм права и положений пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на заявителе.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В пункте 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре закреплено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в ГКН.
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре).
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2 статьи 38 Закона о кадастре).
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Возможность исправления в государственном кадастре недвижимости ошибок предусмотрена статьей 28 Закона о кадастре.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения. Решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке.
По смыслу приведенных норм техническая ошибка является ошибка в государственном кадастре недвижимости, которая заключается в несоответствии сведений, внесенных в кадастр, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр.
Государственный кадастровый учет земельного участка проводился в порядке, установленном действующим на тот момент Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Согласно пункту 2 статьи 19 данного Закона для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Согласно статье 3 приказа Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых на государственный кадастровый учет" документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, оформляются в виде Описаний земельных участков.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что сведения, отраженные в базе данных государственного кадастрового учета, несоответствуют сведениям, содержащимся в кадастровом деле единого землепользования с кадастровым номером 16:15:000000:22 и описаниям земельных участков.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, которым сведения о спорных земельных участках приведены в соответствие с имеющимися в кадастровой палате документами, а, следовательно, необходимая совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого решения ответчика об исправлении технической ошибки недействительным, а также изменения размера площади земельного участка, отсутствует.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Довод заявителя жалобы о том, что названными действиями затронуты его права и законные интересы, судебной коллегией отклоняются.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов (статья 22 Закона о кадастре).
Право заявителя на указанный земельный участок может быть реализовано путем проведения фактических землеустроительных работ: определения границ земельного участка, уточнения его площади, в том числе с учетом прав смежных землепользователей, и кадастрового учета изменений сведений об указанных земельных участках.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам N А65-17747/2013, А65-17741/2013, А65-17739/2013, А65-17743/2013, N А65-17148/2013.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции не входит.
Допущенная судами опечатка относительно того, что заинтересованным лицом было принято решение об исправлении кадастровой ошибки, может быть исправлена в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А65-17351/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 3 приказа Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых на государственный кадастровый учет" документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, оформляются в виде Описаний земельных участков.
...
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов (статья 22 Закона о кадастре)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2014 г. N Ф06-8058/13 по делу N А65-17351/2013
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8058/13
24.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-23017/13
11.12.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22640/13
08.11.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-17351/13