г. Казань |
|
28 июля 2014 г. |
Дело N А55-33446/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Алдис" - Романовой О.В., доверенность от 20.03.2013, Уточкиной С.В., доверенность от 05.11.2013,
в отсутствие:
ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2013 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Липкинд Е.Я., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-33446/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алдис", г. Тольятти, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, об отказе в предоставление в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЛДИС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - теруправление) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, о возложении обязанности принять решение о приватизации в срок, не превышающий месяц, с даты вступления с силу решения суда, и заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101178:524 расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Спортивная, д. 11, площадью 20 718 кв. м по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013, требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка от 07.09.2012 N 6384, обязал теруправление по вступлении решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность земельного участка и направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101178:524, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Спортивная, д. 11, площадью 20 718 кв. м, по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2013 решение от 30.01.2013 и постановление от 15.04.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014, требования удовлетворены.
Теруправление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество является собственником объектов недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.04.2010 серии 63-АД N 485274, 16.09.2010 серии 63-АЕ N 159650, которые расположены на земельном участке площадью 20 718 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101178:524.
Общество обратилось к теруправлению с заявлением от 23.03.2012 о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка с приложением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
20.06.2012 теруправление заявление и приложенный пакет документов направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - агентство).
Теруправление письмом от 07.09.2012 N 6384 отказало обществу в предоставлении земельного участка, ссылаясь на письмо агентства от 20.08.2012 N ПП-10/33760, в связи с тем, что согласно акту внеплановой проверки фактического использования земельного участка от 16.06.2012 N 49/63-2012 на испрашиваемом земельном участке расположено здание автомойки, используемое заявителем, при этом сведения о зарегистрированных правах на данное здание отсутствуют. В представленных документах отсутствуют материалы, подтверждающие наличие разрешения собственника земельного участка на строительство зданий, строений и сооружений на данном земельном участке. Также на испрашиваемом земельном участке расположены площадки с асфальтовым (бетонным) покрытием, при этом данные сооружения имеют признаки, позволяющие отнести их к объектам недвижимости, подлежащим кадастровому учету.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Доводы теруправления о том, что нежилое здание (здание автомойки), асфальтовое покрытие расположенные на испрашиваемом земельном участке, отвечают признакам недвижимого имущества правильно признаны судами противоречащими действующему законодательству, опровергаются актом технической инвентаризации, проведенной 05.12.2012 МУП "Инвентаризатор".
Техническим заключением по результатам обследования, выполненного ООО "Капитальный проект" 03.12.2012, установлено, что здание не имеет фундаментов, каркас-профильные стальные трубы, стены профлист по металлическому каркасу с утеплителем, кровельное покрытие рулонно - битумное, смонтировано по утеплителю, профлист. Сооружение является вспомогательным для основного здания автосалона, является объектом не капитального строительства, относится к объектам временного назначения, не подлежит постановке на технический, кадастровый учет и регистрации, асфальтовое покрытие перед зданием относится к внутриквартальной дороге, не является основным дорожным полотном для проезда автомобилей, относится к временным сооружениям.
Таким образом, все объекты, которые не являются объектами капитального строительства, не описываются в технических паспортах, а на объекты, являющимися объектами капитального строительства (имеющие признаки недвижимого имущества) уполномоченный орган технического учета изготавливает технические паспорта.
В связи с чем суды двух инстанций пришли к верному выводу об отсутствии доказательств отнесения вышеназванных объектов к объектам недвижимости.
Доводы теруправления, о том, что оно не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объекта недвижимого имущества и осуществляет указанные полномочия по конкретному поручению агентства также являются правильно признаны несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия теруправления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с п. 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 июля 2012 г. в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. При приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности.
Собственник недвижимого имущества, выбывшего из государственной собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
На земельном участке расположены объекты, которые были ранее отчуждены из государственной собственности.
Судами установлено, что документы, подтверждающие право общества на применение льготной цены, были приложены к заявлениям направленным в адрес руководителя теруправления.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении требований общества не имелось.
Доводы кассационной жалобы указывают на переоценку доказательств по делу.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А55-33446/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 июля 2012 г. в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. При приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2014 г. N Ф06-12350/13 по делу N А55-33446/2012
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12350/13
19.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2679/14
30.01.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-23875/13
22.11.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-33446/12
31.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5966/13
15.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3357/13
30.01.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-33446/12