Реструктуризация кредиторской задолженности:
условия и порядок проведения
Принимая во внимание невозможность единовременной уплаты организациями образовавшейся задолженности по платежам в бюджет, Правительством РФ в целях урегулирования проблемы неплатежей принято постановление от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
Но чрезмерно жесткие условия, установленные данным постановлением и обязывающие организации своевременно и в полном объеме уплачивать текущие платежи, не позволили большинству налогоплательщиков провести в 1999-2000 гг. реструктуризацию образовавшейся задолженности по платежам в бюджет.
Учитывая данные обстоятельства, Правительство РФ приняло постановление от 23.05.01 N 410 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002".
Кроме того, приказом МНС России от 21.06.01 N БГ-3-10/191 "О применении в 2001 г. порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" утверждены правила, регламентирующие процедуру реструктуризации долгов в 2001 г.
В соответствии с указанными документами в текущем году реструктуризации подлежит:
задолженность юридических лиц по федеральным налогам и сборам, образовавшаяся по состоянию на 1-е января 2001 г., но не более задолженности на первое число месяца подачи заявления;
задолженность по начисленным пеням и предъявленным штрафам - на дату принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности.
При этом задолженность по штрафам должна быть признана налогоплательщиком ко взысканию (подача заявления о реструктуризации задолженности по штрафам является фактом ее признания).
Условия реструктуризации задолженности
Заявление о реструктуризации долгов должно быть подано юридическим лицом до 1 декабря 2001 г.
Для получения права на проведение реструктуризации образовавшейся задолженности юридическое лицо должно обеспечить полную уплату федеральных налогов и сборов, начисленных с 1 января 2001 г. по первое число месяца принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности. Допускается единовременная уплата начисленных за указанный период сумм налогов и сборов. Следует учитывать, что суммы налогов и сборов, дополнительно начисленные в 2001 г. по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, также относятся к текущим налоговым платежам.
Реструктуризация осуществляется путем предоставления налогоплательщикам рассрочки уплаты задолженности по налогам и сборам на 6лет, пеням и штрафам - на 4 года после погашения задолженности по налогам и сборам.
Если организация не имеет задолженности по налоговым платежам, она получает право реструктуризации задолженности по пеням и штрафам на 10 лет.
Погашение образовавшейся задолженности должно осуществляться организацией ежеквартально равными долями. При этом предприятия и организации энергетики (в том числе атомной и коммунальной) и угольной промышленности имеют право производить погашение задолженности по налогам и сборам начиная со второго года после принятия решения о реструктуризации долгов.
С рассроченных сумм задолженности по налогам и сборам уплачиваются проценты в размере одной десятой годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату вступления в силу постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002, которая составляла на указанную дату 55%.
Проценты начисляются на сумму непогашенной задолженности и уплачиваются не позднее 15 числа последнего месяца квартала. При исчислении процентов по первому сроку уплаты необходимо учитывать количество дней, прошедших с момента принятия решения.
Предприятия и организации энергетики и угольной промышленности осуществляют уплату процентов на общих основаниях, т.е. ежеквартально начиная с первого года.
С рассроченной задолженности по пеням и штрафам проценты не уплачиваются.
Задолженность, не подлежащая реструктуризации
В задолженность, подлежащую реструктуризации, не включаются действующие отсрочки (рассрочки) платежей в федеральный бюджет, в том числе в виде налогового и инвестиционного налогового кредитов, предоставленные ранее.
Постановление N 1002 (в ред. от 23.05.01 N 410) не распространяется на задолженность, отсроченную в соответствии с Указом Президента РФ от 19.01.96 N 65*(1), реструктурированную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395*(2), а также на пени, начисленные по состоянию на 20 мая 1996 г. на задолженность по федеральному бюджету и не взысканные на основании п.11 Указа Президента РФ от 08.05.96 N 685*(3) (если указанные пени не списаны в соответствии с приказом МНС России от 03.09.99 N АП-3-09/290*(4)).
Не подлежит реструктуризации в соответствии с настоящим постановлением задолженность, образовавшаяся по подоходному налогу, поскольку в данном случае юридическое лицо выступает налоговым агентом, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Задолженность юридических лиц по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, налогу на пользователей автомобильных дорог, начисленным пеням и штрафам за несвоевременную уплату этих налогов, предъявленным штрафам за нарушение ведения расчетов с населением с использованием ККМ и задолженность по уплате госпошлины также не может быть реструктурирована в соответствии с настоящим постановлением.
Порядок проведения реструктуризации задолженности, утвержденный постановлением N 1002, не распространяется на нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие организации, кроме открытых акционерных обществ "Ангарская нефтехимическая компания", "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод", "Московский нефтеперерабатывающий завод", "НОРСИ".
Кроме того, следует отметить, что согласно данному постановлению реструктуризация задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз. Таким образом, юридические лица, ранее получившие право на реструктуризацию задолженности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 и утратившие это право в связи с невыполнением условий реструктуризации, не могут повторно подать заявление или восстановить действие ранее принятого решения. В то же время, организации, получившие в 1999-2000 гг. право на реструктуризацию задолженности в соответствии с данным постановлением и выполняющие все условия, могут дополнительно реструктурировать задолженность по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления и принятия решения, ранее не подлежавшую реструктуризации.
Также организации, реструктурировавшие задолженность по налогам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 05.03.97 N 294 или от 14.04.98 N 395 и обеспечившие соблюдение установленных условий и полное погашение рассроченной задолженности, имеют право реструктурировать вновь образовавшуюся задолженность согласно постановлению Правительства РФ от 03.09.99 N 1002.
Документы, необходимые для реструктуризации задолженности
Принятие решения о реструктуризации задолженности (вне зависимости от суммы долга) в 2001 г. в соответствии с постановлением N 1002 возложено на налоговые органы по месту постановки юридического лица на налоговый учет.
Для рассмотрения вопроса о возможности проведения реструктуризации задолженности организация представляет в налоговый орган следующие документы:
1) заявление о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам;
2) заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам;
3) дополнительное заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, и штрафам;
4) документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) по платежам в федеральный бюджет, в том числе в виде налогового и инвестиционного налогового кредитов, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления;
5) справку налогового органа, подтверждающую фактическое поступление текущих платежей по федеральным налогам и сборам в сумме обязательных начислений за период с 1 января 2001 г. по первое число месяца подачи заявления;
6) справку налогового органа по месту регистрации организации о задолженности по налогам и сборам на первое число месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности;
7) справку налогового органа по месту регистрации налогоплательщика о задолженности по пеням и штрафам на первое число месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности;
8) проект графика погашения задолженности по федеральным налогам и сборам. Если федеральный налог либо его часть подлежит зачислению в региональный бюджет, то график погашения задолженности должен быть согласован с органом, уполномоченным принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации. При составлении графика погашения задолженности организация должна иметь в виду, что при принятии налоговым органом решения в первом и втором месяцах квартала первый срок погашения задолженности будет приходиться на третий месяц этого же квартала.
Соответственно, при вынесении налоговым органом решения в последнем месяце квартала первый срок погашения рассроченной задолженности перейдет на следующий квартал;
9) проект графика погашения задолженности по пеням и штрафам.
Образцы бланков указанных документов, необходимые для реструктуризации, даны в приложении к Правилам по применению в 2001 г. Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 (в ред. от 23.05.01 N 410). С ними организация может ознакомиться в налоговом органе по месту постановки на налоговый учет.
Организация, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), для рассмотрения вопроса о предоставлении права на реструктуризацию задолженности должна представить в налоговый орган мировое соглашение, заключенное с конкурсными кредиторами и утвержденное арбитражным судом.
Кроме того, организация имеет право одновременно с реструктуризацией задолженности по федеральным налогам реструктурировать задолженность по региональным и местным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам в соответствии с названным постановлением. Для этого к вышеуказанным документам следует приложить:
1) ходатайство органа, уполномоченного принимать решения от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, о проведении реструктуризации кредиторской задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующих субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования одновременно с реструктуризацией ее задолженности по федеральным налогам, начисленным пеням и штрафам;
2) проекты графиков погашения задолженности организации по региональным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, согласованные с органом, уполномоченным принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;
3) справку о размере задолженности по региональным и местным налогам, начисленным пеням и штрафам по состоянию на первое число месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности.
В целях формирования пакета документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, организации до подачи заявления следует обратиться в налоговый орган по месту учета за предоставлением соответствующих справок.
В случае несоблюдения организацией требований, предъявляемых к вышеназванным документам, налоговые органы обязаны не позднее 15 рабочих дней с момента получения от организации заявления возвратить ей документы с указанием причины отказа в рассмотрении.
Налогоплательщики должны иметь в виду, что подача заявления не является основанием для приостановления применения к организациям предусмотренных законодательством мер принудительного взыскания образовавшейся задолженности.
В то же время, если в отношении должника налоговым органом принято и направлено судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании задолженности за счет имущества, налогоплательщик может включить в пакет документов обращение о приостановлении исполнительных действий на период вынесения налоговым органом решения о реструктуризации задолженности в случае, если к моменту подачи заявления имущество не реализовано.
Погашение задолженности налогоплательщиком
Налоговый орган, рассмотрев заявление и представленный пакет документов, удовлетворяющий предъявляемым требованиям, в течение 30 рабочих дней принимает решение о предоставлении организации права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам.
По заявлениям, поданным налогоплательщиками в ноябре текущего года, решения должны быть приняты не позднее 31 декабря 2001 г.
С момента принятия решения о реструктуризации задолженности налоговый орган приостанавливает применение к должнику мер принудительного взыскания, а также начисление пеней на рассроченную задолженность по налогам и сборам.
Организация, получив рассрочку по уплате задолженности, обязана ежеквартально уплачивать текущие налоговые платежи в полном объеме, погашать рассроченную задолженность в соответствии с установленным графиком, а также уплачивать проценты на непогашенную задолженность по налогам и сборам. При наличии задолженности по уплате текущих платежей, а также причитающихся сумм погашения задолженности по установленному графику по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом, организация утрачивает право на реструктуризацию образовавшейся задолженности по обязательным платежам в бюджет. Соответствующий налоговый орган в месячный срок принимает решение о прекращении действия ранее принятого решения о реструктуризации задолженности и совместно с ФСФО (его территориальным агентством) принимает меры по взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.
При погашении реструктурированной задолженности организациям необходимо учитывать, что излишне уплаченные суммы в счет погашения задолженности в одном квартале не уменьшают сумму долга, причитающуюся к уплате в следующем квартале, а засчитываются в погашение задолженности по последнему сроку (последним срокам) графика.
Постановление N 1002 предусматривает стимулирование досрочного погашения задолженности. Так, если организация погасит половину реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации задолженности и обеспечит своевременную и полную уплату текущих платежей в федеральный бюджет в данном периоде, то Минфин России по представлению МНС России или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию).
При погашении реструктурированной задолженности за 4 года, а также полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в указанном периоде производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении в федеральный бюджет текущих налоговых платежей в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации задолженности производится списание половины оставшегося непогашенным долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию). При обеспечении полной и своевременной уплаты текущих налоговых платежей в течение 4 лет производится списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию).
Особенности реструктуризации задолженности сельскохозяйственными
предприятиями и организациями
Предприятия и организации сельского хозяйства, а также крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также начисленным пеням и штрафам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.06.01 N 458 "О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов".
Условия и порядок проведения реструктуризации образовавшейся задолженности практически аналогичны порядку реструктуризации долгов согласно постановлению Правительства РФ N 1002.
Основным отличием является погашение организациями рассроченной задолженности равными долями не реже одного раза в полугодие, а также иной порядок стимулирования урегулирования проблемы неплатежей. Так, при погашении данными предприятиями одной трети задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и уплате текущих платежей в течение 2 лет списывается 50% суммы пеней и штрафов. В случае полного погашения рассроченной задолженности по указанным налогам и взносам и уплаты текущих платежей в течение последующих 4 лет производится окончательное списание задолженности по пеням и штрафам.
Следует также иметь в виду, что решение о реструктуризации задолженности предприятий по страховым взносам принимается налоговым органом при наличии актов сверки задолженности, заверенных в установленном порядке региональными (территориальными) организациями государственных внебюджетных фондов. При этом решения о реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принимаются органами Фонда социального страхования Российской Федерации в рассмотренном выше порядке.
О.М. Спицына,
советник налоговой службы I ранга
"Бухгалтерский учет", N 20, октябрь 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 года".
*(2) "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом".
*(3) "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины".
*(4) "Об утверждении порядка перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.