г. Казань |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А57-215/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Королевой Н.Н., Гарифуллиной К.Р.,
при участии представителей:
истца - Горячев А.В. (доверенность от 28.11.2014), Малюгин М.А.(доверенность от 28.11.2014),
ответчика - Романов И.Е. (доверенность от 05.09.2014 N 01-03/2456), Калашникова Е.Н. (доверенность от 04.07.2014 N 90),
третьего лица - Сабешкина Е.Г. (доверенность от 23.09.2014 N 01-08/883),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2013 (судья Лузина О.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Никитин А.Ю., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-215/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" к Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о взыскании за счет казны Саратовской области суммы недополученной компенсации выпадающих доходов за осуществленные обществом с ограниченной ответственностью "Фарватер" перевозки пассажиров и багажа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фарватер" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Саратовской области в лице комитета транспорта Саратовской области о взыскании за счет казны Саратовской области убытков, составляющих недополученную компенсацию выпадающих доходов за осуществленные перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка", за период с 01.01.2012 по 17.08.2012, в размере 19 428 875,57 рублей (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2013 исковые требования удовлетворены частично, в пользу истца взыскано 17 500 796,52 руб. убытков, судебные расходы в размере 100 468,89 руб., судебные издержки, связанные с оплатой проведенной судебной экспертизы, в размере 20 000 руб. В остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 решение суда первой инстанции изменено.
Резолютивная часть решения суда изложена в следующей редакции: "Взыскать с Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фарватер", г. Саратов (ОГРН 1076450011880, ИНН 6450930790) убытки в размере 17 134 476 руб., судебные расходы в сумме 86 279,83 руб., судебные издержки, связанные с оплатой проведенной судебной экспертизы, в размере 17 638 руб.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу Федерального бюджетного учреждения "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" (ФБУ "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ") 410003, г. Саратов, ул. Кутякова, д. 10 судебные издержки, связанные с оплатой проведенной судебной экспертизы в сумме 45 858,8 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" в пользу Федерального бюджетного учреждения "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" (ФБУ "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ") судебные издержки, связанные с оплатой проведенной судебной экспертизы в сумме 6 141,2 руб.".
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет транспорта Саратовской области и Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, принять решение об отказе в удовлетворении иска ввиду недоказанности наличия причиненных истцу убытков, поскольку компенсационные платежи произведены в его пользу в полном объеме в пределах соответствующих бюджетных обязательств.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между государственным автономным учреждением Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" и ООО "Фарватер" заключен договор от 22.11.2010 N 07-10/358 "О транспортном обслуживании населения Саратовской области водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщений в навигацию 2011, 2012, 2013 годов". С 17.08.2012 данный договор расторгнут.
В соответствии с пунктом 1.1. данного договора ГАУ "Управление пассажирских перевозок" поручает, а ООО "Фарватер" обязуется обеспечить перевозку пассажиров и багажа водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения на навигации 2011, 2012 и 2013 годов по трем пригородным линиям: "Саратов - Кошели", "Саратов - Шумейка", "Саратов -Сосновка".
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что при осуществлении перевозок перевозчик обязан осуществлять перевозки пассажиров и багажа по регулируемым Правительством Саратовской области тарифам и осуществлять перевозки льготных категорий граждан.
В пункте 1.3. договора предусмотрено, что для возмещения выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан, а также осуществления перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по маршрутам регулярного сообщения водным транспортом между перевозчиком и организатором перевозок ежегодно заключаются соответствующие договоры на основании действующих законов и нормативным правовых актов РФ и Саратовской области.
Между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, государственным автономным учреждением Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" и ООО "Фарватер" заключен договор от 16.03.2012 N 02-06/163 "Об организации перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщений и о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые речным транспортом пригородного сообщения в навигацию 2012 года".
Пунктом 3.1 договора от 16.03.2012 N 02-06/163 предусмотрено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области производит возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан при осуществлении перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщений по регулируемым Правительством Саратовской области тарифам.
ООО "Фарватер" в период навигации 2012 года выполнял соответствующие перевозки пассажиров, как льготной категории граждан, так и по регулируемым правительством тарифам с последующим предоставлением заказчику отчетов о выполненной работе.
На основании отчетов ООО "Фарватер" произведено возмещение выпадающих доходов от применения регулируемых тарифов в сумме 9 294 127 рублей. Также ООО "Фарватер" было выплачено 574 137,00 руб. в счет возмещения выпадающих доходов, возникших от перевозки граждан льготных категорий.
Полагая, что реальные расходы, понесенные ООО "Фарватер" от осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, превышают возмещённую сумму выпадающих доходов, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в размере недополученной компенсации выпадающих доходов.
С учетом выводов ФБУ "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, взыскав с Саратовской области в лице Комитета транспорта по Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу ООО "Фарватер" сумму недополученной компенсации выпадающих доходов за осуществленные ООО "Фарватер" перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка", за период с 01.01.2012 по 17.08.2012 в размере 17 500 796,52 руб.
Удовлетворяя заявленные требования на основании статей 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 86, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ суд первой инстанции исходил из того, что возникшие у ООО "Фарватер" расходы явились следствием неисполнения Комитетом транспорта Саратовской области обязательств по компенсации в полном объеме потерь доходов, возникших в результате государственного регулирования тарифов при перевозке пассажиров.
Проверяя обоснованность принятого решения, определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Аудит-агентство" Меркуловой Г.Г., учитывая то, что навигационный период начинается с 27.04.2012, а не с 01.01.2012, как определил суд первой инстанции.
Согласно заключению от 26.05.2014 N 19 сумма фактически понесенных затрат ООО "Фарватер", связанных с перевозкой в навигационный период с 27.04.2012 по 17.08.2012 пассажиров по регулярным тарифам по трем пригородным маршрутам по регулярным тарифам составила 26 141 707,58 рублей.
В судебном заседании эксперт Меркулова Г.Г. пояснила, что сумма фактически понесенных затрат, относящихся к навигационному периоду с 27.04.2012 по 17.08.2012, определена на основании первичных бухгалтерских документов.
Исходя из определенного экспертом размера фактически затрат с учетом процента рентабельности, принятого государственного регулирования тарифов Саратовской области для ООО "Форватер", фактически выплаченной ответчиком суммы компенсации и полученного дохода ООО "Фарватер" от продажи билетов по регулируемым тарифам, размер обоснованно заявленной суммы убытков правомерно определен судом апелляционной инстанции в размере 17 134 476 руб.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами кассаторов о том, что возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов, производилось в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных областным бюджетом на 2012 год, а образовавшиеся у истца издержки обусловлены исключительно выбранным им способом ведения хозяйственной деятельности и оптимизацией коммерческих рисков.
В соответствии со статьей 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и иных плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе.
В случае предоставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров размер провозной платы определяется перевозчиками по согласованию с указанными органами.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг закреплен в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Затраты и недополученные доходы перевозчиков могут возникнуть в случае ограничения стоимости (цены) перевозок пассажиров и их багажа органами исполнительной власти и (или) органами местного самоуправления.
Перечень услуг транспортных, снабженческо- сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, предусматривает возможность регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах.
Указанная норма Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации направлена на защиту экономических интересов перевозчиков в случае введения такого регулирования тарифов, при котором устанавливаемые тарифы не обеспечивают полного возмещения затрат таких перевозчиков и получение ими доходов в размере, который хозяйствующие субъекты могли бы получить при отсутствии государственного регулирования.
Полномочия по государственному регулированию услуг, названных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, возложены на органы субъектов Российской Федерации.
Истцом в указанный период осуществлялась перевозка как льготной категории граждан, так и граждан по регулируемым тарифам, утвержденным Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 03.05.2012 N 16/2 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и провоза багажа речным транспортом в местном сообщении на территории Саратовской области", субсидирование которых предусмотрено Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2012 год".
Выпадающие доходы перевозчика, возникающие от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, определяются как разность между экономически обоснованными затратами, связанными с осуществлением перевозок пассажиров по регулируемым тарифам и доходами перевозчика от осуществления перевозок пассажиров по регулируемым тарифам.
Расходы истца, понесенные в связи с перевозкой пассажиров речным транспортом, являются экономически оправданными и документально подтвержденными затратами, соответствующими критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, связаны с осуществляемой им как налогоплательщиком предпринимательской деятельностью, направленной на получение дохода.
Несогласие с соответствующим выводом суда апелляционной инстанции, основанном на оценке собранных по делу доказательств, в том числе экспертных заключений, в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены соответствующего судебного акта.
Определением от 11.07.2014 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд произвел замену в порядке процессуального правопреемства Комитета транспорта Саратовской области на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Между тем в резолютивной части постановления в качестве органа публичного образования указан Комитет транспорта Саратовской области, что, по мнению суда кассационной инстанции, не является нарушением норм материального, процессуального права, а представляет собой описку, допущенную при изготовлении судебного акта, исправление которой предусмотрено статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 по делу N А57-215/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень услуг транспортных, снабженческо- сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, предусматривает возможность регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах.
Указанная норма Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации направлена на защиту экономических интересов перевозчиков в случае введения такого регулирования тарифов, при котором устанавливаемые тарифы не обеспечивают полного возмещения затрат таких перевозчиков и получение ими доходов в размере, который хозяйствующие субъекты могли бы получить при отсутствии государственного регулирования.
Полномочия по государственному регулированию услуг, названных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, возложены на органы субъектов Российской Федерации.
...
Расходы истца, понесенные в связи с перевозкой пассажиров речным транспортом, являются экономически оправданными и документально подтвержденными затратами, соответствующими критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, связаны с осуществляемой им как налогоплательщиком предпринимательской деятельностью, направленной на получение дохода."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 декабря 2014 г. N Ф06-16747/13 по делу N А57-215/2013
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16747/13
19.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-64/14
30.12.2013 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-215/13
29.11.2013 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-215/13