г. Саратов |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А57-215/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой
судей Никитина А.Ю., Ф.И. Тимаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко А.В.
при участии: от министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - Калашникова Елена Николаевна, по доверенности от 04.07.2014 года,
от общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" - Афанасьева Марина Юрьевна, по доверенности от 12.02.2014 года,
от ГБУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" - Сабешкина Елена Геннадьевна, по доверенности от 24.12.2013 года
от министерства финансов Саратовской области - Ильинов Денис Валерьевич, по доверенности 08.08.2014 года,
эксперт Меркулова Гульжиян Гумаровна, лично, паспорт
рассматривает в судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Первомайская, 74
апелляционные жалобы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2013 года по делу N А57-215/2013, судья Лузина О.И.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фарватер", г. Саратов, ул. Чернышевского, 153 (ИНН 6450930790, ОГРН 1076450011880)
к Саратовской области, в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (ИНН 6452945778, ОГРН 1106450000370),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное бюджетное учреждение "Управление пассажирских перевозок", г. Саратов, ул. 1-я Садовая, 104,
Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов, ул. Московская, 72,
комитет государственного регулирования тарифов по Саратовской области, г.Саратов, ул. Челюскинцев, 116,
общество с ограниченной ответственностью "Берег 2008", г. Саратов, ул.Комсомольская, 75б/1,
общество с ограниченной ответственностью "Циклон", г. Саратов, ул.Чернышевского, 153, оф.117,
комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, ул.Радищева, 30,
администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, ул.Первомайская, 78
о взыскании с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области сумму недополученной компенсации выпадающих доходов за осуществленные обществом с ограниченной ответственностью "Фарватер" перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка", за период с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г., в размере 19 428 875,57 руб.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Фарватер" с иском к Саратовской области в лице комитета транспорта Саратовской области, третье лицо - государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" о взыскании за счет казны Саратовской области убытков от перевозки пассажиров и багажа внутренним водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщений, по регулируемым Правительством Саратовской области тарифам в сумме 15 493 777,80 рублей.
В процессе судебного разбирательства ООО "Фарватер" в порядке ст. 49 АПК РФ увеличил сумму исковых требований, и просит взыскать с Саратовской области в лице Комитета транспорта по Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" сумму недополученной компенсации выпадающих доходов за осуществленные обществом с ограниченной ответственностью "Фарватер" перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка", за период с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г., в размере 19 428 875,57 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2013 г. взыскано с Саратовской области в лице Комитета транспорта по Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" сумму недополученной компенсации выпадающих доходов за осуществленные обществом с ограниченной ответственностью "Фарватер" перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка", за период с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г., в размере 17 500 796,52 руб., судебные расходы в сумме 100 468,89 руб., судебные издержки, связанные с оплатой проведенной судебной экспертизы в размере 20 000 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, комитет транспорта Саратовской области и комитет регулирования тарифов Саратовской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить по основаниям, изложенным в жалобах.
Определением от 11.07.2014 г. (резолютивная часть определения объявлена 08.07.2014 г.) Двенадцатый арбитражный апелляционный суд произвел замену в порядке процессуального правопреемства Комитета транспорта Саратовской области на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, выслушав полномочных представителей, участвующих в деле, коллегия судей приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Саратовской области от 04.03.2010 г. N 69 - П утверждено Положение о проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения Саратовской области водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения.
Организатором конкурса является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области или уполномоченная им организация (далее - организатор конкурса).
В соответствии с приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области N 214 от 06.10.2010 г. "О конкурсе на право заключения договора о транспортном обслуживании населения Саратовской области водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения", ГАУ "Управление пассажирских перевозок" было поручено в срок до 23.10.2010 года провести конкурс на право заключения договора о транспортном обслуживании населения Саратовской области водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения на навигации 2011, 2012 и 2013 годов. В этот же срок необходимо было заключить с победителем конкурса соответствующий договор.
По итогам проведенного конкурса победителем было признано ООО "Фарватер".
Между государственным автономным учреждением Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" и ООО "Фарватер" заключен договор от 22.11.2010 N 07-10/358 "О транспортном обслуживании населения Саратовской области водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщений в навигацию 2011, 2012, 2013 годов". С 17.08.2012 г. данный договор расторгнут.
В соответствии с пунктом 1.1. данного договора, ГАУ "Управление пассажирских перевозок" поручает, а ООО "Фарватер" обязуется обеспечить перевозку пассажиров и багажа водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения на навигации 2011, 2012 и 2013 годов по трем пригородным линиям: "Саратов - Кошели", "Саратов - Шумейка", "Саратов - Сосновка".
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что при осуществлении перевозок Перевозчик обязан осуществлять перевозки пассажиров и багажа по регулируемым Правительством Саратовской области тарифам и осуществлять перевозки льготных категорий граждан.
В пункте 1.3. договора предусмотрено, что для возмещения выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан, а также осуществления перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по маршрутам регулярного сообщения водным транспортом между Перевозчиком и Организатором перевозок ежегодно заключаются соответствующие договоры на основании действующих законов и нормативным правовых актов РФ и Саратовской области.
16.03.2012 г. между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, государственным автономным учреждением Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" и ООО "Фарватер" заключен договор N 02-06/163 "Об организации перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщений и о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые речным транспортом пригородного сообщения в навигацию 2012 года"
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 02-06/163 от 16.03.2012 г., в период навигации 2012 года ООО "Фарватер" приняло на себя обязательство осуществлять перевозку пассажиров и багажа водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщений по маршрутам регулярных сообщений "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка" по регулируемым Правительством Саратовской области тарифам.
Пунктом 3.1 договора N 02-06/163 от 16.03.2012 г. предусмотрено, что министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области производит возмещение выпадающих доходов возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан при осуществлении перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщений по регулируемым Правительством Саратовской области тарифам.
В связи с реорганизацией министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в форме разделения на комитет транспорта Саратовской области и комитет дорожного хозяйства Саратовской области согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 09.04.2012 N 176-П, комитет транспорта Саратовской области стал являться правопреемником министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по вопросам осуществления функций в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Исполняя взятые на себя договорные обязательства, ООО "Фарватер" в период навигации 2012 года выполнял соответствующие перевозки пассажиров, как льготной категории граждан, так и по регулируемым правительством тарифам, с последующим предоставлением заказчику отчетов.
Перевозки пассажиров и багажа водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщений по маршрутам регулярных сообщений "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка" осуществлялись ООО "Фарватер" на основании тарифов, утвержденных Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 03.05.2012 года N 16/2 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и провоза багажа речным транспортом в местном сообщении на территории Саратовской области".
На основании направленных в адрес ГАУ "Управление пассажирских перевозок" отчетов о выполненной работе по перевозке пассажиров в пригородном и межмуниципальных сообщениях и о количестве перевезенных пассажиров, ООО "Фарватер" было произведено возмещение выпадающих доходов от применения регулируемых тарифов в сумме 9 294 127 рублей. Также ООО "Фарватер" было выплачено 574 137,00 руб. в счет возмещения выпадающих доходов, возникших от перевозки граждан льготных категорий.
Учитывая, что реальные расходы, понесенные ООО "Фарватер" от осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, превышают возмещённую сумму выпадающих доходов, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков в размере недополученной компенсации выпадающих доходов. По мнению истца ООО "Фарватер", ему незаконно не было компенсировано выпадающих доходов на общую сумму 19 428 875,57 рублей.
С целью определения суммы фактически понесенных ООО "Фарватер" расходов, связанных с перевозкой пассажиров, арбитражным судом первой инстанции по делу назначена финансово-экономическая экспертиза в ФБУ "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", на разрешение которой поставлены следующие вопросы:
1. Какова сумма фактически понесенных обществом с ограниченной ответственностью "Фарватер" расходов, связанных с перевозкой пассажиров по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка" по регулируемым тарифам за период с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г., на основании договоров N 07-10/358 от 22.11.2010 г. и N 02-06/163 от 16.03.2012 г.
2. Какова сумма убытков (недополученной компенсации выпадающих доходов) общества с ограниченной ответственностью "Фарватер", сложившихся в результате перевозки пассажиров по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка" по регулируемым тарифам за период с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г., на основании договоров N 07-10/358 от 22.11.2010 г. и N 02 06/163 от 16.03.2012 г.
В заключении ФБУ "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" экспертом Шихориной Т.В. даны следующие ответы на поставленные арбитражным судом вопросы:
1. Согласно представленным на исследование документам, сумма фактически понесенных обществом с ограниченной ответственностью "Фарватер" расходов, связанных с перевозкой пассажиров по трем пригородным маршрутам: "Саратов - Сосновка", "Саратов - Кошели", "Саратов - Шумейка" по регулируемым тарифам за период с января по август 2012 г., на основании договоров N 07-10/358 от 22.11.2010 г. и N 02- 06/163 от 16.03.2012 составляет 26 509 084,29 рублей.
2. Сумма недополученной компенсации выпадающих доходов общества с ограниченной ответственностью "Фарватер", сложившихся в результате перевозки по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка" по регулируемым тарифам за период с января по август 2012 г., на основании договоров N 07-10/358 от 22.11.2010 г. и N 02-06/163 от 16.03.2012 составляет 17 214 957,29 рублей.
С целью определения правильности расчета процентов рентабельности и суммы доходов, полученных ООО "Фарватер" от перевозки пассажиров в период с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г., арбитражным судом первой инстанции была назначена по делу дополнительная экспертиза в ФБУ "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", на разрешение которой поставлены вопросы:
1.Определить сумму рентабельности Общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" в процентах и в денежном выражении, связанных с перевозкой пассажиров по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов- Шумейка", по регулируемым тарифам за период с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г. (помесячно);
2.Определить сумму доходов Общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" в денежном выражении, полученных от перевозок пассажиров по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка", по регулируемым тарифам за период с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г.
В экспертном заключении N 4590/3-3 от 23 октября 2013 года даны следующие ответы на поставленные судом вопросы:
1. Рентабельность Общества с ограниченной ответственностью "Фарватер", связанная с перевозкой пассажиров по трем пригородным маршрутам: "Саратов- Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка", по регулируемым тарифам за период с 01.01.2012 года по 17.08.2012 года в денежном выражении могла составить 3 234 108,28 рублей (три миллиона двести тридцать четыре тысячи сто восемь рублей 28 копеек);
2. Сумма доходов Общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" в денежном выражении, полученных от перевозок пассажиров по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка", по регулируемым тарифам за период с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г. поставляет 446 053,00 рублей (Четыреста сорок шесть тысяч пятьдесят три рубля).
Арбитражный суд первой инстанции, оценив представленные доказательств, в том числе заключения экспертов по правилам положений статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, взыскав с Саратовской области в лице Комитета транспорта по Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" сумму недополученной компенсации выпадающих доходов за осуществленные обществом с ограниченной ответственностью "Фарватер" перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка", за период с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г., в размере 17 500 796,52 руб.
Удовлетворяя заявленные требования на основании статей 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 86, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" суд первой инстанции исходил из того, что возникшие у ООО "Фарватер" расходы явились следствием неисполнения комитетом транспорта Саратовской области обязательств по компенсации в полном объеме потерь доходов, возникших в результате государственного регулирования тарифов при перевозке пассажиров.
В суде апелляционной инстанции, с учетом возражений ответчика и з-го лица ГБУ "Управление пассажирских перевозок" относительно периода с 01.01.2012 г. по 17.08.2012 г., за который экспертом определялась сумма недополученной компенсации выпадающих доходов за осуществленные перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по трем пригородным маршрутам, по ходатайству лиц, участвующих в деле определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 г. назначена по делу N А57-215/2013 судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Аудит-агентство" Меркуловой Г. Г..
Поскольку навигационный период начинается с 27.04.2012 г., на разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
1. Какова сумма фактически понесенных затрат ООО "Фарватер" связанных с перевозкой в навигационный период с 27.04.2012 по 17.08.2012 пассажиров по регулируемым тарифам по трем пригородным маршрутам Саратов-Сосновка, Саратов-Кошели, Саратов-Шумейка с разбивкой по видам затрат и месяцам?
2. Каково количество перевезенных ООО "Фарватер" в навигационный период с 27.04.2012 по 17.08.2012 пассажиров по трем пригородным маршрутам Саратов-Сосновка, Саратов-Кошели, Саратов- Шумейка, подтвержденные бухгалтерскими документами первичного учета?
Экспертом ООО "Аудит-Агентство" Меркуловой Г.Г. в заключении N 19 от 26.05.2014 г. даны следующие ответы на поставленные вопросы:
По первому вопросу: Согласно представленным на исследование документам, имеющимся в 47 томах дела, сумма фактически понесенных затрат ООО "Фарватер" связанных с перевозкой в навигационный период с 27.04.2012 г. по 17.08.2012 г. пассажиров по регулярным тарифам по трем пригородным маршрутам Саратов-Сосновка, Саратов-Кошели, Саратов-Шумейка с разбивкой по месяцам составляет:
- апрель 2 714 593,51 рублей
- май 4 672 934,90 рублей
- июнь 8 385 519,76 рублей
- июль 4 738 478,36 рублей
- август 5 630 181,05 рублей
Итого сумма фактически понесённых затрат, относящихся к навигационному периоду с 27.04.2012 по 17.08.2012 года и связанных с перевозкой пассажиров по регулярным тарифам по трем пригородным маршрутам Саратов-Сосновка, Саратов-Кошели, Саратов-Шумейка составила 26 141 707,58 рублей.
По второму вопросу: количество перевезенных ООО "Фарватер" в навигационный период с 27.04.2012 по 17.08.2012 пассажиров по трем пригородным маршрутам Саратов-Сосновка, Саратов-Кошели, Саратов-Шумейка, подтвержденное бухгалтерскими документами первичного учета составляет всего 19597 пассажиров, из них 7900 взрослых, 883 детей и 10814 льготных пассажира.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции, ответчиком и третьими лицами заявлено ходатайство о вызове для дачи пояснений эксперта ООО "Аудит-Агентство" Меркуловой Г.Г.
Судебной коллегией, с учетом мнения присутствовавших в судебном заседании представителей сторон, заявленное ходатайство о вызове эксперта удовлетворено.
В судебном заседании эксперт Меркулова Г.Г. пояснила, что сумма фактически понесенных затрат, относящихся к навигационному периоду с 27.04.2012 по 17.08.2012 г. определена экспертом на основании первичных бухгалтерских документов. Также эксперт дала пояснения относительно методики расчета причального сбора с разбивкой по месяцам, относящимся к навигационному периоду 2012 года.
Оценив экспертное заключение ООО "Аудит-Агентство" N 19 от 23.05.2014 г. с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют.
В связи с чем, определенная экспертом сумма фактически понесенных затрат ООО "Фарватер" связанных с перевозкой в навигационный период с 27.04.2012 г. по 17.08.2012 г. пассажиров по регулярным тарифам по трем пригородным маршрутам Саратов-Сосновка, Саратов-Кошели, Саратов-Шумейка принимается за основу в целях определения обоснованности размера, заявленной ко взысканию суммы убытков.
Исходя из определенного экспертом размера фактически затрат, с учетом процента рентабельности, принятого государственного регулирования тарифов Саратовской области для ООО "Форватер", с учетом фактически выплаченной ответчиком суммы компенсации и полученного дохода ООО "Фарватер" от продажи билетов по регулируемым тарифам, согласно расчета суда апелляционной инстанции размер обоснованно заявленной суммы убытков (недополученная компенсация выпадающих доходов за осуществленные ООО "Фарватер" перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по трем пригородным маршрутам: "Саратов-Сосновка", "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка") составляет 17 134 476 руб.
Доводы апелляционных жалоб комитета транспорта Саратовской области, комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области о том, что исковые требования ООО "Фарватер" не подлежат удовлетворению, поскольку перечисление субсидий ООО "Фарватер" на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов производилось в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных областным бюджетом на 2012 год, судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу пункта 1 ст. 790 Гражданского кодекса РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 ГК РФ).
В соответствии со ст. 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и иных плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе.
Провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиками.
В случае предоставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров размер провозной платы определяется перевозчиками по согласованию с указанными органами.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Данные споры носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).
Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Установленная пунктом 2 статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации обязанность перевозчиков в отдельных случаях согласовывать размер провозной платы с органами исполнительной власти и (или) органами местного самоуправления возникает в случае одновременного наличия двух условий:
1) перевозчиком оказываются услуги по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров;
2) предоставление органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг закреплен в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Затраты и недополученные доходы перевозчиков могут возникнуть в случае ограничения стоимости (цены) перевозок пассажиров и их багажа органами исполнительной власти и (или) органами местного самоуправления.
Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239, предусматривает возможность регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах.
Указанная норма Кодекса внутреннего водного транспорта РФ направлена на защиту экономических интересов перевозчиков в случае введения такого регулирования тарифов, при котором устанавливаемые тарифы не обеспечивают полного возмещения затрат таких перевозчиков и получение ими доходов в размере, который хозяйствующие субъекты могли бы получить при отсутствии государственного регулирования.
Полномочия по государственному регулированию услуг, названных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 возложены на органы субъектов Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Фарватер" в навигационный период с 27.04.2012 г. по 17.08.2012 г. обеспечило перевозку пассажиров по трем пригородным маршрутам, как льготной категории граждан, так и граждан по регулируемым тарифам, утвержденным Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 03.05.2012 года N 16/2"Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и провоза багажа речным транспортом в местном сообщении на территории Саратовской области".
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2012 год" (Приложение N 7 к Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2012 год" "Распределение на 2012 год бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов областного бюджета"), по разделу 04 подраздела 08 целевой статьи 5058721, виду расходов 006 предусмотрена субсидия на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на речном транспорте пригородного сообщения в размере 574,2 тыс. руб., а также субсидия, по целевой статье 3010316, на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые речным транспортом пригородного сообщения в размере 9294,1 тыс. руб.
Цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий, предусмотренных подразделами 2.2 - 2.5, 2.7 - 2.11, раздела II приложения 10 к Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2012 год", определены в Положении о предоставлении из областного бюджета субсидий, предусмотренных подразделами 2.2 -2.5, 2.7 - 2.11 раздела II приложения 10 к Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2012 год", утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 09.02.2012 г. N 57- П (далее Положение)
Субсидии представляются с целью возмещения перевозчикам выпадающих доходов, возникающих, в том числе, от применения предельных тарифов, установленных комитетом государственного регулирования тарифов области.
Согласно пункта 4.4 Положения (в редакции постановления от 09.02.2012 г.) выпадающие доходы перевозчика, возникающие от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, определяются как разность между экономически обоснованными затратами, связанными с осуществлением перевозок пассажиров по регулируемым тарифам и доходами перевозчика от осуществления перевозок пассажиров по регулиремым тарифам.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09 указано, что расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, предъявляемые транспортными предприятиями, в соответствии со статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и должны быть подтверждены документально.
Истцом ООО "Фарватер" в материалы дела были представлены документы подтверждающие размер причиненных убытков в размере фактически понесенных затрат, связанных с перевозкой пассажиров и которые не были учтены при утверждении для истца планируемых экономически обоснованных затрат на навигацию 2012 года.
При этом следует отметить, что согласно выписки из протокола заседания Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области N 16 от 03.05.2012 года, с учетом, что регулирование осуществляется первый год, рассматривалась возможность корректировки расходов с целью формирования достоверной базы.
В силу статьи 252 Налогового кодекса РФ расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходы истца, связанные с перевозкой пассажиров речным транспортом являются экономически оправданными и документально подтвержденными затратами, соответствующими критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, определений Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П расходы признаются экономически оправданными, если они связаны с осуществляемой налогоплательщиком предпринимательской деятельностью, направленной на получение дохода.
Согласно статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен и разумности для применения контроля.
Согласно пункту 3 статьи 10 Гражданского кодекса в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Исходя из приведенной нормы, обязанность доказывания неразумности, недобросовестности поведения участника гражданских правоотношений лежит на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия.
Заявителями апелляционных жалоб в материалы дела не представлено такого рода доказательств.
Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
ООО "Фарватер" по характеру своей деятельности осуществлял перевозки пассажиров на основании публичного договора, в соответствии с которым обязан осуществлять перевозку пассажиров речным транспортом общего пользования в отношении каждого кто к нему обратился за этой услугой, в том числе определенных законом и иными правовыми актами льготных категорий потребителей, которым услуги предоставлялись в навигационный период 2012 г. по предъявлению соответствующего документа, а также пассажиров по регулируемым правительством тарифам.
Материалами дела подтверждено исполнение ООО "Фарватер" обязательств по перевозке пассажиров в 2012 году и отсутствие претензий со стороны ответчика и третьего лица по данному обстоятельству.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предъявленные ООО "Фарватер" расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ являются его убытками, которые в нарушение пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации не были учтены при определении выплачиваемых ООО "Фарватер" из бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов от применения регулируемого тарифа по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Установив, что финансирование возмещения выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан и от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые речным транспортом пригородного сообщения отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Саратовской области, а также, установив наличие выпадающих доходов на стороне истца в результате оказания услуг по регулируемым тарифам, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для возмещения убытков в размере 17 134 476 руб., которые подлежат взысканию в пользу ООО "Фарватер" с Саратовской области в лице комитета транспорта Саратовской области за счет казны Саратовской области.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы судебной коллегией отклоняются в полном объеме как несостоятельные, они не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Учитывая, что размер убытков скорректирован судом апелляционной инстанции с учетом проведенной в суде апелляционной инстанции экспертизы, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера суммы убытков, с распределением судебных расходов по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2014 года по делу N А57-215/2013 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фарватер", г. Саратов (ОГРН 1076450011880, ИНН 6450930790) убытки в размере 17 134 476 руб., судебные расходы в сумме 86 279,83 руб., судебные издержки, связанные с оплатой проведенной судебной экспертизы в размере 17 638 руб.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу Федерального бюджетного учреждения "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" (ФБУ "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ") 410003,г. Саратов, ул. Кутякова, д.10 судебные издержки, связанные с оплатой проведенной судебной экспертизы в сумме 45 858,8 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фарватер", г. Саратов (ОГРН 1076450011880, ИНН 6450930790) пользу Федерального бюджетного учреждения "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" (ФБУ "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ") 410003,г. Саратов, ул. Кутякова, д.10 судебные издержки, связанные с оплатой проведенной судебной экспертизы в сумме 6 141,2 руб.".
Финансово-экономическому отделу Двенадцатого арбитражного апелляционного суда перечислить с депозитного счета суда на счет Общества с ограниченной ответственностью "Аудит-агентство", г. Саратов, Павлодарский проезд, д.33 денежные средства в размере 70 000 рублей за проведение экспертизы в суде апелляционной инстанции, уплаченные по платежному поручению N 163 от 20.02.2014 и N 37 от 17.03.2014.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-215/2013
Истец: ООО "Фарватер"
Ответчик: Саратовская область в лице Комитета транспорта Саратовской области
Третье лицо: Администрация МО Город Саратов, ГБУ "Управление пассажирских перевозок", Комитет государственного регулирования тарифов по Саратовской области, Комитет по управлению имуществом, Министерство финансов саратовской области, ООО "Берег 2008", ООО "Циклон", ООО "Аудит-агентство"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9407/16
21.03.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-679/16
03.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16747/13
19.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-64/14
30.12.2013 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-215/13
29.11.2013 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-215/13