г. Казань |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А65-5233/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителя:
ответчика (МРИ ФНС N 3) - Шигабиева Р.Р. (доверенность от 09.01.2014)
в отсутствие:
заявителя и ответчика (УФНС по РТ) - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2014 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 (председательствующий судья - Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А65-5233/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Чингиз", Высокогорский район, Автодром (ОГРН 1021600813904, ИНН 1616010833) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, г.Казань, о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Чингиз" (далее - Общество, заявитель, ООО "Фирма "Чингиз") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) и к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - Управление) о признании недействительным решения от 30.09.2013 N 20 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 30.12.2013 N 2.14-0-19/029318, об обязании устранить нарушение прав путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2011 и 2012 годы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 5 812 229 руб., за 2012 год в сумме, превышающей 3 953 676,63 руб., а также соответствующих пени и штрафов, как нарушающее требования Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, признано незаконным решение от 30.12.2013 N 2.14-0-18/029318@ в части оставления без удовлетворения жалобы ООО "Фирма "Чингиз" о начислении земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 5 812 229 руб., за 2012 год в сумме, превышающей 3 953 676,63 руб., а также соответствующих пени и штрафа, как нарушающее требования НК РФ. Также Инспекции и Управлению вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Представители Общества и Управления в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей Общества и Управления, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Фирма "Чингиз" была проведена выездная налоговая проверка соблюдения заявителем налогового законодательства за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. По результатам проверки составлен акт от 26.08.2013 N 20.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговым органом вынесено решение от 30.09.2013 N 20.
Согласно данному решению начисление налога за 2011 год должно было составить 11 533 856,90 руб., за 2012 год - 5 668 115,37 руб., и с учетом ранее произведенных доначислений (камеральные проверки) сумма налога к доначислению за 2011 год составила 9 231 364,90 руб., за 2012 год - 4 093 208,37 руб.
Указанным решением заявителю начислены пени и применены меры ответственности в виде штрафа в сумме 532 982,93 руб. за неуплату земельного налога за 2011 и 2012 годы в соответствии со статьей 122 НК РФ. Также решением ответчика заявителю начислены пени за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц и применены меры ответственности в виде штрафа в сумме 7 192,76 руб. в соответствии со статьей 123 НК РФ.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы ответчика о том, что заявитель неверно применил ставки налога и при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной может применять лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости, то есть с 01.01.2013. Земельный налог за 2011 и 2012 годы должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - постановление N 1102).
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 30.12.2013 N 2.14-0-18/029318@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решениями налоговых органов, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в части, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Судебные инстанции, с учетом положений статьи 5 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О и подтвержденной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П и от 01.03.2011 N 275-О-О, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, суды обеих инстанций правомерно указали на то, что в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Исходя из вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответчик не вправе был производить доначисление заявителю земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением N 1102.
Довод заявителя о возможности распространения изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) по решению суда на более ранние налоговые периоды, то есть с 01.01.2011, судебными инстанциями правомерно не принят во внимание.
Обосновывая свою позицию тем, что отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка составлен на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, а именно на 01.01.2011, заявителем не учтено следующее.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о неправомерном применении налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной равной его рыночной стоимости решением суда, вступившим в законную силу в 2012 году, при отсутствии указания в решении о применении рыночной стоимости на прошедшие периоды.
В то же время, при исчислении суммы земельного налога за 2011 год налоговому органу следовало руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, содержащимися в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (указанным постановлением утверждены и вводятся в действие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01.01.2009), так как на 01.01.2011 постановление N 1102 не могло быть применено.
В соответствии с вышеуказанным постановлением сумма земельного налога, подлежащая начислению и уплате за 2011 год, не могла превышать 5 812 229 руб.
Суды, частично удовлетворяя заявленные требования, приняли во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2012 по делам N А65-34240/2011 и N А65-34244/2011 установлена рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю.
Во исполнение решений Арбитражного суда Республики Татарстан по делам N А65-34240/2011 и N А65-34244/2011 от 16.04.2012, в государственный кадастр недвижимости 23-24.07.2012, 15.08.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Применение возможно с указанной даты, а распространение на прошлое время не предусмотрено действующим законодательством.
Как правомерно указали суды, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
При изложенных обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что ответчик вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением N 1102 в период с 01.01.2012 по 22.07.2012 и по 14.08.2012 соответственно. Согласно представленному ответчиком расчету, который не был оспорен заявителем, сумма земельного налога за 2012 год, должна была составить 3 953 676,63 руб.
Исходя из вышеизложенного судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что решение Инспекции от 30.09.2013 N 20 в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 5 812 229 руб., за 2012 год в сумме, превышающей 3 953 676,63 руб., соответствующих пени и штрафов, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, вследствие чего оспариваемое решение налогового органа в указанной части заявленных требований правомерно признано судами недействительным.
Поскольку решение второго ответчика основано на выводах, аналогичных выводам, изложенным ответчиком в оспариваемом решении, то решение второго ответчика от 30.12.2013 N 2.14-0-18/029318@ в части оставления жалобы заявителя без удовлетворения по доначислению земельного налога в указанных суммах, обоснованно признано незаконным, как не соответствующее НК РФ.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в указанной части.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу N А65-5233/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, суды обеих инстанций правомерно указали на то, что в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
...
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2014 г. N Ф06-18075/13 по делу N А65-5233/2014