г. Казань |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А55-8190/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Королёвой Н.Н., Нафиковой Р.А.,
при участии представителей:
истца - Блохиной Н.С. (доверенность от 06.06.2012 N 1350),
ответчика - Калеевой С.В. (доверенность от 13.06.2014 N НЮ-46/91),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, в лице Куйбышевской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014 (судья Балькина Л.С.)
по делу N А55-8190/2013
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волжско-Уральская транспортная компания", г. Самара (ОГРН 1026301416723) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295) в лице Куйбышевской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Самара, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжско-Уральская транспортная компания" (далее - ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в лице Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013, исковые требования удовлетворены частично.
Федеральным арбитражным судом Поволжского округа постановлением от 11.03.2014 судебные акты отменены в части пунктов 5, 7, 9, 10, 11 договора от 24.10.2012 N 1/214, и в указанной части дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании истец уточнил предмет иска по пункту 5 договора (по времени прибытия) по участку "Компрессорный" - 05:30, 17:30, 23:00. Данное заявление судом принято.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014 исковые требования удовлетворены.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 ОАО "РЖД" отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, и апелляционная жалоба возвращена заявителю.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит изменить решение арбитражного суда первой инстанции в части пунктов 5, 7, 9, 11 договора, изложив их в редакции ответчика.
В обоснование жалобы указывается, что суд необоснованно сослался на Регламент взаимодействия, утвержденный 06.07.2012, так как письмом от 18.06.2014 N МД-198/53 ответчик уведомил истца о том, что данный Регламент прекратил действие, и он не должен учитываться при согласовании условий договора.
Статья 100 Устава устанавливает ответственность перевозчика, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика. В соответствии с договором уборка вагонов осуществляется локомотивом владельца путей необщего пользования. Кроме того, законом предусмотрена уплата штрафа грузоотправителю и грузополучателю, а не владельцу путей необщего пользования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Поволжского округа для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, истцом в адрес ответчика был направлен проект договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания" при станции Пенза IV Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 24.10.2012 N 1/214.
Ответчик возвратил проект договора с протоколом разногласий. Стороны по условиям договора, содержащимся в пунктах 5, 6, 7, 9, 11, абзаце 2 пункта 13, абзаце 2 пункта 20, 23 к соглашению не пришли, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Поскольку стороны по условиям договора к соглашению не пришли, спорные пункты, с учетом уточнений, истец просил принять в следующей редакции: пункт 5 "подача и уборка вагонов на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия Дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" с ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания", утвержденным 06.07.2012. Время прибытия передаточного поезда со станции Пенза IV ОАО "РЖД" на железнодорожные пути необщего пользования "Владельца":
- станция "Предзаводская" - станция "Заводская" - 01:30, 08:30, 20:30;
- участок "Компрессорный" - 05:30, 17:30, 23:00;
- участок "ТЭЦ-1" - 10:30;
- дополнительная точка -13:30.
На указанное время производится одновременно подача вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и уборка с железнодорожных путей необщего пользования на станцию Пенза IV готовых к отправлению вагонов".
Пункт 7 "за время задержки подачи каждого вагона "перевозчик" несет ответственность в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта. Сроком подачи вагонов является время, указанное в уведомлении".
Пункт 9 "возвращаемые с железнодорожных путей необщего пользования вагоны доставляются локомотивом "владельца" на железнодорожные пути N 9-14 станции Пенза IV".
Пункт 10 "о готовности вагонов к уборке с железнодорожных путей необщего пользования начальник смены "владельца" информирует приёмосдатчика станции Пенза IV по телефону N 58-84-72 или через маневрового диспетчера станции Пенза IV по телефону N 58-81-80 с указанием количества вагонов (физических и условных), веса передачи, планируемой точки графика с последующим письменным подтверждением".
Пункт 11 "за задержку приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования "владельца" на пути N 9-14 станции Пенза IV "перевозчик" оплачивает "владельцу" штраф в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки времени, указанного в уведомлении".
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 55 Устава железнодорожного транспорта отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Порядок заключения договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования регулируется Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26.
Пункт 3.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования предусмотрена подача вагонов по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.
06.07.2012 между сторонами подписан Регламент взаимодействия дирекции управления движением - структурного подразделения центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" с ОАО "Волжско - Уральская транспортная компания.
Статья 58 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусматривает, что договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования. Этими договорами устанавливается также порядок подачи и уборки вагонов.
Пункт 1.8.2 изменений и дополнений к Инструкции "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования станции Предзаводская Пензенского регионального транспортного комплекса ОАО "ВолгаУралТранс", примыкающего к железнодорожной станции Пенза IV Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", и пункт 1.8.2 изменений и дополнений к Инструкции "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования примыкания "Компрессорный" и "ТЭЦ-1", согласованных и утвержденных сторонами, который предусматривает о том, что подача вагонов с железнодорожных путей станции Пенза IV на железнодорожные пути примыкания производится по графику.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Пункт 3.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования не содержит прямого запрета на установление сторонами в договоре иных вариантов подачи вагонов.
Стороны в Регламенте взаимодействия дирекции управления движением структурного подразделения центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" с ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания", утвержденным сторонами 06.07.2012, достигли соглашения о том, что данный документ является основой для подготовки нового договора. Подача и уборка вагонов по технологии, описанной в Регламенте, производится по графику. Регламент взаимодействия утвержден в двухстороннем порядке, учитывая технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования.
В связи с изложенным суд признал обоснованными требования истца о принятии пунктов 5, 9,10 договора в его редакции.
Довод ответчика о том, что письмом от 18.06.2014 N МД-198/53, направленным в адрес истца, он просил считать утратившим силу Регламент взаимодействия, утвержденный 06.07.2012, и по этой причине данный регламент не должен учитываться при согласовании условий договора, судом не принят.
Указанный Регламент взаимодействия от 06.07.2012 утвержден сторонами в двухстороннем порядке и не содержит условий о возможности признания его утратившим силу по уведомлению в одностороннем порядке.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 N 3119/10 изложена правовая позиция, согласно которой статья 100 Устава устанавливает ответственность за конкретное нарушение, допустить которое перевозчик может только при исполнении договора перевозки или других договоров, регулирующих взаимоотношения, связанные с перевозкой грузов.
Из содержания статьи 100 Устава следует, что задержка уборки вагонов является превышением предусмотренных соответствующими договорами (в данном случае договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования) сроков уборки вагонов. Следовательно, данная статья устанавливает ответственность за нарушение перевозчиком условий договора в части соблюдения сроков уборки вагонов.
Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования регулирует взаимоотношения сторон, связанные с перевозкой грузов, а именно: связанные с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные пути необщего пользования, в связи с чем суд признал требования истца о принятии пунктов 7 и 11 об ответственности перевозчика в редакции истца обоснованными.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы утверждает, что статья 100 Устава устанавливает ответственность перевозчика, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика. В соответствии с договором уборка вагонов осуществляется локомотивом владельца путей необщего пользования.
Данный довод является необоснованным, так как пунктом 8 договора предусмотрена подача вагонов локомотивом перевозчика.
Правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014 по делу N А55-8190/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок заключения договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования регулируется Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26.
...
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
...
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 N 3119/10 изложена правовая позиция, согласно которой статья 100 Устава устанавливает ответственность за конкретное нарушение, допустить которое перевозчик может только при исполнении договора перевозки или других договоров, регулирующих взаимоотношения, связанные с перевозкой грузов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2014 г. N Ф06-17316/13 по делу N А55-8190/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17316/13
29.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17315/13
02.09.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13317/14
01.08.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11829/14
27.06.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8190/13
11.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2939/13
05.11.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17756/13
20.08.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8190/13