г. Казань |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А57-16412/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителя:
истца - Шельпякова А.В. (доверенность от 09.12.2014),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2014 (судья Федорцова С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Лыткина О.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-16412/2013
по исковому заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456) к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246), третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", Саратовский филиал открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства", об обязании произвести реконструкцию ЦТП N 42 и восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - истец, АТСЖ) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением об обязании Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, Комитет по ЖКХ) в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести реконструкцию ЦТП N 42 и восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения для обеспечения многоквартирных жилых домов N 8, 7, 7 А по ул. Куприянова; N 2, 2 А, 4 по пр. Строителей; N 28 А, 30, 30 А, 32, 32 А, 34, 36 А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующим нормам и правилам, с предварительной подготовкой проектной документацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", Саратовский филиал открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Комитет по ЖКХ и администрация муниципального образования "Город Саратов" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В своей жалобе Комитет по ЖКХ ссылается на то, что он не являлся стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 01.01.2006 N 154 и не передавал имущество ОАО "ВоТГК", не является ни ссудодателем, ни собственником вышеуказанного имущества, ни эксплуатирующей организацией, вывод о несоответствии горячего водоснабжения, подаваемого в многоквартирные дома, требованиям законодательства, сделан на основании находящихся в материалах дела ведомостях учета параметров горячего водоснабжения в период с 01.09.2012 по 31.12.2013, однако подлинность указанных документов судами не исследовалась, истечение срока исковой давности, о применении которой было заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению решения об отказе в иске.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" в своей жалобе указывает, что ОАО "ВоТГК" обязано ежегодно разрабатывать план модернизации, реконструкции имущества, истцом не представлены доказательства, подтверждающие полномочия на подачу такого рода исковых требований, срок исковой давности по заявленному требованию истек, поскольку объекты общего имущества многоквартирных домов были переданы истцу в 2006 году.
Более подробно доводы заявителей изложены в своих кассационных жалобах.
АТСЖ возражает против удовлетворения кассационных жалоб, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в своем отзыве на кассационные жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационные жалобы суду не представили.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав представителя истца в судебном заседании, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Судами предыдущих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что АТСЖ Ленинского района зарегистрирована 17.11.2003 и действует в настоящее время в соответствии с редакцией устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28.11.2005 (зарегистрированного в установленном порядке Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова).
Учредителями (членами) АТСЖ являются 19 товариществ собственников жилья, в том числе "Темп 2004", в состав которого входят многоквартирные жилые дома: N 8, 7, 7 А по ул. Куприянова; N 2, 2 А, 4 по проспекту Строителей; N 28 А, 30, 30 А, 32, 32 А, 34, 36 А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове, которые получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 42, имеющего адресный ориентир - г. Саратов, ул. Куприянова, 7 (ЦТП N 42).
ОАО "Волжская ТГК" письмом от 09.02.2012 N 300/385, направленным в адрес Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" проинформировало его о необходимости проведения работ по реконструкции оборудования центральных тепловых пунктов, в том числе ЦТП N 42, и восстановлении линии циркуляции горячего водоснабжения.
Необходимость реконструкции оборудования ЦТП N 42 и восстановления линии циркуляции горячего водоснабжения отражена в письме ОАО "Волжская ТГК" от 24.05.2012 N 300/1618, направленном в адрес администрации муниципального образования "Город Саратов".
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг). В приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
При этом судами установлено, что подача горячего водоснабжения в жилые дома от ЦТП N 42 производится по закрытой тупиковой схеме (без циркуляции) в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения и необходимого, в том числе насосного, оборудования в помещении ЦТП N 42.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по горячему водоснабжению соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20. Вместе с тем согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения от ЦТП N 42 в жилые дома, находящиеся в управлении АТСЖ, требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 подтверждается ведомостями учета тепловой энергии, а также предписаниями Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 20.01.2014 N 49, от 05.03.2014 N 288, от 26.05.2014 N 662 и от 09.06.2014 N 669, вынесенных в адрес АТСЖ Ленинского района на основании заявлений граждан, связанных с подачей горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом первой инстанции была назначена теплотехническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Саратовское бюро судебных экспертиз" Козлову Н.А. и Осипову В.Н.
По поставленным вопросам были проведены экспертные исследования и 10.07.2014 составлено заключение N 294 со следующими выводами:
Конструктивные особенности наружных тепловых сетей, работающие по открытому способу подачи горячего водоснабжения, а также анализ данных ведомостей учета параметров горячего водоснабжения в период с 01.09.2012 по 31.12.2013 (л.д 2-201, т. 2) жилых домов N 8, 7, 7 А по ул. Куприянова; N 2, 2 А, 4 по пр. Строителей; N 28 А, 30, 30 А, 32, 32 А, 34, 36 А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове, позволяют сделать вывод, что схема горячего водоснабжения указанных домов не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), требованиям Правил предоставления коммунальных услуг и СанПиН 2.1.4.2496-09, так как не обеспечивает круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги горячее водоснабжение соответствующей температуры (не ниже 60°С и не выше 75°С).
Температура горячей воды (л.д. 2-201 т. 2, ведомости учета параметров горячего водоснабжения в период в период с 01.09.2012 по 31.12.2013) в большинстве случаев (в зависимости от времени года и температуры окружающей среды), подаваемой в многоквартирные жилые дома расположенные по адресам N 8, 7, 7 А по ул. Куприянова; N 2, 2 А, 4 по пр. Строителей; N 28 А, 30, 30 А, 32, 32 А, 34, 36 А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, СНиП 2.04.01-85 и Правил предоставления коммунальных услуг. В большинстве домов в период с 01.09.2012 по 31.12.2013 среднесуточная температура горячего водоснабжения ниже допустимых значений (от 45 до 55 °С).
Несоответствие температуры горячей воды нормативно технической документации связано с недостатками отрытой схемы горячего водоснабжения, неспособностью обеспечить всех потребителей горячей водой надлежащего качества в силу своих конструктивных особенностей - отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях.
Для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов N 8, 7, 7 А по ул. Куприянова; N 2, 2 А, 4 по пр. Строителей; N 28 А, 30, 30 А, 32, 32 А, 34, 36 А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг и СанПиН 2.1.4.2496-09, необходимо разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 42 и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения в соответствии с предоставленными техническими условиями; провести реконструкцию ЦТП N 42 (приложение 5); восстановить теплоизоляцию труб наружных сетей горячего водоснабжения; выполнить теплотехнический и гидравлический расчет подающей и циркуляционной трубы горячего водоснабжения (приложение 2,3); провести модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме. Срок выполнения монтажно-строительных работ с учетом изготовления сметной документации по модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме горячего водоснабжения составляет 3-4 месяца.
Как правомерно отмечено судами предыдущих инстанций, экспертным заключением установлено, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилые домаN 8, 7, 7 А по ул. Куприянова; N 2, 2 А, 4 по пр. Строителей; N 28 А, 30, 30 А, 32, 32 А, 34, 36 А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове от ЦТП N 42 является отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях, а также отсутствие необходимого технического оборудования внутри самого ЦТП N 42.
Сторонами по делу не представлено соответствующих доказательств недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
ЦТП N 42 и внутриквартальные сети находятся в собственности муниципального образования "Город Саратов". Данное обстоятельство подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30.04.2014 N 07-09/11375.
В свою очередь, между Комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская ТГК" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 N 154, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП г. Саратова, в том числе ЦТП N 42) - в безвозмездное пользование по решению Саратовской городской думы от 15.12.2005 N 66-636.
Согласно приложению N 3 к договору от 01.01.2006 N 154 ООО "Волжская ТГК" была передана теплотрасса от ЦТП N 42 и само ЦТП N 42 с оборудованием.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора от 01.01.2006 N 154 ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
Согласно пункту 2.2.4 договора работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Из указанного договора и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались, и данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от ЦТП N 42 не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
ОАО "Волжская ТГК" - ссудополучатель обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" о выделении ему средств на реконструкцию и техническое перевооружение ЦТП N 42 для восстановления закрытой схемы горячего водоснабжения, о чем свидетельствует письмо ОАО "Волжская ТГК" от 06.04.2011 N 300/1102.
Однако обращения ссудополучателя в Комитет по ЖКХ были оставлены без удовлетворения, в связи с чем требуемые работы не проводились.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Собственник помещений несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 08.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 51 Закона N 131-ФЗ).
Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерным и соответствующим закону выводы судов предыдущих инстанций о том, что собственник ЦТП N 42, внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП N 42 до вводов в жилые дома обязан разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 42 и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения в соответствии с предоставленными техническими условиями; провести реконструкцию ЦТП N 42, восстановить теплоизоляцию труб наружных сетей горячего водоснабжения; выполнить теплотехнический и гидравлический расчет подающей и циркуляционной трубы горячего водоснабжения; провести модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме.
Доводы ответчика о том, что он не являлся стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 01.01.2006 N 154 и не передавал имущество ОАО "ВоТГК", не является ни ссудодателем, ни собственником вышеуказанного имущества, ни эксплуатирующей организацией, следовательно, не имеет обязанности по выполнению возложенных судами на него обязательств, подлежат отклонению как необоснованные.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете по ЖКХ, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202, предусмотрено, что Комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
К числу основных задач Комитета по ЖКХ, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Комитет по ЖКХ в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения Комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ.
Довод администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что АТСЖ не представлены доказательства, подтверждающие полномочия на подачу такого рода исковых требований, также подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями.
В соответствии с частью 2 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации (которыми являются ТСЖ) могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является исключительно некоммерческой организацией.
АТСЖ Ленинского района является некоммерческой организацией (следовательно, не может преследовать основную цель от своей деятельности - извлечение прибыли), и основной целью имеет управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирных домах.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, защита интересов всех собственников помещений в силу закона возложена на товарищество собственников жилья, которое в отличие от управляющей организации обязано представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами и данная обязанность вытекает также из целей создания товарищества собственников жилья.
При этом каких-либо дополнительных полномочий в силу пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления в судах интересов собственников помещений не требуется.
Доводы заявителей кассационных жалоб о пропуске срока исковой давности на обращение в суд были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно ими отклонены по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Ссылка на то, что истец узнал о нарушении своих прав из договора, заключенного между АТСЖ Ленинского района и ТСЖ "Темп 2004" в 2006 году, является необоснованной, так как в предмет данного договора спорные ЦТП N 42 и внутриквартальные тепловые сети не входят.
На основании изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что судами предыдущих инстанций правомерно удовлетворены заявленные исковые требования.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в кассационной инстанции.
Возражения, изложенные в кассационных жалобах, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу N А57-16412/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, защита интересов всех собственников помещений в силу закона возложена на товарищество собственников жилья, которое в отличие от управляющей организации обязано представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами и данная обязанность вытекает также из целей создания товарищества собственников жилья.
При этом каких-либо дополнительных полномочий в силу пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления в судах интересов собственников помещений не требуется.
...
Согласно части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 апреля 2015 г. N Ф06-21900/13 по делу N А57-16412/2013
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21703/2022
14.06.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3881/2022
26.02.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-990/20
24.10.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16412/13
24.01.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16806/16
03.11.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11052/16
21.10.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9604/15
14.10.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8887/15
02.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21900/13
29.12.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12256/14
23.10.2014 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16412/13