Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 апреля 2015 г. N Ф06-21900/13 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А57-16412/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайнула А.И.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Пивоварова Т.В., по доверенности от 05.12.2014,
от комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Ширяева О.А., по доверенности от 05.11.2014,
от ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, г. Саратова - Шельпяков А.В., по доверенности от 09.12.2014,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2014 года по делу N А57-16412/2013, принятое судьей С.А. Федорцовой,
по иску ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, г. Саратова, (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026),
к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, ОАО "Волжская ТГК", г. Самара, Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК", г. Саратов, МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства", г. Саратов,
об обязании произвести реконструкцию ЦТП N 42 и восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация Товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - истец) с исковым заявлением об обязании комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик) в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести реконструкцию ЦТП N 42 и восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения для обеспечения многоквартирных жилых домов: NN 8,7,7А по ул. Куприянова; NN 2, 2А, 4 по пр. Строителей; NN 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующим нормам и правилам, с предварительной подготовкой проектной документацией.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2014 года исковые требования удовлетворены.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов" обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права. В своей жалобе ссылается на то, что комитет по ЖКХ не являлся стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 01.01.2006 N 154 и не передавал имущество ОАО "ВоТГК", не является ни ссудодателем, ни собственником вышеуказанного имущества, ни эксплуатирующей организацией, вывод о несоответствии горячего водоснабжения, подаваемого в многоквартирные дома, требованиям законодательства, сделан на основании находящихся в материалах дела ведомостях учета параметров горячего водоснабжения в период с 01.09.2012 по 31.12.2013, однако подлинность указанных документов не исследовалась, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению решения об отказе в иске
Администрация муниципального образования "Город Саратов" в своей апелляционной жалобе указывает, что ОАО "ВоТГК" обязано ежегодно разрабатывать план модернизации, реконструкции имущества, истцом не представлены доказательства, подтверждающие полномочия на подачу такого рода исковых требований, срок исковой давности по заявленному требованию истек, поскольку объекты общего имущества многоквартирных домов были переданы истцу в 2006 году.
В судебном заседании представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы своей апелляционной жалобы и жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы своей апелляционной жалобы и жалобы представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ассоциация ТСЖ Ленинского района зарегистрирована 17 ноября 2003 года и действует в настоящее время в соответствии с редакцией Устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28 ноября 2005 года (зарегистрированного в установленном порядке Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова).
Учредителями (членами) Ассоциации ТСЖ являются 19 товариществ собственников жилья, в том числе "Темп 2004", в состав которого входят многоквартирные жилые дома: NN 8,7,7А по ул. Куприянова; NN 2,2А,4 по проспекту Строителей; NN 28А,30,30А,32, 32А,34,36А,38 по ул. Шехурдина в г. Саратове которые получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 42, имеющего адресный ориентир - г. Саратов, ул. Куприянова, 7 (ЦТП N 42).
ОАО "Волжская ТГК" письмом от 09 февраля 2012 года N 300/385, направленным в адрес комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" проинформировало его о необходимости проведения работ по реконструкции оборудования центральных тепловых пунктов, в том числе ЦТП N 42 и восстановлении линии циркуляции горячего водоснабжения.
Необходимость реконструкции оборудования ЦТП N 42 и восстановлении линии циркуляции горячего водоснабжения отражена в письме ОАО "Волжская ТГК" от 24 мая 2012 года N 300/1618, направленного в адрес администрации муниципального образования "Город Саратов".
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации два и более товарищества собственников жилья могут создать объединение ТСЖ для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава целями и задачами Ассоциации ТСЖ являются в том числе: представление и защита общих имущественных интересов ее членов; защита прав собственников жилья в получении коммунальных услуг.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 3.3 Устава Ассоциация ТСЖ наделена правом представлять интересы собственников жилья в органах власти и судах.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).
При этом: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг). В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20.
При этом имеющимися в материалах дела доказательствами установлено, что подача горячего водоснабжения в жилые дома от ЦТП N 42 производится по закрытой тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения и необходимого, в том числе насосного оборудования в помещении ЦТП N 42.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20. При том, что согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения от ЦТП N 42 в жилые дома, находящиеся в управлении Ассоциации ТСЖ требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20 подтверждается ведомостями учета тепловой энергии, а также предписаниями Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 49 от 20 января 2014 года, N 288 от 05 марта 2014 года, N 662 от 26 мая 2014 года и N 669 от 09 июня 2014 года, вынесенных в адрес Ассоциации ТСЖ Ленинского района по основании заявлений граждан, связанных с подачей ГВС надлежащего качества.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом первой инстанции была назначена теплотехническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" Козлову Н.А. и Осипову В.Н.
По поставленным вопросам были проведены экспертные исследования и 10 июля 2014 года составлено заключение N 294 со следующими выводами.
Конструктивные особенности наружных тепловых сетей, работающие по открытому способу подачи горячего водоснабжения, а также анализ данных ведомостей учета параметров горячего водоснабжения в период с 01.09.2012 по 31.12.2013 г. (материалы дела стр. 2-201 дела А57-16412/2013 том 2) жилых домов: NN 8,7,7А по ул. Куприянова; NN 2,2А,4 по пр. Строителей; NN 28А,30,30А,32,32А,34, 36А,38 по ул. Шехурдина в г. Саратове, позволяют сделать вывод, что схема горячего водоснабжения указанных домов не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20, так как не обеспечивает круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующей температуры (не ниже 60°С и не выше 75°С).
Температура горячей воды (стр. 2-201 дело N А57-16412/2013 том 2, ведомости учета параметров горячего водоснабжения в период в период с 01.09.2012 по 31.12.2013 г.) в большинстве случаев (в зависимости от времени года и температуры окружающей среды) подаваемая в многоквартирные жилые дома расположенные по адресам: NN 8,7,7А по ул. Куприянова; NN 2,2А,4 по пр. Строителей; NN 28А,30,30А,32,32А,34, 36А,38 по ул. Шехурдина в г. Саратове не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, СНиП 2.04.01-85, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354. В большинстве домов в период 01.09.2012 по 31.12.2013 г. среднесуточная температура горячего водоснабжения ниже допустимых значений (от 45 до 55 °С).
Несоответствие температуры горячей воды нормативно технической документации связано с недостатками отрытой схемы горячего водоснабжения, неспособностью обеспечить всех потребителей горячей водой надлежащего качества в силу своих конструкционных особенностей - отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения в внутриквартальных сетях.
Для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: NN 8,7,7А по ул. Куприянова; NN 2,2А,4 по пр. Строителей; NN 28А,30,30А,32,32А,34, 36А,38 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 необходимо: разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 42 и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения, в соответствии с предоставленными техническими условиями; провести реконструкцию ЦТП N 42 (приложение 5); восстановить теплоизоляцию труб наружных сетей горячего водоснабжения; выполнить теплотехнический и гидравлический расчет подающей и циркуляционной трубы горячего водоснабжения (приложение 2,3); провести модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме. Срок выполнения монтажно-строительных работ с учетом изготовления сметной документации по модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме горячего водоснабжения составляет 3-4 месяцев.
Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, экспертным заключением установлено, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилые дома: NN 8,7,7А по ул. Куприянова; NN 2,2А,4 по пр. Строителей; NN 28А,30,30А,32,32А,34, 36А,38 по ул. Шехурдина в г. Саратове от ЦТП N 42 является отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях, а также отсутствие необходимого технического оборудования внутри самого ЦТП N 42.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является всего лишь одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу. Таким образом, процессуальный статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеется заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами.
Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу, что в силу статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации означает исследование доказательств с соблюдением принципа непосредственности.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Апеллянты не опровергли изложенные в экспертном заключении выводы, не представили соответствующие доказательства недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
В ходе рассмотрения дела было установлено и сторонами не оспаривалось, что ЦТП N 42 и внутриквартальные сети находятся в собственности муниципального образования "Город Саратов". Данное обстоятельство подтверждается письмом N 07-09/11375 от 30 апреля 2014 года комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов".
В свою очередь 01 января 2006 года между комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) был заключен договор N 154 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП г. Саратова, в том числе ЦТП N 42) - в безвозмездное пользование, в соответствии с решением Саратовской городской думы от 15 декабря 2005 года N 66-636.
Согласно Приложению N 3 к договору N 154 ООО "Волжская ТГК" была передана теплотрасса от ЦТП N 42 и само ЦТП N 42 с оборудованием.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора N 154 от 01 января 2006 года ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Из данного договора N 154 и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались, и данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от ЦТП N 42, не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
ОАО "Волжская ТГК" - ссудополучатель обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" о выделении ему средств на реконструкцию и техническое перевооружение ЦТП N 42 для восстановления закрытой схемы горячего водоснабжения, о чем свидетельствует письмо ОАО "Волжская ТГК" N 300/1102 от 06 апреля 2011 года.
Однако, обращения ссудополучателя в комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" были оставлены без удовлетворения, в связи с чем, требуемые работы не проводились.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 08 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ") к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статьи 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно статье 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит правомерным и соответствующим закону вывод суда первой инстанции о том, что собственник ЦТП N 42, внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП N 42 до вводов в жилые дома обязан разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 42 и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения, в соответствии с предоставленными техническими условиями; провести реконструкцию ЦТП N 42, восстановить теплоизоляцию труб наружных сетей горячего водоснабжения; выполнить теплотехнический и гидравлический расчет подающей и циркуляционной трубы горячего водоснабжения; провести модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме.
Доводы апелляционной жалобы комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что комитет по ЖКХ не являлся стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 01.01.2006 N 154 и не передавал имущество ОАО "ВоТГК", не является ни ссудодателем, ни собственником вышеуказанного имущества, ни эксплуатирующей организацией, следовательно не имеет обязанности по выполнению возложенных судом первой инстанции функций, подлежат отклонению как необоснованные.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 21-202 от 25 октября 2007 года, предусмотрено, что комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
К числу основных задач Комитета по ЖКХ, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Комитет по ЖКХ в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ответчиком по заявленным требованиям является муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Суд апелляционной инстанции находит также необоснованным довод администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что Ассоциацией ТСЖ Ленинского района истцом не представлены доказательства, подтверждающие полномочия на подачу такого рода исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности являются коммерческими организациями, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками являются - некоммерческими организациями.
В соответствии с частью 2 статьи 121 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации (которыми являются ТСЖ) могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является исключительно некоммерческой организацией.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района - является некоммерческой организацией (следовательно, не может преследовать основную цель от своей деятельности - извлечение прибыли), и основной целью имеет управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирных домах.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса РФ для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса РФ - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, защита интересов всех собственников помещений в силу закона возложена на товарищество собственников жилья, которое в отличие от управляющей организации обязано представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами и данная обязанность вытекает также из целей создания товарищества собственников жилья.
При этом, каких либо дополнительных полномочий в силу пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса РФ для представления в судах интересов собственников помещений не требуется.
Доводы апеллянтов о пропуске срока исковой давности на обращение в суд, были предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонены по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Ссылка на то, что Ассоциация ТСЖ узнала о нарушении своих прав из договора, заключенного между Ассоциацией ТСЖ Ленинского района и ТСЖ "Темп 2004", в 2006 году является необоснованной, так как в предмет данного договора спорные ЦТП N 42 и внутриквартальные тепловые сети не входят.
С учетом обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности.
Указанные в апелляционных жалобах доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2014 года по делу N А57-16412/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16412/2013
Истец: Ассоциация ТСЖ Ленинского района, АТСЖ Ленинского района г. Саратова
Ответчик: Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация Ленинского района МО "Город Саратов", Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, МКУ "Городской центр механизации ЖКХ", ОАО "Волжская ТГК", Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК", МУ "Городской цент механизации жилищно-коммунального хозяйства", МУ "Городской центр механизации ЖКХ", ООО "Сарат. бюро суд. экспертиз" Козлов Н. А., Осипова В. Н.
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21703/2022
14.06.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3881/2022
26.02.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-990/20
24.10.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16412/13
24.01.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16806/16
03.11.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11052/16
21.10.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9604/15
14.10.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8887/15
02.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21900/13
29.12.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12256/14
23.10.2014 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16412/13