г. Казань |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А55-23939/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Бугуруслан" Оренбургской области, г. Бугуруслан,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2014 (судья Селиваткина П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-23939/2014
по иску Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Бугуруслан" Оренбургской области, г. Бугуруслан, обществу с ограниченной ответственностью "РостБизнесГРУПП", г. Самара, о расторжении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "город Бугуруслан" (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РостБизнес Групп" о расторжении договора аренды земельного участка от 20.08.2012 N 76.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015, в удовлетворении требований отказано.
Комитет, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу общество просило в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Между комитетом и обществом заключен договор аренды земельного участка от 20.08.2012 N 76, в соответствии с которым администрацией муниципального образования "город Бугуруслан", от имени которой выступает комитет, передан, а обществом принят в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 56:37:0106034:20, местоположение: Оренбургская область, г. Бугуруслан, земельный участок, площадью 12 000,0 кв. м, разрешенное использование - для строительства нефтеперерабатывающего завода. Договор заключен сроком на 5 (пять) лет с 20.08.2012 по 19.08.2017.
В соответствии с пунктом 3.1. договор является одновременно и актом приема-передачи земельного участка.
Несвоевременная уплата арендной платы послужила основанием для обращения комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды обеих инстанций исходили из того что, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 582 для земель федеральной собственности. Поскольку земельный участок, являющийся объектом спорного договора аренды, предоставлялся истцу для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, размер арендной платы, по мнению судов, должен определяться в соответствии с пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 582, и составлять 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с чем суды пришли к выводу об отсутствии наличия существенных нарушений условий договора в части оплаты арендной платы.
Между тем судами обеих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558.
Как следует из пункта 1 договора аренды стороны согласовали размер и условия внесения арендной платы, определив его в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, с учетом внесенных в него изменений.
Возражая против позиции ответчика, истец ссылался на отсутствие доказательств отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности и необходимости уплаты арендной платы ответчиком в размере 7% от кадастровой стоимости, как это предусмотрено подпунктом "з" пункта 3 вышеназванного постановления от 12.10.2009 N 530-п, (л.д. 72-79).
Однако указанным доводам истца оценки не дано.
Аналогичный подход изложен в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 11.06.2015 по делу N А55-19053/2014, 19.06.2015 по делу N А65-14900/2014.
При таких обстоятельствах следует признать, что судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу N А55-23939/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
...
Возражая против позиции ответчика, истец ссылался на отсутствие доказательств отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности и необходимости уплаты арендной платы ответчиком в размере 7% от кадастровой стоимости, как это предусмотрено подпунктом "з" пункта 3 вышеназванного постановления от 12.10.2009 N 530-п, (л.д. 72-79).
Однако указанным доводам истца оценки не дано.
Аналогичный подход изложен в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 11.06.2015 по делу N А55-19053/2014, 19.06.2015 по делу N А65-14900/2014."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 июля 2015 г. N Ф06-25809/15 по делу N А55-23939/2014