г. Казань |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А12-40934/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гарифуллиной К.Р.,
судей Нагимуллина И.Р., Александрова В.В.,
при участии представителя:
ответчика - Черемушниковой О.Е., доверенность от 16.06.2015,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2015 (судья Моторина Е.В.), постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи: Дубровина О.А., Жевака И.И.)
по делу N А12-40934/2014
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Гуполова Алексея Александровича, г. Волжский, к Комитету земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц администрации городского округа - город Волжский, Управления федерального казначейства по Волгоградской области в лице отделения по городу Волжскому о взыскании 418 334 руб. 78 коп. неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гуполов Алексей Александрович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - ответчик) о взыскании 418 334 руб. 78 коп. неосновательного обогащения и распределении судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области суда от 10.02.2015 (в редакции определения от 07.04.2015) иск удовлетворен, с ответчика за счет средств муниципальной казны городского округа город Волжский в пользу истца взыскано 418 334 руб. 78 коп. неосновательного обогащения, 35 000 руб. расходов на оплату услуг представителя, 11 367 руб. государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части представительских расходов отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика принятые судебные акты считает законными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.08.2013 между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 12057 АЗ (далее - договор), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок площадью 19 322,0 кв. м, с кадастровым номером 34:35:030223:40, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, 113 л, под строительство многофункциональной базы (склада продовольственных и непродовольственных товаров).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Пунктом 4.5 договора предусмотрено, что расчет арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельный участок, льгот по ее уплате в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления. Новый размер арендной платы изменяется с момента введения в действие соответствующего нормативного акта.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
По условиям пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
Увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником (уполномоченным лицом) земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условия договора о согласованном размере арендной платы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, стоимость аренды государственной или муниципальной земли, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что земельный участок предоставлен истцу с предварительным согласованием места размещения объекта, что подтверждается постановлением от 31.12.2009 N 1207-ГО.
Удовлетворяя иск в части, арбитражный суд руководствовался пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Указанное постановление подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558).
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, установлении постановлением Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п.
Правильность представленного истцом расчета с учетом указанных норм права, суд не проверил.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает принятые судебные акты подлежащими отмене, в связи с неисследованием судами всех обстоятельств, имеющих важное значение для принятия законного решения, дело подлежащим передаче на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2015, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А12-40934/2014 отменить.
Дело N А12-40934/2014 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
К.Р. Гарифуллина |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, стоимость аренды государственной или муниципальной земли, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Удовлетворяя иск в части, арбитражный суд руководствовался пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
...
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2015 г. N Ф06-26157/15 по делу N А12-40934/2014