г. Казань |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А65-25537/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
ответчика - Фатхуллина Р.Р., доверенность от 15.07.2015,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.01.2015 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-25537/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Альфа", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский профессиональный исследовательский технический университет им. Туполева-КАИ", г. Казань, ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", г. Казань, о признании недействительным решения РНП от 10.10.2014 N 16-54/2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Альфа" (далее - заявитель, ООО "Частное охранное предприятие "Альфа", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 10.10.2014 РНП N 16-54/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский профессиональный исследовательский технический университет им. Туполева-КАИ", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.01.2015 оставлено без изменения.
УФАС по Республике Татарстан, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты в части признания недействительным решения УФАС по Республике Татарстан от 10.10.2014 РНП N 16-54/2014, принять по делу новый судебный акт, оставляющий в силе решение УФАС по Республике Татарстан от 10.10.2014 РНП N 16-54/2014.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия общества и третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Республике Татарстан поступила информация ФГБОУ ВПО "КНИТУ-КАИ" о включении сведений в отношении ООО "ЧОО "Альфа" (ИНН 1660142557) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта, предметом которого являлось: "Оказание услуг по обеспечению охраны, общественного порядка, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах и территории Культурно-спортивного комплекса "КАИ ОЛИМП" КНИТУ-КАИ", (идентификационный номер извещения - 31401423345).
На основании пункта 1 Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 и пункта 1 Приказа УФАС по Республике Татарстан от 27.03.2013 N 01/133 антимонопольным органом принято решение о проведении проверки по факту уклонения ООО "ЧОО "Альфа" от заключения муниципального контракта.
Антимонопольным органом в ходе проверки установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона на предмет: "Оказание услуг по обеспечению охраны, общественного порядка, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах и территории Культурно-спортивного комплекса "КАИ ОЛИМП" КНИТУ-КАИ", размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 12.08.2014 (идентификационный номер извещения 31401423345). Заказчик - ФГБОУ ВПО "КНИТУ-КАИ". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 851 113 рублей. Дата и время окончания срока подачи заявок - 02.09.2014 в 08:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок - 02.09.2014. Дата проведения открытого аукциона - 05.09.2014. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.09.2014 N 3- 31401423345, победителем вышеуказанного электронного аукциона был признан участник размещения заказа ООО "ЧОО "Альфа" с предложением по цене контракта 570 00 рублей.
11.09.2014 победителю - ООО "ЧОО "Альфа" направлен проект контракта.
В установленный срок (до 16.09.2014) победитель аукциона - ООО "ЧОО "Альфа" проект контракта не подписал, протокол разногласий не представил.
16.09.2014 оператор электронной площадки направил в адрес заказчика - ФГБОУ ВПО "КНИТУ-КАИ" уведомление об уклонении ООО "ЧОО "Альфа" от заключения государственного контракта.
18.09.2014 заказчиком - ФГБОУ ВПО "КНИТУ-КАИ" принято решение о признании победителя аукциона - ООО "ЧОО "Альфа" уклонившимся от заключения контракта.
По результатам проведенной проверки антимонопольным органом 10.10.2014 принято решение РНП N 16-54/2014 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "ЧОО "Альфа" сроком на два года в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме N 31401423345 на предмет "Оказание услуг по обеспечению охраны, общественного порядка, пропускного и внутриобъектного режимов на объектах и территории Культурно-спортивного комплекса "КАИ ОЛИМП" "КНИТУ-КАИ".
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, при принятии судебных актов исходили из следующего.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков установлен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062.
По смыслу названных Правил размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт виновного уклонения участника закупки от заключения контракта.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае вывод ответчика об уклонении заявителя от заключения контракта основан на факте не подписания государственного контракта со стороны победителя до 00:01:01 16.09.2014.
Согласно распечатке АРМ Заказчика проект контракта отправлен участнику размещения заказа - ООО "ЧОО "Альфа" на подпись 11.09.2014 в 00:01:01.
Поскольку победитель открытого аукциона в электронной форме - ООО "ЧОО "Альфа" до 00:01:01 16.09.2014 не представило оператору электронной площадки подписанный проект государственного контракта, государственным заказчиком 18.09.2014 ООО "ЧОО "Альфа" признано уклонившимся от заключения государственного заказа.
Вместе с тем, суды указали, что последний день для подписания договора - 16.09.2014, следовательно, оператор электронной площадки - Государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" преждевременно направило уведомление об уклонении ООО "ЧОО "Альфа" от подписания государственного контракта.
Также суды указали, что ООО "ЧОО "Альфа", является добросовестным участником, победителем вышеуказанной закупочной процедуры, что подтверждается, в том числе, реестром исполненных обществом контрактов, договоров, не отказывается от подписания договора и обязуется исполнить все возложенные на него в соответствии с условиями договора обязанности.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "ЧОО "Альфа" предприняло все необходимые и возможные меры для надлежащего подписания Государственного контракта.
Суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что действия заявителя направлены на заключение государственного контракта в установленный законом срок.
Судебная коллегия считает, что указанные выводы судов сделаны при неполно выясненных обстоятельствах.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, суд при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.
Суды пришли к выводу о том, что ООО "ЧОО "Альфа" предприняло все необходимые и возможные меры для надлежащего подписания Государственного контракта в установленный срок.
Между тем, как было указано выше, суды не могут ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В рассматриваемом случае судами не исследованы все обстоятельства в совокупности, не исследованы, какие все необходимые и возможные меры ООО "ЧОО "Альфа" предприняло для надлежащего подписания Государственного контракта.
Вместе с тем, данные обстоятельства имеют существенное значение при разрешении настоящего дела, однако указанные обстоятельства судами не проверены и не исследованы.
Кроме того, судом первой инстанции применены нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которые в проверяемый период не действовали, поэтому применению не подлежат, а судом апелляционной инстанции применены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", между тем УФАС по Республике Татарстан при вынесении оспариваемого решения руководствовался Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании вышеизложенного судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, что в силу пункта 1 и пункта 2 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, установить нормы материального права, подлежащие применению в спорный период, полно и всесторонне установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу N А65-25537/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае судами не исследованы все обстоятельства в совокупности, не исследованы, какие все необходимые и возможные меры ООО "ЧОО "Альфа" предприняло для надлежащего подписания Государственного контракта.
Вместе с тем, данные обстоятельства имеют существенное значение при разрешении настоящего дела, однако указанные обстоятельства судами не проверены и не исследованы.
Кроме того, судом первой инстанции применены нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которые в проверяемый период не действовали, поэтому применению не подлежат, а судом апелляционной инстанции применены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", между тем УФАС по Республике Татарстан при вынесении оспариваемого решения руководствовался Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 августа 2015 г. N Ф06-27105/15 по делу N А65-25537/2014