г. Казань |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А65-26819/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя (ООО "ТехноСтрой") - Хайруллина А.В. (доверенность от 05.03.2015),
заявителя (МКУ "КЗиО" и ИКМО) - Ахмадеевой Н.Н. (доверенность от 16.09.2014 и от 03.09.2014),
ответчика - Миначова Р.А. (доверенность от 17.06.2015),
Зубеирова А.Р. (паспорт),
Зубеирова А.Р. - Калегиной Ю.А. (доверенность от 18.08.2015),
в отсутствие:
заявителей (ОАО "Квартал Б", Казанской городской Думы), третьих лиц (ЗАО "Файнейшнл Партнерс", ООО "УКС "УнистройДом") и Прокуратуры г. Казани - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой", Зубеирова Айрата Рауфовича, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2015 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 (председательствующий судья - Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-26819/2013
по заявлениям Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой", г. Казань (ОГРН 11011690053783, ИНН 1655200524), Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань, открытого акционерного общества "Квартал Б", г. Казань (ОГРН 1051622057520, ИНН 1655095005), Казанской городской Думы, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества "Файнейшнл Партнерс", г. Казань (ОГРН 1057748376190, ИНН 7722557234), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "УнистройДом", г. Казань (ОГРН 1111690043904, ИНН 1660155203), с привлечением к участию в деле прокуратуры города Казани, г. Казань, о признании недействительными решения УФАС по Республики Татарстан от 21.10.2013 по делу N 06-15/2013, предписаний N N 1, 2, 3, 4, 5 по делу N 06-15/2013,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - МКУ "КЗиО", заявитель-1), общество с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее - ООО "ТехноСтрой", заявитель-2), Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполком, заявитель-3), открытое акционерное общество "Квартал Б" (далее - ОАО "Квартал Б", заявитель-4), Казанская городская Дума обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными решения от 21.10.2013 по делу N 06-15/2013, предписаний N N 1, 2, 3, 4, 5 по делу N 06-15/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Файнейшнл Партнерс" (далее - ЗАО "Файнейшнл Партнерс"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "УнистройДом" (далее - ООО "УСК "УнистройДом").
Также к участию в деле привлечена прокуратура города Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2014 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменены за исключением признания недействительным решения Управления от 21.10.2013 по делу N 06-15/2013 в отношении Казанской городской Думы и предписания N 5. В остальной части требования заявителей направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В своем постановлении суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду необходимо дать оценку всем доводам антимонопольного органа, принимая во внимание указания кассационной инстанции, с учетом установленных обстоятельств дела вынести обоснованное решение.
При новом рассмотрении дела (за исключением требований Казанской городской Думы) решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В части требований ОАО "Квартал Б" к Управлению производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, МКУ "КЗиО", Исполком и ООО "ТехноСтрой", обратились в кассационную инстанцию с жалобами, в которых просят об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Зубеиров Айрат Рауфович (далее - Зубеиров А.Р.), обратившийся в суд кассационной инстанции в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит отменить вынесенные судебные акты и отправить дело на новое рассмотрение.
Зубеиров А.Р. указывает, что имел самостоятельные требования и интерес относительно предмета спора, однако допущен не был, тем самым были нарушены его права.
Представители заявителей (ОАО "Квартал Б", Казанская городская Дума), третьих лиц и прокуратуры города Казани в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационных жалоб извещены согласно требованиям статьи 123 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационные жалобы в отсутствие представителей заявителей (ОАО "Квартал Б", Казанская городская Дума), третьих лиц и прокуратуры города Казани, извещенных надлежащим образом.
ООО "УСК "УнистройДом" в отзыве на кассационные жалобы, представленном в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просит судебные акты отменить.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 10 час. 00 мин. 03.09.2015 до 11 час. 45 мин. 08.09.2015.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на них, коллегия считает жалобы обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в адрес Управления поступило обращение Прокуратуры г. Казани на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Исполкома, МКУ "КЗиО", ОАО "Квартал Б" в части осуществления согласованных действий по ограничению, устранению конкуренции при отчуждении муниципального имущества.
Антимонопольный орган, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), приказом от 16.01.2013 N 02/24-к возбудил дело N 06-15/2013 по признакам нарушения Исполкомом, МКУ "КЗиО", ОАО "Квартал Б" и ООО "ТехноСтрой" статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении согласованных действий при отчуждении муниципального имущества в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела N 06-15/2013 о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком 21.10.2013 было принято решение, которым:
- МКУ "КЗиО" был признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в бездействии по осуществлению надлежащего контроля за ходом реализации имущества, вносимого в уставной капитал ОАО "Квартал Б".
- Исполкомом был признан нарушившим статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в осуществлении согласованных действий с МКУ "КЗиО", ОАО "Квартал Б" и ООО "ТехноСтрой" при отчуждении муниципального имущества в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
- МКУ "КЗиО" был признан нарушившим статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в осуществлении согласованных действий с Исполкомом, ОАО "Квартал Б" и ООО "ТехноСтрой" при отчуждении муниципального имущества в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
- ОАО "Квартал Б" был признан нарушившим статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в осуществлении согласованных действий с Исполкомом, МКУ "КЗиО" и ООО "ТехноСтрой" при отчуждении муниципального имущества в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
- ООО "ТехноСтрой" был признан нарушившим статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в осуществлении согласованных действий с Исполкомом, МКУ "КЗиО" и ОАО "Квартал Б" при отчуждении муниципального имущества в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании решения антимонопольного органа от 21.10.2013 всем участникам были выданы предписания N 1, N 2, N 3, N 4.
Предписание N 1 было выдано в адрес МКУ "КЗиО" о прекращении нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно было указано совершить действия, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, в том числе:
- не позднее 10 дней с момента получения настоящего Предписания предоставить в Управление информацию обо всем оставшемся и реализованном имуществе по состоянию на 09.09.2013, внесенном в уставной капитал ОАО "Квартал Б" в рамках Прогнозного плана приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года, с приложением соответствующих документов;
- не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) вернуть в муниципальную собственность всё нереализованное недвижимое имущество, переданное ОАО "Квартал Б" в качестве оплаты акций, в рамках Прогнозного плана приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года.
Предписание N 2 было выдано в адрес Исполкома с указанием совершить следующие действия:
- не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно совершить действия, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, в том числе:
- отменить Постановление Исполкома от 24.05.2012 N 3312 "О дополнительном недвижимом имуществе, вносимом в уставный капитал ОАО "Квартал Б";
- вернуть в муниципальную собственность недвижимое имущество, переданное ОАО "Квартал Б" во исполнение указанного Постановления.
Предписание N 3 было выдано в адрес ОАО "Квартал Б" с указанием совершить следующие действия:
- не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно совершить действия, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, в том числе:
- расторгнуть договор купли-продажи от 29.11.2012 N 15 между ОАО "Квартал Б" и ООО "ТехноСтрой";
- вернуть переданное по договору недвижимое имущество: а именно административное здание л. А, одноэтажное площадью 71,9 кв.м., здание (склад) л. Б, одноэтажное общей площадью 733,4 кв.м., земельный участок общей площадью 43 395 кв.м. в муниципальную собственность.
Предписание N 4 было выдано в адрес ООО "ТехноСтрой" с указанием совершить следующие действия:
- не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно совершить действия, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, в том числе:
- расторгнуть договор купли-продажи от 29.11.2012 N 15 между ОАО "Квартал Б" и ООО "ТехноСтрой";
- вернуть переданное по договору недвижимое имущество: а именно, административное здание л. А, одноэтажное площадью 71,9 кв.м., здание (склад) л. Б, одноэтажное общей площадью 733,4 кв.м., земельный участок общей площадью 43 395 кв.м. ОАО "Квартал Б".
Основанием для вынесения оспариваемых ненормативных актов послужил вывод антимонопольного органа об осуществлении хозяйствующими субъектами согласованных действий, направленных на отчуждение в пользу ООО "ТехноСтрой" муниципального имущества, внесенного в уставной капитал ОАО "Квартал Б", а также бездействие со стороны уполномоченных органов по осуществлению надлежащего контроля за ходом реализации имущества.
По мнению антимонопольного органа ООО "ТехноСтрой" получило возможность использования земельного участка общей площадью 43 395 кв.м., расположенного по ул. Кул Гали д. 34 г. Казани для жилищного строительства, при этом за органами местного самоуправления закреплена обязанность реализовывать земельные участки или права на земельные участки для жилищного строительства исключительно на аукционах.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания решения антимонопольного органа недействительным, указывают, что совершение последовательных согласованных действий Исполкомом, МКУ "КЗиО", ОАО "Квартал Б", ООО "Технострой" привело к тому, что формально соблюдая процедуру приватизации, ООО "Технострой" получило в собственность земельный участок для жилищного строительства, минуя процедуру аукционов, были созданы условия для устранения конкуренции.
Данный вывод судов коллегия находит обоснованным и подтвержденным материалами дела.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Под приватизацией муниципального имущества, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества) понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с указанным законом приватизация муниципального имущества, порядок ее планирования, принятие решений об условиях приватизации осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.
Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Статьей 40 Устава муниципального образования города Казани к полномочиям Исполнительного комитета в сфере управления муниципальной собственностью отнесены вопросы разработки проектов нормативных актов Казанской городской Думы по вопросам приватизации и использования муниципального имущества, осуществление приватизации муниципального имущества в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются решениями Казанской городской Думы в соответствии с федеральными законами (статья 67 Устава).
Решением Казанской городской Думы от 10.03.2010 N 7-48 "О порядке приватизации муниципального имущества г. Казани" утверждено Положение о порядке приватизации муниципального имущества г. Казани.
Одной из основных целей приватизации муниципального имущества является увеличение доходов городского бюджета на основе эффективного управления муниципальным имуществом, а также оптимизация структуры собственности в целях обеспечения экономического роста, развития рынка земли и иной недвижимости, достижения рентабельной и устойчивой работы предприятий.
С целью обеспечения выполнения задач приватизации муниципального имущества Казанской городской Думой принято решение от 06.12.2010 N 9-2 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г.Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года", в соответствии с которым недвижимое имущество, расположенное по ул. Кул Гали д. 34 г. Казани (в тексте решения указано в позиции 179 как здание с земельным участком площадью 805,3 кв.м., площадь земельного участка не указана), а именно административное здание л. А, одноэтажное площадью 71,9 кв.м., здание (склад) л. Б, одноэтажное общей площадью 733,4 кв.м. с земельным участком общей площадью 43395 кв.м., включено в прогнозный план (программу) приватизации муниципальной собственности г. Казани.
Целями данного прогнозного плана (программы) приватизации муниципальной собственности определены, в том числе, повышение эффективного управления муниципальным имуществом и пополнение доходной части бюджета муниципального образования города Казани.
Пунктом 2 решения Казанской городской Думы от 25.02.2012 N 9-12 о внесении изменений в Решение Казанской городской Думы "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года" рекомендовано Исполкому рассмотреть вопрос о внесении муниципального имущества в уставные капиталы ОАО "Плазма-Мед" и ОАО "Квартал Б" в порядке оплаты дополнительных размещаемых акций.
При этом целями предоставления муниципального имущества определено улучшение архитектурного облика и сохранение исторической части объектов культурного наследия г. Казани.
Во исполнение указанного положения, Постановлением Исполкома от 24.05.2012 N 3312 "О дополнительном недвижимом имуществе, вносимом в уставный капитал ОАО "Квартал Б", МКУ "КЗиО" указано внести в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Квартал Б" дополнительное недвижимое имущество, в том числе, недвижимое имущество, расположенное по ул. Кул Гали д. 34 г. Казани, а именно, административное здание л. А, одноэтажное площадью 71,9 кв.м., здание (склад) л. Б, одноэтажное общей площадью 733,4 кв.м. с земельным участком общей площадью 43395 кв.м.
08.06.2012 издан приказ МКУ "КЗиО" N 511 "Об увеличении уставного капитала ОАО "Квартал Б", в котором МКУ "КЗиО" является владельцем 712 020 штук обыкновенных именных акций ОАО "Квартал Б" номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая, что составляет 100% от величины уставного капитала ОАО "Квартал Б".
Данным приказом предусмотрено увеличение уставного капитала ОАО "Квартал Б", путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Квартал Б", в количестве 399 000 штук номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая акция и внесение в уставный капитал ОАО "Квартал Б" недвижимого имущества в качестве оплаты дополнительного выпуска акций, приобретаемого муниципальным образованием города Казани в лице Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань".
08.06.2012, проведено заседание Совета Директоров ОАО "Квартал Б" и утверждено решение о дополнительном выпуске ценных бумаг ОАО "Квартал Б" - обыкновенных бездокументарных акций ОАО "Квартал Б" в количестве 399 000 штук номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая.
Государственная регистрация дополнительного выпуска акций осуществлена Приказом РО ФСФР России в ВКР от 06.07.2012 N 11-12-321/пз.
В рамках указанных действий по приватизации муниципального имущества 17.07.2012 между ОАО "Квартал Б" и МКУ "КЗиО" подписан акт приема-передачи здания (сооружения), согласно которому в ОАО "Квартал Б" передано недвижимое имущество, расположенное по ул. Кул Гали д. 34 г. Казани:
- административное здание л. А, одноэтажное площадью 71,9 кв.м.;
- здание (склад) л. Б, одноэтажное общей площадью 733,4 кв.м.;
- земельный участок общей площадью 43395 кв.м.
Рыночная стоимость указанного имущества оценена в 107 168 000 руб.
Право собственности на указанное имущество зарегистрировано ОАО "Квартал Б" 13.08.2012, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации N N ф 16-АК 771295, 16-АК 771296, 16-АК 771294.
Таким образом, спорное имущество, в том числе, земельный участок площадью 43 395 кв.м. передан в оплату акций ОАО "Квартал Б", но с целью улучшения архитектурного облика и сохранение исторической части объектов культурного наследия г. Казани.
Как следует из представленных в материалы дела документов, 14.06.2012, то есть до передачи имущества в оплату акций и регистрации прав собственности на него, между ОАО "Квартал Б" (продавец) и ООО "Технострой" (покупатель) заключен предварительный договор купли-продажи указанного выше недвижимого имущества.
Стоимость имущества определена в размере 175 000 000 руб., с учетом стоимости земельного участка общей площадью 43 395 кв.м. в сумме 173 098 000 руб.
Учитывая, что стоимость зданий значительно меньше стоимости земельного участка, фактически, основной целью заключения договора купли-продажи ООО "Технострой" было приобретение земельного участка общей площадью 43 395 кв.м.
Данный факт подтверждается тем, что в соответствии с данным договором, продавец обязуется приобрести в свою собственность данное имущество, изменить градостроительную зону земельного участка на зону "Д2" - "зона обслуживания населения" с разрешенным использованием согласно Градостроительному Уставу г. Казани, то есть для дальнейшего использования участка под строительство жилья.
Суды обеих инстанций правильно указали, что заявители не опровергли выводы антимонопольного органа о целях приобретения ООО "Технострой" спорного земельного участка.
Заключение предварительного договора не противоречит закону, однако в условиях приватизации муниципального имущества должны быть соблюдены требования законодательства, обеспечивающие право заинтересованных лиц на его приобретение.
Позднее по предложению ОАО "Квартал Б" в соответствии с постановлением Мэра города Казани, 11.02.2013 были проведены публичные слушания по проекту решения Казанской городской Думы "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки на территории по ул. Кул Гали, подготовленному по предложению ОАО "Квартал Б"" для жилого комплекса.
В соответствии с картой зон градостроительных регламентов, земельный участок общей площадью 43 395 кв.м., расположенный по ул. Кул Гали д. 34 г. Казани, находился в коммунально-складской зоне, в целях строительства жилого комплекса необходимо было внесение изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки.
Решением Казанской городской Думы от 16.05.2013 N 11-22 "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки на территории по ул. Кул Гали" в отношении земельного участка общей площадью 43 395 кв.м., расположенного по ул. Кул Гали д. 34 г. Казани изменено разрешенное использование на зону обслуживания населения, в рамках которой возможно строительство жилого комплекса.
Таким образом, ООО "Технострой" получило возможность использования земельного участка общей площадью 43 395 кв.м., расположенного по ул. Кул Гали д. 34 г. Казани для жилищного строительства.
Изначально заключение 14.06.2012 предварительного договора купли-продажи между ОАО "Квартал Б" (продавец) и ООО "Технострой" (покупатель) свидетельствует об отсутствии намерения со стороны ОАО "Квартал Б" использовать вышеназванное муниципальное имущество, для целей указанных при передаче МКУ "КЗиО".
Суды правильно указали, что имеющимися в деле документами подтверждается и не отрицается заявителями, что на момент продажи недвижимое имущество не являлось муниципальной собственностью г. Казани, денежные средства от продажи имущества ОАО "Квартал Б" в пользу ООО "ТехноСтрой" в бюджет муниципального образования г. Казани не перечислялись. Дивиденды ОАО "Квартал Б" в пользу Комитета не начислялись и не выплачивались.
Таким образом, были нарушены основы Закона о приватизации, устанавливающие принцип возмездности реализации муниципального имущества, который определяет цели и основное назначение приватизации.
Тем самым, бюджет муниципального образования не дополучил доходы от реализации муниципальной собственности, а именно административного здания л. А, одноэтажного площадью 71,9 кв.м., здания (склад) л. Б, одноэтажного общей площадью 733,4 кв.м. с земельным участком общей площадью 43395 кв.м., в соответствии с "Прогнозным планом (программой) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года".
Передача муниципального имущества ОАО "Квартал Б", с его последующей реализацией, минуя процедуры установленные законом, которые гарантируют прозрачность и открытость, фактически исключила возможность организации торгов и способствовала ограничению конкуренции.
Заключение договоров купли-продажи имущества ОАО "Квартал Б" без проведения торгов, позволяет Исполкому, МКУ "КЗиО", внося муниципальное имущество в уставной капитал ОАО "Квартал Б", не информировать заинтересованных лиц о намерении совершить такую сделку и самим определять потенциальных покупателей, что может создавать последним преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в части доступа к информации в приоритетном порядке.
Передача недвижимого имущества, расположенного по ул. Кул Гали д. 34 г. Казани, а именно административного здания л. А, одноэтажного площадью 71,9 кв.м., здания (склад) л. Б, одноэтажного общей площадью 733,4 кв.м. с земельным участком общей площадью 43395 кв.м, составляющим подавляющую часть стоимости переданного имущества, явно не соответствует целям приватизации, во исполнение которых принято Постановление Испокома от 24.05.2012 N 3312 "О дополнительном недвижимом имуществе, вносимом в уставный капитал ОАО "Квартал Б".
Судебные инстанции правомерно признали обоснованным довод антимонопольного органа о том, что совершение последовательных согласованных действий Испокомом, МКУ "КЗиО", ОАО "Квартал Б", ООО "Технострой" привело к тому, что формально соблюдая процедуру приватизации, ООО "Технострой" получило в собственность земельный участок для жилищного строительства, минуя процедуру аукционов, были созданы условия для устранения конкуренции. МКУ "КЗиО" являлся единственным акционером ОАО "Квартал Б", и имел право участвовать в управлении делами Общества, принимать участие в распределении прибыли, получать долю прибыли (дивиденды).
ОАО "Квартал Б", как самостоятельная коммерческая организация, получило возможность распоряжаться имуществом по своему усмотрению и для реализации своих целей хозяйственной деятельности.
Данный факт не может не влиять на условия здоровой конкуренции на товарном рынке недвижимого имущества города Казани, по тем причинам, что реализация муниципального имущества должна преследовать цели получения доходных средств в местный бюджет и строиться на основах открытости и публичности процедур.
Арбитражные суды правильно указали, что МКУ "КЗиО" не было предпринято никаких действий по осуществлению надлежащего контроля за ходом реализации имущества, вносимого в уставной капитал ОАО "Квартал Б", не предпринято действий, направленных на поступление денежных средств как от реализации муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении Президиума от 29.11.2011 N 8799/11 указал, что в силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, МКУ "КЗиО" допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в бездействии по осуществлению надлежащего контроля за ходом реализации имущества, вносимого в уставной капитал ОАО "Квартал Б", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции сделали правильный вывод, что антимонопольным органом обоснованно Исполком, МКУ "КЗиО", ОАО "Квартал Б", ООО "Технострой" признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, а МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" также часть 1 статьи 15 указанного Федерального закона.
Что касается предписаний, выданных заявителям жалоб, коллегия считает, что в данной части судебные акты подлежат отмене.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований в данной части, указали, что на день принятия предписаний (21.10.2013) они могли быть исполнены.
Однако судами не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23, части 4 статьи 41, статей 50, 51 Закона о защите конкуренции, Приложения N 7 к приказу Федеральной антимонопольной службы России от 22.12.2006 N 337 "Об утверждении формы актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", определение надлежащего способа устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства входит в компетенцию антимонопольного органа, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
При этом выданное антимонопольным органом предписание должно быть не только законным, но и исполнимым, то есть возлагать на лицо, которому оно выдано, только те обязанности, которые оно объективно может исполнить в рамках действующего законодательства и в пределах своей компетенции.
По данному делу договор купли-продажи N 15 между ОАО "Квартал Б" и ООО "ТехноСтрой" заключен 29.11.2012.
На момент вынесения предписаний на 21.10.2013 спорный договор действовал с 29.11.2012, ОАО "Квартал Б" ликвидировано лишь 18.06.2014.
Антимонопольный орган в этот период не воспользовался своим правом и не обратился с иском о расторжении спорного договора.
20.11.2013 ООО "ТехноСтрой" заключило договор купли-продажи N ЛД/КГ-34 с ЗАО "УК ""Файнешнл Партнерс" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Лэнд Девелопмент" земельного участка общей площадью 43 395 кв.м., адрес объекта: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, ул. Кул Гали, д. 34.
20.12.2013 ЗАО "УК ""Файнешнл Партнерс" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Лэнд Девелопмент" заключило договор аренды земельного участка общей площадью 43 395 кв.м., адрес объекта: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, ул. Кул Гали, д. 34 с ООО "УСК "УнистройДом". На данном участке ООО "УСК "УнистройДом" ведет строительство многоквартирных жилых домов.
В настоящее время право собственности на земельный участок, находящийся по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, ул. Кул Гали, д. 34, обременено доверительным управлением, договором аренды, зарегистрированным надлежащим образом в ЕГРП и правом долевой собственности участников долевого строительства физических лиц.
Данные обстоятельства привели к невозможности исполнения предписаний.
Относительно кассационной жалобы физического лица Зубеирова А.Р. коллегия считает, что данная жалоба подлежит прекращению в силу следующего.
В соответствии со статьей 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
В соответствии с положениями АПК РФ кроме лиц, участвующих в деле, правом на обжалование в порядке кассационного производства обладают лица, не участвующие в рассмотрении дела, чьи права и интересы были нарушены судебными актами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
По данному делу доказательств, подтверждающих нарушение в момент вынесения судебных актов прав и обязанностей физического лица Зубеирова А.Р., не представлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что судебные акты подлежат отмене в части отказа удовлетворения требований относительно предписаний, в отмененной части заявленные требования удовлетворению.
В остальной части оставить судебные акты без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 150, 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу N А65-26819/2013 в части отказа признания предписаний от 21.10.2013 N 1, N 2, N 4, выданных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, недействительными отменить.
В отмененной части заявленные требования удовлетворить.
Предписание от 21.10.2013 N 1, выданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в адрес Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани";
предписание от 21.10.2013 N 2, выданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в адрес Исполнительного комитета муниципального образования города Казани;
предписание от 21.10.2013 N 4, выданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в адрес общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" признать недействительными.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Производство по кассационной жалобе Зубеирова Айрата Рауфовича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу N А65-26819/2013 прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, МКУ "КЗиО" допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в бездействии по осуществлению надлежащего контроля за ходом реализации имущества, вносимого в уставной капитал ОАО "Квартал Б", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции сделали правильный вывод, что антимонопольным органом обоснованно Исполком, МКУ "КЗиО", ОАО "Квартал Б", ООО "Технострой" признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, а МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" также часть 1 статьи 15 указанного Федерального закона.
...
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23, части 4 статьи 41, статей 50, 51 Закона о защите конкуренции, Приложения N 7 к приказу Федеральной антимонопольной службы России от 22.12.2006 N 337 "Об утверждении формы актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", определение надлежащего способа устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства входит в компетенцию антимонопольного органа, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
...
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу N А65-26819/2013 в части отказа признания предписаний от 21.10.2013 N 1, N 2, N 4, выданных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, недействительными отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2015 г. N Ф06-27182/15 по делу N А65-26819/2013
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27182/15
19.05.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2959/15
22.01.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26819/13
20.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14873/13
27.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7546/14
24.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11587/13
31.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1195/14
31.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2111/14
25.03.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26819/13