г. Казань |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А06-10407/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.03.2015 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи: Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-10407/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (ИНН 3006006420, ОГРН 1023001538460) к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 3444046034, ОГРН 1023403462488) о признании незаконными действия (бездействие) заместителя руководителя Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора Долженко И.Н.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (далее - ООО "Газпром добыча Астрахань", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и Атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора, административный орган) о признании незаконными действия (бездействие) заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Долженко И.Н. выразившееся в не рассмотрении по существу и принятии решения по ходатайству общества о продлении сроков исполнения предписания от 25.03.2014 N 73/П.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10.03.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015, заявление общества удовлетворено. Признано незаконным бездействие заместителя руководителя Управления Ростехнадзора Долженко И.Н. На Управление Ростехнадзора возложена обязанность рассмотреть по существу ходатайство общества от 14.05.2014 N 02-4271 и принять решение в срок не более 14 дней с момента вступления решения в законную силу, о результатах рассмотрения ходатайства известить общество в срок не более 2 дней после принятия решения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 25.03.2014 Управление Ростехнадзора выдало обществу предписание N 73/П об устранении нарушений требований промышленной безопасности, со сроком исполнения до 25.06.2014.
Письмом от 14.05.2014 N 02-4271 общество обратилось в Управление Ростехнадзора о продлении установленного в предписании срока для его исполнения, мотивируя тем, что в целях устранения всех выявленных нарушений разработаны Мероприятия по устранению нарушений, указанных в предписании, а для обеспечения безопасного ведения работ на опасных производственных объектах на период до устранения нарушений разработаны Компенсирующие мероприятия
Письмом от 19.06.2014 N 04-18/11035/АО Управление Ростехнадзора сообщило обществу, что решение будет принято по результатам проведения внеплановой проверки выполнения указанного предписания.
На повторное обращение общества с ходатайством от 17.06.2014 N 01/07-5302 о продлении срока исполнения предписания от 25.03.2014 N 73/П, Управление Ростехнадзора письмом от 15.07.2014 N 00-06-05/680 сообщило о необходимости заблаговременного направления ходатайства, которое было направлено 14.05.2014 (19.05.2014 получено НВУ Ростехнадзора - то есть более чем за месяц до истечения срока исполнения предписания из трех месяцев, установленных предписанием).
В период с 21.07.2014 по 15.08.2014 Управлением Ростехнадзора проведена внеплановая проверка общества с целью контроля выполнения предписания от 25.03.2014 N 73/П, по результатам которой вынесены предписание от 15.08.2014 N 2984/П и постановление о привлечении к административной ответственности от 22.08.2014 N 18-127/2014.
Решение по результатам ходатайства о продлении срока исполнения ранее выданного предписания административным органом не принято.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу, что Управлением Ростехнадзора допущено незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении по существу и принятии решения по ходатайству общества о продлении сроков исполнения предписания от 25.03.2014 N 73/П.
Согласно пункту 6.6 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Приказом Минприроды России от 30.10.2008 N 280 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности по проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах (далее - Административный регламент).
Пунктом 47 Административного регламента установлен порядок осуществления контроля за исполнением выданного Управлением Ростехнадзора предписания.
В силу пункта 47.1 Административного регламента предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок. Указанный срок не может превышать трех лет.
В соответствии с пунктом 47.3 Административного регламента Управлением Ростехнадзора может быть рассмотрено ходатайство о продлении срока исполнения предписания. Мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения пунктов предписаний представляется на имя руководителя Управления Ростехнадзора или территориального органа Ростехнадзора, выдавшего предписание. Решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) ходатайства и назначении нового срока исполнения предписания либо об изменении полностью или частично требований выданного предписания принимается руководителем (заместителем руководителя) Ростехнадзора или территориального органа Ростехнадзора в срок не более 14 дней со дня его регистрации в Ростехнадзоре. При этом решение об отказе в удовлетворении ходатайства должно быть мотивированным.
В рассматриваемом случае общество заблаговременно направило в адрес заместителя руководителя Управления Ростехнадзора Долженко И.Н. мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания от 25.03.2014 N 73/П.
При этом общество указало, что в соответствии с пунктом 1.15 Федеральных норм и правил "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96 (зарегистрированы в Минюсте России 16.04.2013 N 28138) (далее - ФНП) в целях приведения опасных производственных объектов (далее - ОПО) нефтегазоперерабатывающей промышленности в соответствие с требованиями указанных Правил эксплуатирующая организация должна разработать компенсационные меры по дальнейшей безопасной эксплуатации ОПО. Для реализации компенсационных мер должны быть внесены изменения в проектную документацию. Пунктом 2.5 указанных выше ФНП установлено, что внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную и техническую документацию, согласованную с генеральным проектировщиком, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности разработанной документации, а в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, при наличии положительного заключения экспертизы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Учитывая техническую сложность объектов Астраханского ГПЗ, разработка проектной документации на реконструкцию, с целью приведения их в соответствие с требованиями нормативных документов занимает от 12 до 18 месяцев без учета прохождения Глав госэкспертизы.
Помимо периода времени, необходимого для выполнения непосредственно работ по проектированию, Закон предусматривает сроки для экспертизы проектной документации. В частности процесс проведения государственной экспертизы занимает до 140 дней, не считая времени, необходимого для оформления договора и оплаты услуг государственной экспертизы.
По итогам проектирования становится известен проектный срок строительства (реконструкции).
Согласно пункту 14 ФНП "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (зарегистрированных в Минюсте России 26.12.2013 N 30855), срок проведения экспертизы может быть определен до трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы комплекта необходимой документации.
Следовательно, для выполнения всего комплекса мероприятий, предусмотренных действующим законодательством РФ, включая разработку и оформление проектной документации, согласование ее с генеральным проектировщиком, проведение экспертиз, конкурентное определение поставщика, изготовление и поставку оборудования и материалов, фактическое проведение работ по реконструкции и техническому перевооружению, то есть для исполнения вышеуказанного Предписания требуется срок реализации не менее трех лет.
Заявленное обществом ходатайство содержит мотивированные доводы о необходимости изменения сроков устранения нарушений, установленных вышеуказанном Предписании Управления Ростехнадзора.
Между тем, общество было уведомлено о том, что решение о согласовании сроков устранения нарушений требований промышленной безопасности будет принято по результатам проведения внеплановой проверки.
Однако, как указано выше, по результатам проведенной с 21.07.2014 по 15.08.2014 проверки, Управлением Ростехнадзора составлен акт проверки от 15.08.2014 N 2984/А и выдано предписание от 15.08.2014 N 2984/П со сроком исполнения до 15.11.2014.
Решение по ходатайству общества о продлении срока исполнения ранее выданного предписания, административным органом не вынесено.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.03.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу N А06-10407/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае общество заблаговременно направило в адрес заместителя руководителя Управления Ростехнадзора Долженко И.Н. мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания от 25.03.2014 N 73/П.
При этом общество указало, что в соответствии с пунктом 1.15 Федеральных норм и правил "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96 (зарегистрированы в Минюсте России 16.04.2013 N 28138) (далее - ФНП) в целях приведения опасных производственных объектов (далее - ОПО) нефтегазоперерабатывающей промышленности в соответствие с требованиями указанных Правил эксплуатирующая организация должна разработать компенсационные меры по дальнейшей безопасной эксплуатации ОПО. Для реализации компенсационных мер должны быть внесены изменения в проектную документацию. Пунктом 2.5 указанных выше ФНП установлено, что внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную и техническую документацию, согласованную с генеральным проектировщиком, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности разработанной документации, а в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, при наличии положительного заключения экспертизы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
...
Согласно пункту 14 ФНП "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (зарегистрированных в Минюсте России 26.12.2013 N 30855), срок проведения экспертизы может быть определен до трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы комплекта необходимой документации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 октября 2015 г. N Ф06-1395/15 по делу N А06-10407/2014
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1395/15
30.07.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-125/15
27.05.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3706/15
10.03.2015 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-10407/14