г. Казань |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А55-17501/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Глазова Ю.В.,
при участии представителей:
истца - Карпенко П.А., по доверенности от 03.04.2014 N 01/04/04-166д,
ответчика - Ивлевой Т.А., по доверенности от 02.10.2014 N 17-6/23245,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2015 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-17501/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003), г. Москва, к Центральному банку Российской Федерации, в лице отделения по Самарской области Волго-Вятского Главного Управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133), г. Москва, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "РОСНЕФТЕГАЗ" (ОГРН 1047796902966, ИНН 7705630445), г. Москва, открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Оренбург" (ОГРН 1025601022512, ИНН 5610010369), г. Оренбург, открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Пенза" (ОГРН 1025801359858, ИНН 5836611971), г. Пенза, Центральный Банк Российской Федерации, г. Москва, Карягин Леонид Геннадьевич, г. Калининград, Куликов Николай Эдуардович, г. Москва, о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Главному управлению по Самарской области Центрального банка Российской Федерации о признании недействительным Предписания Главного управления Банка России по Самарской области от 17.06.2014 N 15-2-11/11735.
Определением суда первой инстанции от 15.04.2015, в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), произведена замена заинтересованного лица - Главного управления по Самарской области Центрального банка Российской Федерации на его правопреемника - Центральный банк Российской Федерации, в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления (далее - ЦБ РФ в лице Волго-Вятского ГУ).
Суд привлек к участию в дел в качестве третьих лиц: открытое акционерное общество "РОСНЕФТЕГАЗ" (далее - ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ", открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Оренбург" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Оренбург"), открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Пенза" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Пенза"), Центральный Банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), Карягина Леонида Геннадьевича (далее - Карягин Л.Г.), Куликова Николая Эдуардовича (далее - Куликов Н.Э.).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Газпром" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, Службой Банка России по финансовым рынкам направлено в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе обращения Карягина Л.Г. от 20.12.2013 и от 23.12.2013 относительно приобретения акций ОАО "Самарагаз", ОАО "Оренбургоблгаз", ОАО "Пензагазификация" для рассмотрения в пределах компетенции (от 09.01.2014 N МУ50-9-42-14-22/ф, от 09.01.2014 N МУ50-9-42-14-3/ж), а также Службой по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Главное управление Банка России по Самарской области направлено для рассмотрения обращение Куликова Н.Э. от 27.03.2014 N 0-365) в отношении ОАО "Газпром газораспределение Оренбург".
В соответствии с представленными ОАО "Газпромбанк" документами, 23.04.2014 проведена операция по переводу со счета депо N 01582 ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" на счет депо N 1685 ОАО "Газпром" 26 878 штук обыкновенных именных акций ОАО "Газпром газораспределение Оренбург", что составляет 35 % от общего количества акций общества, на основании договора от 09.04.2013 N П/Д-2013 РНГ "Купли-продажи акций".
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) лицо, которое приобрело более 30 % общего количества акций открытого акционерного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 названного закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней, с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - "обязательное предложение").
В силу статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ, ОАО "Газпром" обязано направить акционерам - владельцам остальных акций ОАО "Газпром газораспределение Оренбург" обязательное предложение в течение 35 дней, с момента внесения соответствующей приходной записи по счету депо (с 23.04.2013).
Обязательные предложения о приобретении ценных бумаг за период с 01.01.2013 по 14.02.2014 в адрес ОАО "Газпром газораспределение Оренбург" не поступали.
Таким образом, ОАО "Газпром" в отношении акций ОАО "Газпром газораспределение Оренбург" нарушена процедура приобретения более 30 % акций, установленная главой XI.I Федерального закона N 208-ФЗ, в связи с чем, Главным управлением Банка России по Самарской области в адрес ОАО "Газпром" направлено Предписание от 17.06.2014 N 15-2-11/11735 "Об устранении нарушения законодательства Российской Федерации".
Проверкой проведенной в отношении процедуры приобретения ОАО "Газпром" акций ОАО "Газпром газораспределение Пенза" на предмет соблюдения эмитентом законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, в части изложенных в обращении сведений заинтересованным лицом установлено следующее.
По представленным ОАО "Газпромбанк" документам, 23.04.2014 проведена операция по переводу со счета депо N 201582 ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" на счет депо N 1685 ОАО "Газпром" 8825 штук обыкновенных именных акций ОАО "Газпром газораспределение Пенза", что составляет 25,491 % от общего количества акций общества, на основании договора от 09.04.2013 N 11/Д-2013 РНГ "Купли-продажи акций".
Согласно сведениям, содержащимся в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение Пенза" по состоянию на 30.06.2013, опубликованном на странице общества в сети Internet, используемой для раскрытия информации - http://disclosure.1prime.гu/portal/default.aspx?emId =5836611971: ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" с долей участия в уставном капитале общества 25,49 % исключено из списка аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение Пенза"; ОАО "Газпром" включено в список аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение Пенза" с долей участия в уставном капитале общества 25,49 % (основания, в силу которых лицо признается аффилированным - "лицо имеет право распоряжаться более чем 20 % голосующих акций общества", дата наступления основания - 23.04.2013); ОАО "Газпром газораспределение" является акционером общества с долей участия в уставном капитале общества 50,003 % (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "лицо имеет право распоряжаться более чем 20 % голосующих акций общества", дата наступления основания - 03.10.2005).
Представленными заинтересованным лицом в материалы настоящего дела документами подтверждается, что в соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром" по состоянию, соответственно: на 30.06.2013, на 30.09.2013 и на 31.12.2013, опубликованном на странице ОАО "Газпром" в сети Internet, используемой для раскрытия информации (http://www.e-disclosure.ru/portal/company. aspx?id=934), ОАО "Газпром" является аффилированным лицом ОАО "Газпром газораспределение" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром", дата наступления основания - 01.10.2004).
С учетом изложенного, ОАО Газпром" и ОАО Газпром газораспределение" на момент приобретения ОАО Газпром" 25,49 % акций, ОАО Газпром газораспределение Пенза" являлись аффилированными лицами и в результате приобретения стали совместно владеть 75,493 % от общего количества обыкновенных акций ОАО Газпром газораспределение Пенза", в связи с чем, в соответствии с требованиями статьи 4.2 Федерального закона N 208-ФЗ, общество обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций ОАО "Газпром газораспределение Пенза" обязательное предложение в течение 35 дней, с момента внесения соответствующей приходной записи по счету депо (с 23.04.2013).
Обязательные предложения о приобретении ценных бумаг за период с 01.01.2013 по 14.02.2014 в адрес ОАО "Газпром газораспределение Оренбург" не поступали.
Следовательно, ОАО "Газпром" в отношении акций ОАО "Газпром газораспределение Пенза" нарушена процедура приобретения более 30% акций, установленная главой XI.I Федерального закона N 208-ФЗ.
Данное обстоятельство послужило основанием для оформления заинтересованным лицом и выдачи заявителю Предписания от 17.06.2014 N 15-2-11/11735 "Об устранении нарушения законодательства Российской Федерации", которым последнему предписано в срок - не позднее 30 дней, с момента получения Предписания, устранить нарушения законодательства Российской Федерации в отношении процедуры приобретения более 30 % акций ОАО "Газпром газораспределение Оренбург" и ОАО "Газпром газораспределение Пенза".
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно Федеральному закону от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, Контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (далее - Федеральный закон N 251-ФЗ) с 01.09.2013 Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контрою и надзору в сфере финансовых рынков.
В силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона N 251-ФЗ до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России Федеральным законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющем регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Действия Банка России, направленные на реализацию указанной государственной функции, осуществляются в установленном законодательством порядке.
Исполнение государственной функции государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ регламентировано Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ".
В силу пункта 5 статьи 32 Федерального закона N 208-ФЗ при исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется, в том числе, за приобретением (выкупом) акций открытых акционерных обществ, предоставляющих право голоса (пункт 5 Административного регламента).
Ограничения, установленные Федеральным законом N 208-ФЗ, в части реализации прав, предоставляемых приобретенными акциями, на которые ссылается заявитель, указывая на наличие "status quo", являются ограничениями для участников гражданско-правовых отношений и не исключает необходимость осуществления Банком России действий регулирующего характера в рамках осуществления государственной функции.
В случае выявления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в установленном пунктами 33 - 44 Административного регламента порядке (пункт 45 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Федерального закона N 208-ФЗ (то есть обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 настоящего Закона), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам-владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения. Правила указанной статьи распространяются на приобретение доли акций открытого акционерного общества, превышающей 50 и 75% общего количества таких акций. В этом случае установленные пунктом 6 этой статьи ограничения распространяются только на вновь приобретенные акции, превышающие соответствующую долю (пункт 7 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ).
Таким образом, лицо, приобретшее более определенного количества акций открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязано направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций.
В силу пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
Иное толкование положений пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае - приобретение акций, а в другом - возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение существенной степени корпоративного контроля над открытым акционерным обществом как в том, так и в другом случае) у крупнейшего акционера наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения.
ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром распределение", став после 24.04.2013 обладателями акций ОАО "Газпром газораспределение Оренбург" в количестве, превышающем 35% от общего количества голосующих акций каждого, а также акциями ОАО "Газпром газораспределение Пенза", что составляет 75,493% от общего количества обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Пенза", следовательно обязаны были выполнить требование части 1 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ и направить акционерам - владельцам остальных акций ОАО "Газпром газораспределение Оренбург" и ОАО "Газпром газораспределение Пенза" обязательные предложения о выкупе акций.
В нарушение требований действующего законодательства ни ОАО "Газпром", ни ОАО "Газпром распределение" не направили ОАО "Газпром газораспределение Оренбург" и ОАО "Газпром газораспределение Пенза" и РО ФСФР России в ПриФО, МУ СБР в ПФО обязательное предложение, соответствующее требованиям Федерального закона N 208-ФЗ.
Следовательно, у уполномоченного органа имелись основания для выдачи заявителю предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В обоснование довода наличия аффилированности между ОАО "Газпром" и ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ", заявитель ссылается на положение статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которым аффилированными лицами юридического лица являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, содержащимся в Письме от 05.11.2013 N ИА/43690-ПР/13 ОАО "Газпром" и ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" не являются участниками одной группы лиц (не являются аффилированными).
ОАО "Газпром" и ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" в период совершения вышеуказанной сделки нельзя признать аффилированными лицами в смысле статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которой аффилированными лицами юридического лица являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо. Данное обстоятельство являлось предметом рассмотрения Арбитражного суда города Москвы в рамках дела N А40-97919/2013 (вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2012 по делу N А40-97919/2013).
По указанным обстоятельствам ОАО "Газпром" и ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" не оказывают влияния на деятельность друг друга, не определяют условия деятельности. При этом являясь конкурентами на товарном рынке добычи нефти и газа, данные лица не могут являться группой лиц единого хозяйствующего субъекта, действующего в едином экономическом интересе ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ".
В целях осуществления государственной функции регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков в соответствии с абзацами 2, 3 статьи 76.2 Федерального закона N 86- Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами. При этом порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
Согласно статье 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Предписание Банка России является одним из предусмотренных Законом правовых инструментов Банка России, применяемых в целях предотвращения и пресечения нарушений законодательства, регулирующего корпоративные отношения в акционерных обществах, в том числе, по вопросам приобретения ценных бумаг (статья 76.2 Федерального закона N 86-ФЗ, статья 11 Федерального закона N 46-ФЗ.
Предписания по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, направляются, в том числе, по итогам рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций, по результатам проверок организаций, осуществление контроля за которыми возложено на Банк России.
Приказом ФСФР России от 09.08.2012 N 12-71/пз-н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) ФСФР России и территориальных органов ФСФР России (далее - региональные отделения ФСФР России, РО ФСФР России), порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами ФСФР России и РО ФСФР России, а также порядок взаимодействия ФСФР России и РО ФСФР России с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
Приказом ФСФР России от 21.05.2013 N 13-44/пз-н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции проведения проверок организаций, осуществление полномочий по контролю и надзору за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, за исключением субъектов страхового дела, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов.
Положения вышеуказанных Регламентов предусматривают полномочия указанных органов (функции которых переданы Банку России) по выдаче предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 84.9 Федерального закона N 208-ФЗ государственный контроль за приобретением акций открытого общества возложен на Банк России.
Исходя из изложенного, основания для удовлетворения обществу заявленных требований и признания недействительным оспариваемого предписания Главного управления Банка России по Самарской области от 17.06.2014 N 15-2-11/11735 отсутствуют.
В связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" понятия типов акционерных обществ - закрытых и открытых исключены, и введены понятия публичных и непубличных акционерных обществ.
В соответствии с положениями статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Данные новые положения законодательства не отменяют правила, установленные Федеральным законом "Об акционерных обществах" в отношении процедуры приобретения крупных пакетов акций.
В письме Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что процедура приобретения или выкупа ценных бумаг, начатая до даты вступления в силу изменений в ГК РФ, должна быть завершена.
По документам, представленным ОАО "Газпромбанк", 23.04.2013 проведена операция по переводу со счета депо N 201582 ОАО "Роснефтегаз" на счет депо N 1685 ОАО "Газпром" 26 878 штук обыкновенных именных акций ОАО "Газпром газораспределение Оренбург", что составляет 35% от общего количества акций общества, на основании договора купли-продажи акций от 09.04.2013 N 11/Д-2013 РНГ.
По документам, представленным ОАО "Газпромбанк", 23.04.2013 проведена операция по переводу со счета депо N 201582 ОАО "Роснефтегаз" на счет депо N 1685 ОАО "Газпром" 8825 штук обыкновенных именных акций ОАО "Газпром газораспределение Пенза", что составляет 25,491 % от общего количества акций общества, на основании договора купли-продажи акций от 09.04.2013 N 11/Д-2013 РНГ.
Обязательное предложение во исполнение установленной законом обязанности ОАО "Газпром" в адрес ОАО "Газпром газораспределение Оренбург" и ОАО "Газпром газораспределение Пенза" не направлялось, что является незаконным бездействием лица, в связи с чем осуществлялись действия Банка России, направленные на устранение нарушения в рамках реализации государственной функции по контролю и надзору за приобретением акций открытых акционерных обществ.
Предписание об устранении нарушения законодательства РФ N 15-2-11/11735 в отношении ОАО "Газпром" вынесено 17.06.2014, то есть до 01.09.2014.
Следовательно, процедура в отношении ценных бумаг ОАО "Газпром газораспределение Оренбург" и ОАО "Газпром газораспределение Пенза", начата и должна быть завершена.
Согласно Федеральному закону от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов" (вступил в силу с 01.09.2014) из ГК РФ исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 ГК РФ в новой редакции).
В силу пункта 1 статьи 66.3 ГК РФ, публичными являются акционерные общества, осуществлявшие публичное размещение акций (эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) или акции (эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции) которых публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах, до вступления в силу Закона. Вместе с тем погашение до вступления в силу Закона указанных ценных бумаг акционерного общества, в отношении которых имело место публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение, означает отсутствие у такого акционерного общества соответствующих признаков публичного акционерного общества.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Пензенской области от 28.12.1993 N 610 производственное объединение "Пензагазификация" преобразовано в акционерное общество открытого типа АО "Пензагазификация".
Преобразование в акционерное общество происходило до вступления в силу Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и указанных Стандартов эмиссии, то есть указанные требования в рассматриваемый период не действовали, в связи с чем в материалах дела N 03-2-07 по регистрации ценных бумаг ПО "Пензагазификация" 1995 года информация, предусмотренная Стандартами, на которую ссылается заявитель, отсутствует.
По данным, имеющимся в Отделении по Самарской области, согласно Отчету об итогах выпуска ценных бумаг ОАО "Газпром газораспределение Пенза", зарегистрированному Самарским РО ФКЦБ 21.05.1998 (государственный регистрационный номер 55-1п-413), размещение акций осуществлялось в соответствии с Планом приватизации, утвержденным решением КУГИ Пензенской области от 13.05.1995 N 119. Пакет акций, составляющий 900 шт. обыкновенных акций Общества размещался на аукционе, то есть путем свободной продажи на аукционе, то есть неограниченному кругу лиц.
ОАО "Газпром газораспределение Пенза" ссылается, что согласно протокола от 27.11.1996 N 2 заседания комиссии по проведению закрытого аукциона по продаже акций АО "Пензагазификация", была продана небольшая часть акций. Акции АО "Пензагазификация" в количестве 900 шт. продавались на аукционе единым лотом (одновременно все акции продавались одному лицу - победителю аукциона), а приобретателем данных акций (победителем аукциона) явилось одно лицо - ЧИФ "Надежда".
Согласно разъяснениям ЦБ РФ от 18.08.2015 N 05-52/6680 "О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", признаками публичного акционерного общества являются публичное размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение). Акционерные общества, созданные до вступления в силу Федерального Закона N 99-ФЗ и отвечающие указанным выше признакам, признаются публичными акционерными обществами.
Следовательно, ОАО "Газпром газораспределение Пенза" обладает признаками публичного акционерного общества.
В соответствии с пунктом 3 письма Банка России от 01.12.2014 года N 06-52/9527 "О применении законодательства РФ в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса РФ", начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах).
Исходя из изложенного, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статус публичного. Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с ГК РФ в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу N А55-17501/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 письма Банка России от 01.12.2014 года N 06-52/9527 "О применении законодательства РФ в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса РФ", начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах).
Исходя из изложенного, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статус публичного. Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с ГК РФ в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2015 г. N Ф06-1691/15 по делу N А55-17501/2014