г. Казань |
|
29 октября 2015 г. |
Дело N А12-47114/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.05.2015 (судья Пятернина Е.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Борисова Т.С., Никольский С.В.)
по делу N А12-47114/2014
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал города Волгограда" (ИНН 3446002106, ОГРН 1033400546156) к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" (ИНН 3444049187, ОГРН 1023403449684) о взыскании задолженности в сумме 145 324,45 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 196,24 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Городской водоканал города Волгограда" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" (далее - Университет, ответчик) о взыскании 145 324,45 руб. задолженности по договору от 16.12.2013 N 013889 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и 4 196,24 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.05.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015, исковые требования Предприятия удовлетворены.
Университет в кассационной жалобе просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Предприятием исковых требований, считая, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, истцом, а в дальнейшем и судами, не были применены нормативы допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, прямо указанные в пункте 9.2 единого договора холодного водоснабжения и водоотведения от 16.12.2013 N 013889 и приложении N 9 к нему; в рамках указанного договора ответчиком не допущено никаких превышений нормативов допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, 16.12.2013 между Предприятием (Организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Университетом (Абонент) был заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 013889, по условиям которого Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, соблюдать лимиты водопотребления; Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в центральную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, лимиты водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В пунктах 3.6, 3.7 договора стороны согласовали, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Расчетным периодом за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период не более 3-х месяцев от обнаружения нарушения до очередного отбора сточных вод организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 9.2 договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 9, в котором определены перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ.
В пункте 18.3 договора установлено, что при исполнении договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
21.04.2014 представителями Предприятия был проведен отбор сточной воды в контрольном канализационном колодце Университета, о чем составлен акт N 218.
По результатам проведенного лабораторного анализа отобранных проб выявлено превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ответчика, что подтверждается протоколом от 05.05.2014 N 189.
Согласно расчету истца от 22.07.2014 N 106 плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.04.2014 по 30.06.2014 составила 145 324,45 руб., в связи с чем истцом в адрес ответчика был направлен счет от 23.07.2014 N 3.14.07.23.0131 с требованием его оплаты в 7-дневный срок.
Поскольку в установленные сроки Университет не произвел оплату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644), поэтому в Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), внесены изменения, согласно которым с 14.08.2013 утратили силу пункты 1-8, 10-18, 32-60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил N 167. Остальные пункты Правил N 167 не утратили силу.
Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 предусматривает, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Поскольку Университету не установлены лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно посчитали, что спорные правоотношения сторон регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644) и Постановлением N 1310.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В пункте 65 Правила N 167 установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (пункт 64 Правил N 167).
Согласно пункту 1 Постановления N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Постановлением N 1310 Администрацией Волгоградской области принято постановление от 05.11.1996 N 606, которым утвержден Порядок приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области.
Во исполнение постановления Администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 администрацией Волгограда принято постановление от 24.10.2011 N 3229, которым утверждены Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда (далее - Условия).
Из пункта 1.3 Условий следует, что эти Условия являются обязательными для всех абонентов, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации Волгограда.
В разделе 3 Условий установлен перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации Волгограда, включая ингредиенты, по которым не установлены базовые нормативы платы (рН, ХПК, жиры), на основании которых истцом произведен расчет платы ответчика за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период.
Доводы ответчика о том, что истцом и судами неправомерно не были применены нормативы допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, согласованные сторонами в пункте 9.2 договора от 16.12.2013 N 013889 и приложении N 9 к нему, были исследованы судами и обоснованно отклонены ввиду того, что Университет является абонентом, отводящим сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации Волгограда, в связи с чем для него перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленные Условиями, в силу прямого указания закона являются обязательными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, факт сброса ответчиком в систему канализации сточных вод с превышением допустимых концентраций вредных веществ подтвержден представленными в дело актом отбора проб сточной воды от 21.04.2014 N 218 и протоколом количественного химического анализа сточной воды от 05.05.2014 N 189.
Акт от 21.04.2014 N 218 подписан представителем ответчика без разногласий, каких-либо замечаний либо возражений не заявлено.
Проверив расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, произведенный истцом, суды признали его правильным, соответствующим нормам действующего законодательства.
Поскольку Университетом доказательств оплаты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации в материалы дела не представлено, проверив представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами и признав его правильным, суды обоснованно удовлетворили исковые требования Предприятия в заявленном размере.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.05.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу N А12-47114/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Университету не установлены лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно посчитали, что спорные правоотношения сторон регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644) и Постановлением N 1310.
...
Согласно пункту 1 Постановления N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Постановлением N 1310 Администрацией Волгоградской области принято постановление от 05.11.1996 N 606, которым утвержден Порядок приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2015 г. N Ф06-1799/15 по делу N А12-47114/2014
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1799/15
27.08.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1089/15
23.07.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6422/15
26.05.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-47114/14