г. Казань |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А12-6195/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Танасенко С.П., доверенность от 01.10.2013,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.04.2015 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Жаткина С.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-6195/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг Сервис" к Департаменту по рекламе администрации, администрации Волгограда, секретарю комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда Шабанову Егору Семеновичу, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сити":
о признании незаконными действий (бездействия) Департамента по рекламе администрации Волгограда в организационно-техническом обеспечении деятельности комиссии для своевременного, полного и всестороннего рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг Сервис" по вопросу согласования предполагаемого места размещения рекламной конструкции типа отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, напротив ж.д. N 2, в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра, на заседаниях комиссии от 19.09.2013, 29.11.2013, 16.01.2014,
о признании незаконными действий (бездействия) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в нерассмотрении объективно, полно и своевременно обращения общества с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг Сервис" по вопросу согласования предполагаемого места размещения рекламной конструкции типа отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, напротив ж.д. N 2, в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра, на заседаниях комиссии от 19.09.2013, 29.11.2013, 16.01.2014,
о признании незаконным решения (протокол от 29.11.2013 N 7) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в части согласования и вынесения на торги по вопросу N 3 пункт 27 - предполагаемого места размещения рекламной конструкции - отдельно стоящая щитовая установка 3,0 х 6,0 м, при условии последующей замены на рекламную конструкцию типа "СКРОЛЛЕР" по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, при движении из Ворошиловского района, справа, в 17 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 1,3 м от проезжей части, о признании незаконным решения (протокол от 16.01.2014 N 1) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в части отказа по вопросу N 22 в предварительном согласовании предполагаемого места размещения рекламной конструкции типа - отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, при движении от ул. Краснознаменской к проспекту Ленина, справа, в 15,5 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции,
о признании незаконным решения (протокол N 1 от 16.01.2014) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в части отказа по вопросу N 22 в предварительном согласовании предполагаемого места размещения рекламной конструкции тип - отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, при движении от ул. Краснознаменской к проспекту Ленина, справа, в 15,5 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции,
об обязании комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в течение пятнадцати дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос (принять решение) о предварительном согласовании предполагаемого места рекламной конструкции типа отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, напротив ж.д. N 2, в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг Сервис" (далее - ООО "Эккаунтинг Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Департаменту по рекламе администрации (далее - Департамент по рекламе), администрации Волгограда, секретарю комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда Шабанову Егору Семеновичу (далее - секретарь комиссии по размещению рекламы), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сити" (далее - ООО "Экспресс-Сити"):
о признании незаконными действий (бездействия) Департамента по рекламе администрации Волгограда в организационно-техническом обеспечении деятельности комиссии для своевременного, полного и всестороннего рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг Сервис" по вопросу согласования предполагаемого места размещения рекламной конструкции типа отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, напротив ж.д. N 2, в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра, на заседаниях комиссии от 19.09.2013, 29.11.2013, 16.01.2014,
о признании незаконными действий (бездействия) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в нерассмотрении объективно, полно и своевременно обращения общества с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг Сервис" по вопросу согласования предполагаемого места размещения рекламной конструкции типа отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, напротив ж.д. N 2, в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра, на заседаниях комиссии от 19.09.2013, 29.11.2013, 16.01.2014,
о признании незаконным решения (протокол от 29.11.2013 N 7) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в части согласования и вынесения на торги по вопросу N 3 пункт 27 - предполагаемого места размещения рекламной конструкции - отдельно стоящая щитовая установка 3,0 х 6,0 м, при условии последующей замены на рекламную конструкцию типа "СКРОЛЛЕР" по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, при движении из Ворошиловского района, справа, в 17 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 1,3 м от проезжей части, о признании незаконным решения (протокол от 16.01.2014 N 1) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в части отказа по вопросу N 22 в предварительном согласовании предполагаемого места размещения рекламной конструкции типа - отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, при движении от ул. Краснознаменской к проспекту Ленина, справа, в 15,5 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции,
о признании незаконным решения (протокол N 1 от 16.01.2014) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в части отказа по вопросу N 22 в предварительном согласовании предполагаемого места размещения рекламной конструкции тип - отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, при движении от ул. Краснознаменской к проспекту Ленина, справа, в 15,5 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции,
об обязании комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в течение пятнадцати дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос (принять решение) о предварительном согласовании предполагаемого места рекламной конструкции типа отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, напротив ж.д. N 2, в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.12.2014 ранее принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Эккаунтинг Сервис", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве Департамент по рекламе, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 15 часов 15 минут 01.12.2015.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 21.06.2013 ООО "Эккаунтинг Сервис" обратилось в Департамент по рекламе с заявлением о рассмотрении на заседании комиссии по размещению наружной рекламы (далее - комиссия по наружной рекламе) вопроса о предварительном согласовании места размещения рекламной конструкции (отдельно стоящие короб и тумба, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции - 4,32 кв.м с внутренней подсветкой), подлежащей присоединению к объекту недвижимости, находящемуся в муниципальной собственности Волгограда, по адресу: г. Волгоград, Центральный район, пр. Ленина, напротив дома N 2 в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра.
Письмом от 25.09.2013 N ДР-4076/04-06 Департамент по рекламе уведомил общество, что 19.09.2013 комиссией по наружной рекламе принято решение, изложенное в протоколе от 19.09.2013 N 6, об отказе в предварительном согласовании места размещения рекламной конструкции в связи с несоответствием места предполагаемого размещения рекламной конструкции требованиям пункта 6.1. ГОСТ Р 52044-2003 в части расстояния от перекрестка и между конструкциями. Заявителю рекомендовано представить на рассмотрение комиссии иное предполагаемое место установки рекламной конструкции, отвечающее требованиям пункта 6.1. ГОСТ Р 52044-2003.
ООО "Эккаунтинг Сервис" 03.10.2013 повторно обратилось в Департамент по рекламе с заявлением N 287 о рассмотрении вопроса о предварительном согласовании места размещения рекламной конструкции (отдельно стоящие короб и тумба, размер 1,2 х1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции - 4,32 кв.м с внутренней подсветкой), подлежащей присоединению к объекту недвижимости, находящемуся в муниципальной собственности Волгограда, по адресу: г. Волгоград, Центральный район, пр. Ленина, напротив дома N 2 в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра.
23.08.2013, 13.09.2013, 01.10.2013, 26.11.2013, 29.11.2013 в Департамент по рекламе обратилось ООО "Экспресс-Сити" с заявлениями о предварительном согласовании места размещения рекламных конструкций - отдельно стоящие двусторонние световые короба 1,2 х 1,8 м, отдельно стоящие щитовые установки 3,0 х 6,0 м, в том числе по адресу: г. Волгоград, Центральный район, пр. Ленина, при движении из Ворошиловского района справа, в 17 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 1,3 м от проезжей части.
В связи с поступлением в Департамент по рекламе заявления о предварительном согласовании места размещения рекламных конструкций еще от одного юридического лица 29.11.2013 на заседании комиссии по наружной рекламе принято решение, изложенное в протоколе N 7, о рекомендации Департаменту по рекламе вынести на торги предполагаемые места размещения рекламных конструкций - отдельно стоящие двусторонние световые короба 1,2 х 1,8 м, отдельно стоящие щитовые установки 3,0 х 6,0 м, подлежащие присоединению к объекту недвижимости, находящемуся в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, в том числе по адресу: г. Волгоград, Центральный район, пр. Ленина, при движении из Ворошиловского района справа, в 17 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 1,3 м от проезжей части, при условии последующей замены отдельно стоящего рекламного щита 3,0 х 6,0 м на рекламную конструкцию типа "СКРОЛЛЕР" (вопрос N 3).
30.11.2011 в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград", опубликовано извещение N 2/2013, согласно которому Департамент по рекламе уведомил о проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в том числе, по адресу указанному в пункте 27 вопроса N 3 протокола комиссии по наружной рекламе и оформлению города при администрации Волгограда от 29.11.2013 N 7 (лот N 17).
Письмом от 28.01.2014 N ДР-249/06-14 Департамент по рекламе сообщил ООО "Эккаунтинг Сервис", что 16.01.2014 комиссией по наружной рекламе принято решение об отказе заявителю в предварительном согласовании размещения рекламной конструкции в связи с рассмотрением ранее заявленного по данному адресу места размещения рекламной конструкции типа "СКРОЛЛЕР" (решение комиссии по наружной рекламе от 29.11.2013, оформленное протоколом N 7, вопрос N 3, пункт N 27).
Не согласившись с решениями комиссии по наружной рекламе, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению судов первой и апелляционной инстанции, заявления ООО "Эккаунтинг Сервис" рассмотрены комиссией по наружной рекламе в полном соответствии с Положением о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, утвержденного постановлением главы Волгограда от 30.03.2009 N 655( далее - Положение о порядке проведения торгов), пункт 1.6 которого предусматривает проведение торгов только при наличии положительного решения комиссии по наружной рекламе.
Как указали суды, в соответствии с оспариваемым обществом пунктом 22 протокола заседания комиссии по наружной рекламе от 16.01.2014 N 1 заявителю отказано в предварительном согласовании предполагаемого места размещения рекламной конструкции, подлежащей присоединению к объекту недвижимости, находящемуся в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград по адресу: г. Волгоград, Центральный район, пр. Ленина, при движении от ул. Краснознаменской к ул. им. В.И. Ленина, справа 15.5 м за пересечением с ул. Краснознаменской, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции - отдельно стоящий короб размером 1,2 х 1,8 м. Основание для отказа - в связи с ранее заявленным по данному адресу местом для размещения рекламной конструкции типа "СКРОЛЛЕР". Пункт 27 протокола N 7 решения комиссии по наружной рекламе от 29.11.2013.
Суды посчитали, что фактически размещение рекламных конструкций ООО "Эккаунтинг Сервис" и ООО "Экпресс-Сити" предполагалось на одном месте. При этом, как указали нижестоящие судебные инстанции, имеется возможность размещения только одного объекта.
Данный вывод судов противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам, представленным заявителем.
Так, в соответствии с выданным Комитетом по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда (с учетом изменения от 19.09.2009 N 1 N 07720р) местом установки рекламной конструкции ООО "Эккаунтинг-Сервис" является отдельно стоящие короба и тумбы размером 1,2 х 1,8 м, площадью - 4.32 кв.м. Место установки - г. Волгоград, Центральный район, пр. Ленина, напротив дома N 2, в 15.5 к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра.
В связи с истечением срока действия разрешения на данную рекламную конструкцию, заявитель в соответствии с Положением о порядке проведения торгов обратился в Департамент по рекламе с заявлением о предварительном согласовании места размещения рекламной конструкции. При этом координаты места размещения рекламной конструкции заявителем не изменялись.
Суды обеих инстанций посчитали, что данное заявление ООО Эккаунтинг Сервис" рассмотрено на заседании комиссии по наружной рекламе от 19.09.2013 (протокол N 6).
Между тем, как следует из содержания протокола, комиссией по наружной рекламе рассмотрены иные координаты, не соответствующие выданному ранее разрешению и не указанные в заявлении общества.
Так, согласно пункту 19 протокола координатами заявленной рекламной конструкции являются - проспект им. Ленина, при движении от ул. Краснознаменской к ул. им. В.И. Ленина, справа в 10,3 м за пересечением с ул. Краснознаменской, 10,95 м до остановки "Современник", в 3,95 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции.
Координаты предполагаемого размещения рекламной конструкции, как указано в протоколе комиссии по наружной рекламе по торгам, не соответствуют требованиям пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 (расстояние от перекрестка и между конструкциями).
Судами не принято во внимание, что к нарушению предполагаемого места размещения требованиям ГОСТа привело самовольное изменение комиссией по наружной рекламе места размещения спорной рекламной конструкции.
Аналогичная ситуация сложилась и при рассмотрении комиссией по наружной рекламе предварительного согласования места размещения рекламной конструкции 29.11.2013 (протокол N 7).
Согласно выписке из данного протокола, комиссией по наружной рекламе рассмотрено место размещения рекламной конструкции - пр. им. Ленина, при движении из Ворошиловского района справа, в 17 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 1,3 м от проезжей части.
Между тем, данные координаты обществом не заявлялись.
Более того, отказывая в предварительном согласовании предполагаемого места размещения рекламной конструкции ООО "Эккаунтинг Сервис" по заявлению от 04.10.2013 N ДР-5513 комиссия по наружной рекламе в протоколе заседания от 16.01.2014 N 1 ссылается на то, что указанное заявителем место размещения рекламной конструкции (пр. им. Ленина, напротив дома N 2, в 15.5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра) уже ранее заявлено ООО "Экспресс-Сити"), что подтверждается пунктом 27 протокола данной комиссии от 29.11.2013 N 7. Однако, в пункте 27 протокола заседания комиссии от 29.11.2013 N 7 содержатся другие координаты (пр. Ленина, при движении из Ворошиловского района справа, в 17 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 1,3 м от проезжей части).
Кроме того, вывод комиссии по наружной рекламе о наличии более ранней заявки ООО "Экспресс-Сити" опровергается материалами дела.
ООО "Эккаунтинг Сервис" впервые обратилось в Департамент по рекламе по окончании действия выданного ранее разрешения на размещение рекламной конструкции - 24.06.2013 (вх. N 33010).
ООО "Экспресс-Сити" обратилось с пятью заявками, первое из которых датируется 23.08.2013 (вх N ДР-4840), то есть позже даты направления заявления ООО "Эккаунтинг Сервис".
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция приходит к выводу, что в нарушение статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Положения о комиссии по наружной рекламе, утвержденным постановлением главы Волгограда от 27.04.2009 N 978, Положения о порядке проведения торгов комиссия по наружной рекламе не рассмотрела заявление общества по координатам, указанным им в обращениях в Департамент по рекламе.
Апелляционная инстанция, согласившись с выводами суда первой инстанции, посчитала, что при проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции ООО "Эккаунтинг Сервис" не участвовало.
Признание незаконными решений комиссии по наружной рекламе, оформленных протоколами от 29.11.2013 N 7, от 16.01.2014 N 1, не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя, поскольку фактически испрашиваемое место для размещения рекламной конструкции уже предоставлено уполномоченным органом иному лицу.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов, поскольку они сделаны с учетом того, что речь идет об одном и том же месте размещения рекламной конструкцию. Между тем, как уже отмечалось выше, заявленное обществом место размещения отличается от места размещения, рассмотренного комиссией по наружной рекламе.
Выводы судов относительно того, что процедура рассмотрения заявления комиссией по наружной рекламе не могла повлиять на права и обязанности заявителя со ссылкой на положения статьи 19 Закона о рекламе, предоставляющего право местным органам самоуправления определять типы, виды и место рекламных конструкций, являются ошибочными, поскольку самостоятельное изменение комиссией по наружной рекламе этих координат привели к тому, что место размещения рекламной конструкции, указанное заявителем фактически комиссией не рассмотрены.
Основания для отказа в выдаче разрешения предусмотрены в пункте 15 статьи 19 Закона о рекламе. Перечень оснований для отказа, предусмотренный данной статьей является закрытым, при этом решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано.
Таким образом, реализация полномочий, предоставленных Законом о рекламе органам местного самоуправления, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данного органа и осуществляться произвольно. Действия комиссии по наружной рекламе должны соответствовать закону, то есть быть обоснованными и не нарушать законных прав граждан и организаций.
При данных обстоятельствах, комиссией по наружной рекламе допущено бездействие в виде нерассмотрения заявления ООО "Эккаунтинг Сервис" о предварительном согласовании места размещения рекламной конструкции, подлежащей присоединению к объекту недвижимости, находящемуся в муниципальной собственности Волгограда, по адресу: г. Волгоград, Центральный район, пр. Ленина, напротив дома N 2 в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Учитывая, что заявление общества фактически не было рассмотрено, в порядке статьи 201 АПК РФ суд кассационной инстанции, определяя способ восстановления нарушенного права общества, считает необходимым указать на обязанность Департамента по рекламе, а также комиссии по наружной рекламе устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Эккаунтинг Сервис" путем признания незаконными их действий по нерассмотрению заявления общества о предварительном согласовании места размещения рекламной конструкции, подлежащей присоединению к объекту недвижимости, находящемуся в муниципальной собственности Волгограда, по адресу: г. Волгоград, Центральный район, пр. Ленина, напротив дома N 2 в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра.
Бездействие администрации Волгограда и ее обязанность рассмотреть заявление общества о рассмотрении обращения заявителя сами по себе не свидетельствуют о наличии у ООО "Эккаунтинг Сервис" бесспорного права на получение предварительного согласования места размещения рекламной конструкции по указанному в обращениях адресу.
Возложение на уполномоченный орган обязанности совершить требуемые заявителем действия возможно лишь в случае рассмотрения требования о признании незаконным отказа в их совершении по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А12-6195/2014 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконными действия (бездействия) Департамента по рекламе администрации Волгограда в организационно-техническом обеспечении деятельности комиссии для своевременного, полного и всестороннего рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг Сервис" по вопросу согласования предполагаемого места размещения рекламной конструкции типа отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, напротив ж.д. N 2, в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра, на заседаниях комиссии от 19.09.2013, 29.11.2013, 16.01.2014.
Признать незаконными действия (бездействия) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в нерассмотрении объективно, полно и своевременно обращения общества с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг Сервис" по вопросу согласования предполагаемого места размещения рекламной конструкции типа отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, напротив ж.д. N 2, в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра, на заседаниях комиссии от 19.09.2013, 29.11.2013, 16.01.2014.
Признать незаконным решение (протокол от 29.11.2013 N 7) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в части согласования и вынесения на торги по вопросу N 3 пункт 27 - предполагаемого места размещения рекламной конструкции - отдельно стоящая щитовая установка 3,0 х 6,0 м, при условии последующей замены на рекламную конструкцию типа "СКРОЛЛЕР" по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, при движении из Ворошиловского района, справа, в 17 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 1,3 м от проезжей части, о признании незаконным решения (протокол от 16.01.2014 N 1) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в части отказа по вопросу N 22 в предварительном согласовании предполагаемого места размещения рекламной конструкции типа - отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, при движении от ул. Краснознаменской к проспекту Ленина, справа, в 15,5 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции.
Признать незаконным решение (протокол N 1 от 16.01.2014) комиссии по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в части отказа по вопросу N 22 в предварительном согласовании предполагаемого места размещения рекламной конструкции тип - отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, при движении от ул. Краснознаменской к проспекту Ленина, справа, в 15,5 м за пересечением с ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции.
Обязать комиссию по размещению наружной рекламы и оформлению города при администрации Волгограда в течение пятнадцати дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос (принять решение) о предварительном согласовании предполагаемого места рекламной конструкции типа отдельно стоящий короб, размер 1,2 х 1,8 м, количество сторон - 2, площадь информационного поля рекламной конструкции 4,32 кв.м с внутренней подсветкой по адресу: Волгоград, Центральный район, проспект Ленина, напротив ж.д. N 2, в 15,5 м к СВ от ул. Краснознаменская, в 5 м от бордюра.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов относительно того, что процедура рассмотрения заявления комиссией по наружной рекламе не могла повлиять на права и обязанности заявителя со ссылкой на положения статьи 19 Закона о рекламе, предоставляющего право местным органам самоуправления определять типы, виды и место рекламных конструкций, являются ошибочными, поскольку самостоятельное изменение комиссией по наружной рекламе этих координат привели к тому, что место размещения рекламной конструкции, указанное заявителем фактически комиссией не рассмотрены.
Основания для отказа в выдаче разрешения предусмотрены в пункте 15 статьи 19 Закона о рекламе. Перечень оснований для отказа, предусмотренный данной статьей является закрытым, при этом решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано.
Таким образом, реализация полномочий, предоставленных Законом о рекламе органам местного самоуправления, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данного органа и осуществляться произвольно. Действия комиссии по наружной рекламе должны соответствовать закону, то есть быть обоснованными и не нарушать законных прав граждан и организаций.
...
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А12-6195/2014 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф06-2622/15 по делу N А12-6195/2014
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2622/15
27.07.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5256/15
10.04.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-6195/14
18.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18312/13
26.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7215/14
03.06.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-6195/14