г. Казань |
|
04 марта 2016 г. |
Дело N А12-23861/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области - Морозовой А.Г., доверенность от 11.01.2016 б/н,,
Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области - Морозовой А.Г., доверенность от 08.10.2015 N 311,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Марьясовой Оксаны Павловны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.08.2015 (судья Пак С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-23861/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Марьясовой Оксаны Павловны (ИНН 344700177149, ОГРНИП 304346136600361) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области о признании недействительными ненормативных актов.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Марьясова Оксана Павловна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области от 31.03.2014 N 15.5579в о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - управление) от 11.06.2014 N 375.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014, заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции признано недействительным, в удовлетворении заявления о признании недействительным решения управления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.2015 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области. При новом рассмотрении суду указано на необходимость полного, всестороннего исследования и оценки доводов налогового органа о недостоверности сведений, отраженных в первичных документах, реальности осуществления хозяйственных операций, проявления налогоплательщиком должной осторожности при выборе контрагентов и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.08.2015 в удовлетворении заявления предпринимателя отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о необоснованном включении предпринимателем в состав расходов, принимаемых в целях исчисления налога на доходы физических лиц затрат по приобретению сырья (полиэтилена) для изготовления тары для белизны и применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании документов, оформленных от имени обществ с ограниченной ответственностью "Стимул", "СпецКомплектГрупп", "Промкомплект", "Техснаб", "Итека", "Регионторг" и "Альянс" (далее - общества "Стимул", "СпецКомплектГрупп", "Промкомплект", "Техснаб", "Итека", "Регионторг" и "Альянс").
Как следует из содержания принятых по делу судебных актов, отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суды всесторонне исследовали представленные по делу доказательства в их совокупности, взаимосвязи и сделали вывод о законности оспариваемых решений налоговых органов.
Так, в ходе проверки налоговым органом установлено, что должностные лица обществ "СпецКомплектГрупп" (Брыкин А.А.), "Промкомплект" (Кориков Е.С.), "Техснаб" (Мельников А.М.), "Итека" (Мингалева О.В.), "Регионторг" (Якунина Е.А.), "Альянс" (Денисова В.А.) и "Стимул" (Алексеенко А.В., Марочкин В.Н.) формально являлись руководителями организаций. Из показаний Брыкина А.А., Мингалевой О.В., Якуниной Е.В., Алексеенко А.В. следует, что за вознаграждение согласились подписать документы об учреждении общества. Мельников А.Н. и Денисова В.А. отрицают факт регистрации организаций на свое имя. Факт подписания каких-либо первичных документов, касающихся хозяйственной деятельности, названные лица также не подтвердили.
Более того, руководитель общества "Техснаб" Мельников А.Н. в период финансово-хозяйственных взаимоотношений с заявителем находился в местах лишения свободы и, соответственно, не мог подписывать первичные документы от имени данной организации.
Допрошенный в качестве свидетеля Мельников А.Н. подтвердил, что находился в местах лишения свободы по приговору суда, общество "Техснаб" ему не известно, к деятельности данного общества отношения не имеет, руководителем, главным бухгалтером, учредителем не являлся; бухгалтерскую и налоговую отчетность не сдавал, договоры и иные документы не подписывал. Кроме того, Мельниковым А.М. в 2010 году, то есть в период государственной регистрации общества "Техснаб", был утерян паспорт.
Как указали суды, большая часть документов (товарные накладные, счет-фактуры) датирована периодом, когда Мельников А.Н. находился в местах лишения свободы и не мог осуществлять руководство обществом, вести бухгалтерский учет, а также подписывать первичные документы. Поэтому суды признали правомерным вывод налогового органа о том, что счет-фактуры от имени общества "Техснаб" подписаны неуполномоченным (неустановленным) лицом.
Кроме того, в пункте 9 договора поставки от 01.10.2010 N 4 "Юридические адреса и банковские реквизиты сторон", заключенного с обществом "Техснаб", в качестве наименования контрагента предпринимателя обозначена организация - общество с ограниченной ответственностью "Техпром", в то время как реквизиты указаны организации - общества "Техснаб".
Суд апелляционной инстанции отклонили довод предпринимателя о допущенной опечатке при изготовлении договора.
По аналогичным основаниям суды признали необоснованным применение вычетов и заявленных расходов с обществом "СпецКомплектГрупп", с которым предпринимателем заключен договор поставки от 11.01.2010 N 5.
В пункте 9 названного договора в графе "юридические адреса и банковские реквизиты сторон" указан расчетный счет общества "СпецКомплектГрупп" N 40702810706030000042 в филиале открытого акционерного общества "ВБРР" в г. Краснодаре, который на момент заключения договора еще не был открыт. Данный счет был открыт обществом только через 15 календарных дней.
Судами отклонен довод заявителя о том, что договор вступает в силу с момента подписания его сторонами, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства о начале действия договора с иной даты.
Суды признали, что счет-фактуры содержат недостоверные сведения относительно лица их подписавшего и не могут подтверждать факт совершения реальной хозяйственной операции, поскольку пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) содержит прямой запрет на возмещение налога на добавленную стоимость по счет-фактурам, составленным с нарушением порядка, установленного этой статьей.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод предпринимателя о несоответствии протоколов допроса форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338, требованиям статей 90 и 99 Кодекса ввиду заполнения их неустановленными лицами.
Фиксирование показаний свидетелей в протоколе допроса иным работником налогового органа, входящего в состав проверяющих, не является нарушением закона и не противоречит требованиям статей 90 и 99 Кодекса, а также приказу Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338. Кроме того, в каждом протоколе имеются записи об ознакомлении допрашиваемого с содержанием протокола, отсутствии замечаний, проставлена подпись.
Судами также установлено, что доказательств, подтверждающих проявление им надлежащей степени осторожности и осмотрительности при выборе данных обществ, предприниматель в материалы дела не представил.
Согласно протоколу допроса предпринимателя от 10.10.2013 N 1457, на вопрос: "Назовите основных контрагентов, поставщиков и заказчиков за период с 01.01.2010 по 31.12.2012", ей дан ответ о том, что она не может назвать основных контрагентов, поставщиков и заказчиков, поскольку она не забивает голову такой ерундой и она не должна всех помнить.
На вопрос знакомы ли ей организации - общества "Промкомплект", "Техснаб", "СпецКомплектГрупп", "Альянс", "Стимул", "Регионторг", "Итека", предприниматель ответила, что данные организации и их руководители ей не знакомы. Как заключались договоры, какой товар поставлялся и как происходила его доставка, ей также не известно. Лично ею учредительные и регистрационные документы контрагентов не запрашивались, в офисах поставщиков не бывала, местонахождение их неизвестно.
Также установлено отсутствие организаций-контрагентов по юридическому адресу, отсутствие у них управленческого и технического персонала, основных средств, отсутствие присущих любой хозяйственной деятельности платежей за аренду офисных, складских помещений или транспорта, услуги связи, на выдачу заработной платы, представление контрагентами деклараций с незначительными показателями, отсутствие документов, подтверждающих перемещение товара от контрагентов в адрес предпринимателя.
Вышеназванные поставщики предпринимателя были зарегистрированы незадолго до хозяйственной операции, после ее совершения мигрировали внутри региона, а затем в иной регион, что делало их недоступными для налогового контроля.
В части взаимоотношений заявителя и общества "Электра" установлено, что правомерность заявленных расходов на приобретение переданного на переработку полиэтилена не подтверждена предпринимателем документами. Данная информация также не представлена и непосредственным изготовителем полиэтиленовых бутылок - обществом "Электра".
Как указали суды, проведенный анализ свидетельствует о несопоставимости количества передаваемого сырья и готовой продукции в проверяемом периоде. С учетом приобретенного сырья, реализации готовой продукции остатки сырья не уменьшались наряду с увеличением количества готовой продукции. Данное обстоятельство предпринимателем в ходе проверки не оспаривалось. При этом в ходе рассмотрения дела в судебном заседании представитель предпринимателя отрицала наличие остатков, ссылаясь на не подтверждение первичными документами и ошибочность распечатки данных по остаткам товаров и сырья (о сбое программы 1С).
Информация о месте хранения сырья и готовой продукции предпринимателем не представлено, в связи с чем налоговый орган в рамках статьи 92 Кодекса был лишен возможности произвести осмотр территорий, помещений для установления количества остатков сырья (материалов) и готовой продукции, заявленной предпринимателем в проверяемом периоде.
Суды признали, что отказ общества "Электра" представить документы, касающиеся исключительно деятельности в рамках исполнения договора с проверяемым предпринимателем, свидетельствует о согласованности действий названных налогоплательщиков, в стремлении скрыть информацию, позволяющую провести расчет потребности материалов в соотношении к реализованной в каждом периоде продукции и оценить правомерность заявленных расходов, как в количественном, так и в суммовом выражении.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В налоговых правоотношениях недопустима ситуация, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод (в том числе через уменьшение налоговых баз включением необоснованных расходов и применением вычетов по налогу на добавленную стоимость).
В силу пунктов 1-2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела документы, суды признали, что налоговым органом представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о недобросовестности заявителя. Главной целью, преследуемой налогоплательщиком, явилось получение дохода исключительно за счет налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
Документов, подтверждающих существование реальных хозяйственных отношений с указанными организациями, налогоплательщик не представил, а представленные документы содержат недостоверную информацию. Факт принятия товаров (работ, услуг) к учету налогоплательщиком сам по себе не свидетельствует о поставке товара (выполнении работ, услуг) именно тем лицом, которое указано в качестве контрагента налогоплательщика, поскольку документы, представленные в обоснование хозяйственных операций, подписаны лицами, не имеющими отношения к деятельности поставщиков.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При названных условиях судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых актов не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.08.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу N А12-23861/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Марьясовой Оксаны Павловны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Информация о месте хранения сырья и готовой продукции предпринимателем не представлено, в связи с чем налоговый орган в рамках статьи 92 Кодекса был лишен возможности произвести осмотр территорий, помещений для установления количества остатков сырья (материалов) и готовой продукции, заявленной предпринимателем в проверяемом периоде.
...
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 марта 2016 г. N Ф06-5628/16 по делу N А12-23861/2014
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5628/16
23.10.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9613/15
05.08.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-23861/14
01.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21955/13
11.12.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11752/14
06.10.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-23861/14