Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в регистрации в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А55-29981/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А55-29981/2014
по заявлению Министерства строительства Самарской области, г.Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажная производственная фирма "Элри", г.Самара, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г.Самара, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области), оформленного сообщением об отказе в государственной регистрации от 05.11.2014 N 01/072/2014-574; обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения, путем проведения государственной регистрации договора от 10.09.2014 N 925 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5 (т.1, л.д.3-10).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015, требования Министерства удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.11.2015 решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области. В постановлении суда кассационной инстанции содержатся указания на необходимость при новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции установить - предоставлялся ли в установленном порядке земельный участок для жилой застройки с подземным паркингом, осуществлялось ли его освоение, исследовать основания для раздела участка общей площадью 47 574,2 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0236003:4, предоставленного по акту о выборе, утвержденного постановлением главы г.Самара от 30.09.2005 N 2682, о необходимости проверки порядка и оснований образования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0236003:954, в том числе входит ли он в состав ранее сформированного участка, и как следствие, требуется ли повторная процедура его предоставления с учетом постановления правительства Самарской области N 639.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажная производственная фирма "Элри" (далее - ООО СМПФ "Элри"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление отменить, удовлетворить требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 13.04.2010 ООО СМПФ "Элри" обратилось в Министерство с заявлением входящий номер 20100253 "О выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта" по вопросу обеспечения выбора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для строительства объекта недвижимости нежилого фонда при отсутствии правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок и предварительном согласовании места размещения объекта: многоэтажное здание под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземный паркинг, расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Енисейская, 5, с предполагаемой площадью земельного участка 2019,0 кв. м (т.1, л.д.37, 38).
09 октября 2012 года администрацией городского округа Самара было принято постановление N 1344 "О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства в городском округе Самара", в пункте 5 которого указано: "предоставить ООО СМПФ "Элри" разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5, для строительства многоэтажного здания под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземного паркинга" (т.1, л.д.35, 36).
Только после принятия Правительством Самарской области постановления от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление Правительства Самарской области N 639) приказом Министерства от 03.02.2014 N 37-п (т.1, л.д.29, 30) был утвержден акт "О выборе земельного участка для строительства многоэтажного здания под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземного паркинга, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Енисейская, 5" (т.1, л.д.31-34).
18 августа 2014 года Министерством был издан приказ N 338-п "О предоставлении ООО СМПФ "Элри" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Енисейская, 5, для строительства многоэтажного здания под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземного паркинга" (т.1, л.д.27, 28).
Между Министерством (арендодатель) и ООО СМПФ "Элри" (арендатор) 10.09.2014 был заключен договор N 925 аренды земельного участка, согласно подпунктам 1.1 и 1.2 пункта 1 которого, на основании приказа от 18.08.2014 N 338-п арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории земли населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:0236003:954, находящийся по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Енисейская, 5, площадь 1819 кв. м, для строительства многоэтажного здания под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземного паркинга (т.1, л.д.17-21).
В соответствии с подпунктами 2.1 и 2.2 пункта 2 данного договора границы земельного участка обозначены на прилагаемом к договору кадастровом паспорте (кадастровый паспорт земельного участка от 14.07.2014 N 63-00-102/14-510855, т.1, л.д.22), который является неотъемлемой частью договора (приложение N 1).
Земельный участок передается арендодателем арендатору по акту приема-передачи (л.д. 25), подписанному обеими сторонами (приложение N 3).
25 сентября 2014 года Министерство и ООО СМПФ "Элри" посредством подачи заявлений, соответственно входящие номера: 012/072/2014-574 и 012/072/2014-574 (т.1, л.д.53-56) обратились в Управление Росреестра по Самарской области по вопросу государственной регистрации договора аренды земельного участка от 10.09.2014 N 925, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул.Енисейская, 5, с представлением соответствующих документов (т.1, л.д.51-104).
По результатам рассмотрения указанных заявлений Управление Росрееестра по Самарской области подготовило и направило, в том числе в адрес Министерства сообщение об отказе в государственной регистрации от 05.11.2014 N 01/072/2014-574 (т.1, л.д.11-16). Отказ в осуществлении государственной регистрации договора от 10.09.2014 N 925 аренды земельного участка обоснован ссылками на абзацы 4, 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и несоблюдением Министерством процедуры предоставления спорного земельного участка ООО СМПФ "Элри" в соответствии с постановлением правительства Самарской области N 639.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При этом Управление Росреестра по Самарской области в письменных дополнениях к отзыву (т.5, л.д.173, 174) сообщило следующее: "в архиве Управления Росреестра по Самарской области имеется постановление главы г.Самара от 30.09.2005 N 2682, согласно которому ООО "Русская Строительная Компания-Самара" в аренду был предоставлен сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок площадью 33 611 кв. м, являющийся частью земельного участка площадью 47 5614,2 кв. м (в том числе, площадью 10 641,1 кв. м за красными линиями, являющейся частью земельного участка площадью 13 636,1 кв. м, для организации строительной площадки), относящийся по категории к землям поселений, расположенной по адресу: улицы Металлистов, Енисейская, Советская, проспект Металлургов в Кировском районе города Самары, для строительства. ЕГРП содержал записи об аренде земельного участка с кадастровым номером 63:01:0236003:4 в пользу ООО "Русская Строительная Компания-Самара", впоследствии - в пользу ООО СМПФ "Элри" на основании договора перемены лиц в обязательстве. В настоящее время все записи об аренде данного участка в ЕГРП погашены, также внесена запись о его ликвидации 05.01.2010; 11.10.2010 он был снят с кадастрового учета. Ликвидирован указанный выше земельный участок в связи с разделом его на два земельных участка, с кадастровыми номерами 63:01:0236003:524 и 63:01:0236003:525. В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0236003:524 был разделен по данным ЕГРП на земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0236003:725 и 63:01:0236003:724. Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 63:01:0236003:725 разделен на участки с кадастровыми номерами 63:01:0236003:928 и 63:01:0236003:927. Таким образом, из представленной суду уполномоченным органом информации следует, что ни по ЕГРП, ни по ГКН не прослеживается история образования спорного земельного участка, в связи с чем не представляется возможным определить порядок и основание образования спорного участка, равно как и невозможно определить, является ли он частью ранее сформированного участка".
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 Министерством не был принят ненормативный акт об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, пришли к выводу, что испрашиваемый земельный участок должен был предоставляться в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639.
Принимая во внимание, что была нарушена процедура предоставления спорного земельного участка, предусмотренная действующим законодательством, суды пришли к выводу, что Управление Росреестра по Самарской области правильно отказало в государственной регистрации договора аренды земельного участка на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, в связи с чем отказали Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что на спорные правоотношения не распространяется действие постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, судебной коллегией отклоняется.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления земельного участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Данная норма означает, что с момента вступления в силу нормативного правового акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, земельные участки не могут быть предоставлены в ином порядке, а установленные им ограничения должны учитываться уполномоченными органами при рассмотрении заявления заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, которое в соответствии с пунктом 5 вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в том числе для строительства объектов торговли, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, учитывая специфику статей 30, 31 ЗК РФ, гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя о его предоставлении, а после принятия решения о предоставлении такого земельного участка на определенном праве.
Материалами по данному делу прямо подтверждается, что выбор спорного земельного участка для предоставления в аренду ООО СМПФ "Элри" был осуществлен только после принятия Правительством Самарской области постановления от 09.11.2012 N 639, что бесспорно подтверждается имеющимся в деле актом от 03.02.2014 "О выборе земельного участка для строительства многоэтажного здания под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземного паркинга, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5", утвержденным приказом Министерства строительства Самарской области N 37-п (том 1 л.д. 29, 30).
Принимая во внимание, что на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, в данном случае ООО СМПФ "Элри" до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 не были применены.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу N А55-33718/2012, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу N А55-26907/2014, от 21.08.2015 по делу N А55-25582/2014, от 22.10.2015 по делу N А55-894/2015, от 29.10.2015 по делу N А55-2154/2015.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Правильность выводов судебных инстанций подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 по делу N А55-29981/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, в данном случае ООО СМПФ "Элри" до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 не были применены.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу N А55-33718/2012, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу N А55-26907/2014, от 21.08.2015 по делу N А55-25582/2014, от 22.10.2015 по делу N А55-894/2015, от 29.10.2015 по делу N А55-2154/2015."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2016 г. N Ф06-15601/16 по делу N А55-29981/2014
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15601/16
22.08.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10523/16
23.06.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-29981/14
09.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-481/15
19.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6892/15
23.04.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-29981/14