Требование: о взыскании долга и пени
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
27 октября 2016 г. |
Дело N А55-30526/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Нагимуллина И.Р., Нафиковой Р.А.,
при участии представителя:
ответчика - Острицовой Л.Н., доверенность от 29.04.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2016 (судья Стуликова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Пышкина Н.Ю., Балакирева Е.М.)
по делу N А55-30526/2015
по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к публичному акционерному обществу "Т Плюс", с участием третьих лиц: Администрации городского округа Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, о взыскании 23 455 540 руб. 53 коп. задолженности, 4 288 346 руб. 05 коп. пени за период с 11.10.2013 по 31.10.2015
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к публичному акционерному обществу "Т Плюс" о взыскании задолженности в сумме 23 455 540 руб. 53 коп., пени за период с 11.10.2013 по 31.10.2015 в сумме 4 288 346 руб. 05 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016, в части взыскания задолженности за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 и пени за период с 11.10.2013 по 31.12.2013 производство по делу прекращено. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился с кассационной жалобой, просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Министерством имущественных отношений Самарской области и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" заключен договор N 1576а-2008/2013 аренды земельного участка от 14.07.2010, общей площадью 69 128,60 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0505001:509, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, Волжский проспект, дом 8, для использования под ГРЭС.
Земельный участок, предоставленный по вышеуказанному договору аренды, относится к земельным участкам государственная собственность, на которые не разграничена.
С 01.03.2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от Министерства к Администрации городского округа Самара.
В соответствии с пп.7 п.2, пп.8 п.2, пп.13 п.2 постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" Департамент управления имуществом городского округа Самара, обеспечивает контроль за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, является администратором доходов от договоров аренды земельных участков и вправе в судебном порядке взыскивать суммы задолженности по арендной плате, процентов за использование земельными участками для целей, не связанных со строительством.
Ответчиком в материалы дела представлены документы, подтверждающие смену наименования с ОАО "Волжская ТГК" на ПАО "Т Плюс".
Пунктом 3.2. договора предусмотрено, что размер арендной платы определяется сторонам согласно приложению N 2 (расчет арендной платы) к договору, которая является его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 3.4. договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 3.1. договора суммы до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года.
По мнению истца, ответчик данные обязательства в полном объеме не исполнял, в связи с чем обратился с иском в суд о взыскании задолженности.
Согласно данными технического паспорта, план-схемой земельного участка, выполненной специализированной организацией ООО "ОБЛКАДАСТР" (см. на схеме расположение линейных объектов по территории земельного участка) на всей территории указанного земельного участка расположены линейные объекты: бытовые канализации, ливневые канализации, водопроводы, теплосети, газопроводы, маслопроводы, воздухопроводы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ (далее - "Закон 137-ФЗ"), размер арендной платы за пользование земельными участками под линейными объектами должен быть установлен в пределах 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков
Договор аренды N 1576а-2008/2013 от 14.07.2010 заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, ставки арендной платы по нему являются регулируемой ценой (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.01.2013), поэтому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором размера арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, что согласуется с правилами 424 Гражданского кодекса РФ.
Верховный суд Российской Федерации в Определении N 306-ЭС15-6588 от 29.10.2015, принятом по делу N А55-5126/2014, указал, о том, что до внесения изменений в пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (внесены Федеральным законом N 171-ФЗ от 23.06.2014, вступившим в силу с 01.03.2015) согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09, для применения порядка определения размера арендной платы, установленного этой нормой, не имеет значения, заключался договор аренды земельного участка в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет, достаточным основанием для применения льготного порядка определения размера арендной платы является вид и принадлежность объектов, находящихся на земельных участках, передаваемых в аренду.
Следовательно, суды правомерно указали, что до внесения Законом N 171-ФЗ изменений в ЗК РФ и Закон N 137-ФЗ, независимо от оснований предоставления в аренду земельных участков, предельный размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ является обязательным для сторон и не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, правомерен вывод суда первой и апелляционной инстанции о том, что при исчислении размера арендной платы в отношении спорного земельного участка, за период с 01.07.2013 по 28.02.2015 подлежит применению льготная ставка, установленная пунктом 2 статьи 3 ФЗ N 137 в соответствии с которым, размер арендной платы за пользование земельными участками под линейными объектами должен быть установлен в пределах 2 % от кадастровой стоимости.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.03.2015, установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В перечень, предусмотренный подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, входят объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Для земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации Правительством Российской Федерации Постановлением Правительства N 582 от 16.07.2009 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы за земли находящиеся в собственности РФ, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил, в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов (для Самарской области предельная ставка арендной платы составляет 5,80 руб. за кв.м.).
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0505001:509 предоставлен под использование тепло-энергетического комплекса "Самарская ГРЭС", что подтверждается техническим паспортом, представленными в материалы дела.
Таким образом, за период с 01.07.2013 по 28.02.2015 ответчик должен был уплатить арендную плату в размере, не превышающим 2% от кадастровой стоимости земельного участка, а за период с 01.03.2015, размер арендной платы должен быть рассчитан в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013.
Из материалов дела установлено, что на стороне ответчика имеется переплата в сумме 3 915 756, 11 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2014 по делу N А55-12650/2014, вступившим в законную силу, по иску Министерства имущественных отношений Самарской области к ОАО "Волжская ТГК" (после смены наименования - ПАО "Т Плюс") установлено, что у ОАО "Волжская ТГК (ПАО "Т Плюс") задолженность по арендной плате по договору аренды N 1576а-2008/2013 от 14.07.2010 за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 отсутствует, Министерству имущественных отношений Самарской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о прекращении производства в части требования о взыскании задолженности за период с 01.10.2013 по 31.12.2013, в остальной части исковых требований без удовлетворения.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах, где им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки приведённых доводов у суда кассационной инстанции нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 по делу N А55-30526/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В перечень, предусмотренный подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, входят объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
...
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов (для Самарской области предельная ставка арендной платы составляет 5,80 руб. за кв.м.).
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0505001:509 предоставлен под использование тепло-энергетического комплекса "Самарская ГРЭС", что подтверждается техническим паспортом, представленными в материалы дела.
Таким образом, за период с 01.07.2013 по 28.02.2015 ответчик должен был уплатить арендную плату в размере, не превышающим 2% от кадастровой стоимости земельного участка, а за период с 01.03.2015, размер арендной платы должен быть рассчитан в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2016 г. N Ф06-13993/16 по делу N А55-30526/2015