Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2016 г. N Ф06-13993/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и пени
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А55-30526/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Пышкиной Н. Ю., Балакиревой Е. М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Ильина А. М. по доверенности от 24.12.2015 г.,
от ответчика - представитель Бурлова Е. А. по доверенности от 29.04.2016 г.,
от третьего лица Администрации городского округа Самара - представитель Ильина А. М. по доверенности от 15.01.2016 г.,
от третьего лица Министерства имущественных отношений Самарской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2016 года по делу N А55-30526/2015 (судья Стуликова Н.В.)
по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001), г.Самара,
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия,
с участием третьих лиц:
Администрации городского округа Самара,
Министерства имущественных отношений Самарской области,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчику о взыскании 27 743 886 руб. 58 коп., в том числе: задолженность в сумме 23 455 540 руб. 53 коп., пени за период с 11.10.2013 по 31.10.2015 в сумме 4 288 346 руб. 05 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2016 года по делу N А55-30526/2015 в части взыскания задолженности за период с 01.10.2013 г. по 31.12.2013 г. и пени за период с 11.10.2013 г. по 31.12.2013 г. производство по делу прекращено. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара и Администрации городского округа Самара апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель публичному акционерному обществу "Т Плюс" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьего лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между Министерством имущественных отношений Самарской области и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" заключен договор N 1576а-2008/2013 аренды земельного участка от 14.07.2010, общей площадью 69 128,60 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0505001:509, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, Волжский проспект, дом 8, для использования под ГРЭС.
Земельный участок, предоставленный по вышеуказанному договору аренды, относится к земельным участкам государственная собственность, на которые не разграничена.
В соответствии с Законом Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1. Закона Самарской области " О земле" с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара, осуществляется органами местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Устава городского округа Самара (принят решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294) Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
С 01.03.2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от Министерства к Администрации городского округа Самара.
В соответствии с пп.7 п.2, пп.8 п.2, пп.13 п.2 постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" Департамент управления имуществом городского округа Самара, обеспечивает контроль за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, является администратором доходов от договоров аренды земельных участков и вправе в судебном порядке взыскивать суммы задолженности по арендной плате, процентов за использование земельными участками для целей, не связанных со строительством.
Ответчиком в материалы дела представлены документы, подтверждающие смену наименования с ОАО "Волжская ТГК" на ПАО "Т Плюс".
В соответствии с пунктом 4.3.3. договора N 1576а-2008/2013 от 14.07.2010, арендатор принял на себя обязательство по своевременному внесению арендной платы за использование указанного земельного участка.
Пунктом 3.2. договора предусмотрено, что размер арендной платы определяется сторонам согласно приложению N 2 (расчет арендной платы) к договору, которая является его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 3.4. договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 3.1. договора суммы до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года.
По мнению истца, ответчик данные обязательства в полном объеме не исполнял, в результате чего у него образовалась задолженность по арендной плате.
Согласно заявленных истцом требований сумма долга ответчика по арендной плате за период с 01.07.2013 по 31.10.2015 составляет 27 743 886 руб. 58 коп.
Кроме того, согласно пункту 6.2.1. договора, в случае невнесения арендатором платежей в сроки, установленные договором, начисляются пени в размере 0,06 % от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Согласно расчету пеней за период с 11.10.2013 по 31.10.2015 за ответчиком числится пени в размере 4 288 346 руб. 05 коп.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу статей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обосновано отказал в иске исходя из следующего.
На основании договора аренды земельного участка N 1576а-2008/2013 от 14.07.2010 Министерством имущественных отношений Самарской области ОАО "Волжская ТГК" предоставлен в аренду земельный участок, находящийся по адресу: г.Самара, Ленинский район, Волжский проспект, дом 8, для использования под ГРЭС.
На всей территории указанного земельного участка расположены линейные объекты: бытовые канализации, ливневые канализации, водопроводы, теплосети, газопроводы, маслопроводы, воздухопроводы.
Данный факт подтверждается: данными технического паспорта, план-схемой земельного участка, выполненной специализированной организацией ООО "ОБЛКАДАСТР" (см. на схеме расположение линейных объектов по территории земельного участка).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, далее по тексту -"Закон 137-ФЗ", размер арендной платы за пользование земельными участками под линейными объектами должен быть установлен в пределах 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
При этом суд первой инстанции верно указал, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 10.05.2011 N 15575/10, от 02.04.2013 N 14902/12 для применения порядка определения размера арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, не имеет значения, заключался договор аренды земельного участка в связи с переоформлением права постоянного бессрочного пользования на земельный участок или нет, достаточным, основанием для применения льготного порядка определения размера арендной платы является вид и принадлежность объектов, находящихся на земельных участках, передаваемых в аренду. Указанная правовая позиция подтверждается материалами правоприменительной практики (Определение ВАС РФ от 12.09.2013 N ВАС-12110/13, определение ВАС РФ от 30.01.2014 N ВАС-360/14).
Договор аренды N 1576а-2008/2013 от 14.07.2010 заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, ставки арендной платы по нему являются регулируемой ценой (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.01.2013), поэтому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором размера арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, что согласуется с правилами 424 Гражданского кодекса РФ.
Верховный суд Российской Федерации в Определении N 306-ЭС15-6588 от 29.10.2015, принятом по делу N А55-5126/2014, указал, о том, что до внесения изменений в пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (внесены Федеральным законом N 171-ФЗ от 23.06.2014, вступившим в силу с 01.03.2015) согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09, для применения порядка определения размера арендной платы, установленного этой нормой, не имеет значения, заключался договор аренды земельного участка в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет, достаточным основанием для применения льготного порядка определения размера арендной платы является вид и принадлежность объектов, находящихся на земельных участках, передаваемых в аренду.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал, что до внесения Законом N 171-ФЗ изменений в ЗК РФ и Закон N 137-ФЗ, независимо от оснований предоставления в аренду земельных участков, предельный размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ является обязательным для сторон и не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что при исчислении размера арендной платы в отношении спорного земельного участка, за период с 01.07.2013 по 28.02.2015 подлежит применению льготная ставка, установленная пунктом 2 статьи 3 ФЗ N 137 в соответствии с которым, размер арендной платы за пользование земельными участками под линейными объектами должен быть установлен в пределах 2 % от кадастровой стоимости.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.03.2015, установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В перечень, предусмотренный подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, входят объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Для земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации Правительством Российской Федерации Постановлением Правительства N 582 от 16.07.2009 г. утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы за земли находящиеся в собственности РФ, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил, в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов (для Самарской области предельная ставка арендной платы составляет 5,80 руб. за кв.м.).
В соответствии с подпунктом 2.2. пункта 2 Устава ПАО "Т Плюс" основным видом деятельности Общества является производство электрической и тепловой энергии (мощности).
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0505001:509 предоставлен под использование тепло-энергетического комплекса "Самарская ГРЭС", что подтверждается техническим паспортом, представленными в материалы дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что начиная с 01.03.2015, арендная плата за земельный участок должна рассчитываться в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что за период с 01.07.2013 по 28.02.2015 ответчик должен был уплатить арендную плату в размере, не превышающим 2% от кадастровой стоимости земельного участка, а за период с 01.03.2015, размер арендной платы должен быть рассчитан в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013.
Согласно представленного ответчиком контррасчета задолженность у него отсутствует, в период с 01.07.2013 по 31.10.2015 арендная плата должна была составить 1804290 руб. 56 коп.
Из материалов дела установлено, что ответчиком, за третий квартал 2013, по договору N 1576а-2008/2013 от 14.07.2010, уплачено 5 720 046 руб. 67 коп., что подтверждается платежным поручением N 30438 от 11.10.2013.
Денежные средства в размере 5 720 046 руб. 67 коп. согласно письму Управления Федерального Казначейства по Самарской области N 42-12-29/04-3065 от 01.04.2016 зачислены на счет Министерства имущественных отношений Самарской области.
Таким образом, верно указано, что учитывая вышеизложенное, сумма излишне уплаченной арендной платы в спорный период составляет 3 915 756 руб. 11 коп.
В Арбитражном суде Самарской области рассмотрено дело N А55-12650/2014 по иску Министерства имущественных отношений Самарской области к ОАО "Волжская ТГК" (после смены наименования - ПАО "Т Плюс") о взыскании задолженности по арендной плате за использование земельного участка с кадастровым номером 63:01:0505001:509 по договору аренды N 1576а-2008/2013 от 14.07.2010 за период с 01.10.2013 по 31.12.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2014 по делу N А55-12650/2014, вступившим в законную силу, установлено, что у ОАО "Волжская ТГК (ПАО "Т Плюс") задолженность по арендной плате по договору аренды N 1576а-2008/2013 от 14.07.2010 за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 отсутствует, Министерству имущественных отношений Самарской области в удовлетворении исковых требований отказано.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 150 АПК РФ суд первой инстанции учитывая вышеизложенное, поскольку в период взыскания задолженности заявленный истцом в рамках дела настоящего дела входит период с 01.10.2013 по 31.12.2013, решение по которому уже принято в рамках дела N А55-12650/2014 и вступило в законную силу, правомерно приходит к выводу о том, что производство по делу в части требования о взыскании задолженности за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 подлежит прекращению, в остальной части иск обоснованно оставлен без удовлетворения.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2016 года по делу N А55-30526/2015, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2016 года по делу N А55-30526/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30526/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2016 г. N Ф06-13993/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: ПАО "Т Плюс"
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области