Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга, о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А55-26283/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
истца - Сомова А.Б., доверенность от 09.01.2017 N 11/01,
ответчика - Титова В.С., доверенность от 16.01.2017 N 7, Титовой Е.В., доверенность от 27.06.2016 N 25,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница", г. Октябрьск Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2016 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-26283/2015
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, Самарская область, г. Самара, к Государственному бюджетному учреждению Самарской области "Октябрьская центральная городская больница", г. Октябрьск Самарской области, с участием третьих лиц: Министерства здравоохранения Самарской области, г. Самара, Администрации городского округа Октябрьск Самарской области, Самарская область, г. Октябрьск, о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - заявитель, фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному бюджетному учреждению Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" (далее - ответчик) о взыскании 223 788 руб. 40 коп., из которых: 203 444 руб. 00 коп. - средства, использованные не по целевому назначению; 20 344 руб. 40 коп. - штраф за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по Договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, исходя из положений бюджетного законодательства и законодательства об обязательном медицинском страховании, совершенные ответчиком действия по уплате налога на содержание имущества не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа руководителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области от 04.08.2014 N 44 "О проведении комплексной проверки в ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" в отношении данного медицинского учреждения была назначена комплексная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, средств ПНП "Здоровье" и средств, выделяемых на реализацию мероприятий, проводимых в рамках региональной программы модернизации здравоохранения Самарской области на 2001 - 2012 годы, результаты которой были оформлены Актом от 03.09.2014 "Комплексной проверки в ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" _".
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области в ходе данной проверки было выявлено использование ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" средств ОМС не по целевому назначению, в том числе, в сумме 231 659 руб. 61 коп., в связи с чем Акт от 03.09.2014 "Комплексной проверки в ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" _" содержит требование о возврате ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 203 444 руб. 00 коп. и штраф в размере 20 344 руб. 40 коп. за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по Договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, начисленный в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" не согласившись с актом от 03.09.2014, направило в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области письменные пояснения, при этом уплатив в качестве возврата средств РМС, использованных не по целевому назначению (приобретение медикаментов) в общей сумме 28 215 руб. 61 коп. и штраф в размере 2 821 руб. 56 коп., что подтверждается имеющимися в деле Платежными поручениями.
В материалах дела содержатся подробные письменные Пояснения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области к заявлению, которые учтены судом при рассмотрении данного дела.
Спорной денежной суммой в рамках настоящего дела является сумма в размере 203 444 руб., которая, по мнению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, использована ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" не по целевому назначению и подлежит возврату.
Не исполнение в добровольном порядке ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" содержащегося в Акте от 03.09.2014 "Комплексной проверки в ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" _" требования о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 203 444 руб. и начисленного штрафа в размере 20 344 руб. 40 коп. послужило основанием для обращения уполномоченного в сфере обязательного медицинского страхования органа в арбитражный суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Разрешая возникший спор, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности и доказанности заявленных требований и исходили из следующего.
Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 -ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Из содержания пунктов 27, 29, 30 Положения "О контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Спорным эпизодом является оплата ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" за счет средств ОМС в 2013 году транспортного налога за 4 квартал 2012 года в сумме 3 444 руб., что подтверждается платежным поручением от 31.01.2013 N 51; налога на имущество организаций за 2012 год в сумме 200 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 28.03.2013 N 590.
С учетом положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2011 N 819 и Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 834, Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области от 12.01.2012 (вступающее в силу с 01.01.2012), Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области от 29.12.2012 (вступающее в силу с 01.01.2013), Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области от 31.01.2014, включающее Рекомендации о расходовании средств ОМС в 2014 году, суды пришли к выводу о том, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области о том, что в данном случае имеет место именно нецелевое использование ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" денежных средств, перечисленных по Договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в общем размере 203 444 руб.
При этом суды исходили из следующего.
В соответствии с Разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 834, "_ тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между Министерством здравоохранения Самарской области, Ассоциацией медицинских страховых компаний Самарской области, Самарской областной ассоциацией врачей, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области и Самарской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации".
В нарушение подпункта 3.2 пункта 3 указанного Тарифного соглашения на 2013 год, в соответствии с которым, "_ медицинские организации (МО) направляют средства, полученные от страховых медицинских организаций (СМО) за оказанную медицинскую помощь, на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС", ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" использовала средства ОМС на цели, не связанные с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Кроме того, в соответствии с разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2011 N 819, "_ тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между Министерством здравоохранения Самарской области, Ассоциацией медицинских страховых компаний Самарской области, Самарской областной ассоциацией врачей, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области и Самарской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, и включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации).
Данная структура расходов не включает расходы на содержание медицинской ор- ганизации.
Кроме этого, Приложением N 1 к указанному Тарифному соглашению на 2012 год в структуру затрат на оказание медицинской помощи за счёт средств ОМС входило только 5 статей, на которые возможно было расходовать средства ОМС, а именно:
-оплата труда
-начисления на фонд оплаты труда
-медикаменты и перевязочные средства
-мягкий инвентарь и обмундирование
-продукты питания.
Данная структура затрат не включает затраты на содержание медицинской организации.
В нарушение указанных выше норм Октябрьская ЦГБ в 2013 году использовала средства ОМС на оплату расходов, которые образовались именно в 2012 году (оплата этих расходов должна была производиться за счет средств городского округа Октябрьск, поскольку в 2012 году собственником Октябрьской ЦГБ являлось муниципальное образование городской округ Октябрьск), а именно, на оплату транспортного налога за 4 квартал 2012 года и на оплату налога на имущество организаций за 2012 год
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что факт нецелевого использования ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" спорных средств ОМС, а также их размер являются доказанными.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о расходовании средств по целевому назначению, являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении норм права, а направлены исключительно на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 по делу N А55-26283/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение подпункта 3.2 пункта 3 указанного Тарифного соглашения на 2013 год, в соответствии с которым, "_ медицинские организации (МО) направляют средства, полученные от страховых медицинских организаций (СМО) за оказанную медицинскую помощь, на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС", ГБУЗ Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" использовала средства ОМС на цели, не связанные с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Кроме того, в соответствии с разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2011 N 819, "_ тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между Министерством здравоохранения Самарской области, Ассоциацией медицинских страховых компаний Самарской области, Самарской областной ассоциацией врачей, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области и Самарской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, и включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации).
Данная структура расходов не включает расходы на содержание медицинской ор- ганизации.
Кроме этого, Приложением N 1 к указанному Тарифному соглашению на 2012 год в структуру затрат на оказание медицинской помощи за счёт средств ОМС входило только 5 статей, на которые возможно было расходовать средства ОМС, а именно:
-оплата труда
-начисления на фонд оплаты труда
-медикаменты и перевязочные средства
-мягкий инвентарь и обмундирование
-продукты питания.
Данная структура затрат не включает затраты на содержание медицинской организации.
В нарушение указанных выше норм Октябрьская ЦГБ в 2013 году использовала средства ОМС на оплату расходов, которые образовались именно в 2012 году (оплата этих расходов должна была производиться за счет средств городского округа Октябрьск, поскольку в 2012 году собственником Октябрьской ЦГБ являлось муниципальное образование городской округ Октябрьск), а именно, на оплату транспортного налога за 4 квартал 2012 года и на оплату налога на имущество организаций за 2012 год"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2017 г. N Ф06-16633/16 по делу N А55-26283/2015