Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А65-31228/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Сагадеева И.И., доверенность от 18.07.2016,,
ответчика - Камалутдинова А.Р., доверенность от 09.01.2017,
Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Сагадеева И.И., доверенность от 03.06.2016,
в отсутствие:
Парамонова Павла Борисовича - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судей Корнилов А.Б., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-31228/2015
по заявлению муниципального учреждения "Палата земельных имущественных отношений Зеленодольского муниципального района", Республика Татарстан, г. Зеленодольск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения и предписания, с участием третьих лиц: Парамонова Павла Борисовича, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное учреждение "Палата земельных имущественных отношений Зеленодольского муниципального района" (далее - учреждение) и исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района (далее - комитет) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 09.12.2015 по делу N 06-61/2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Парамонов Павел Борисович, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа от 13.08.2014 N 01/306-пр антимонопольным органом проведена плановая проверка учреждения и комитета.
В ходе проведения проверки управлением установлено, что 13.02.2014 Парамонов П.Б. обратился в учреждение с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 840 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, г. Зеленодольск, ул. Спортивная, с кадастровым номером 16:49:010615:72 с видом использования "под благоустройство территории". Парамонову П.Б. принадлежит соседний земельный участок с общим забором.
Комитетом вынесено постановление от 07.03.2014 N 438 о предоставлении Парамонову Павлу Борисовичу в аренду сроком на 5 (пять) лет вышеназванного земельного участка под благоустройство (пункт 1); Парамонову П.Б. обратиться в учреждение для заключения договора аренды земельного участка, указанного в настоящем постановлении (пункт 2); обеспечить Парамонову П.Б. государственную регистрацию договора аренды вышеуказанного земельного участка (пункт 3); предложить филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан внести изменения в государственный кадастр недвижимости (пункт 4).
На основании указанного постановления между учреждением и Парамоновым П.Б. заключен договор аренды от 12.03.2014 N 3ем-1-1068а земельного участка с кадастровым номером 16:49:010615:72, общей площадью 840 кв.м., для использования под благоустройство.
28.03.2014 учреждением вынесено распоряжение от N 298, в соответствии с пунктом 1 которого уточнён вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов"; учреждение должно обеспечить оформление и предоставление в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (пункт 2).
11.06.2014 между учреждением и Парамоновым П.Б. заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 12.03.2014 N 3ем-1-1068а, в соответствии с которым вид разрешенного использования изменен с "для использования под благоустройство" на "для индивидуального жилищного строительства".
Антимонопольный орган пришел к выводу, что указанные действия комитета и учреждения содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно, в действиях комитета установлены нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон), в части принятия постановления от 07.03.2014 N 438, а в действиях учреждения - нарушения части 1 статьи 15 Закона в части принятия распоряжения от 28.03.2014 N 298, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции приказом антимонопольного органа возбуждено дело N 06-61/2015.
По результатам рассмотрения дела N 06-61/2015 антимонопольным органом принято решение от 13.07.2015, которым комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия постановления от 07.03.2014 N 438, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (пункт 1); учреждение признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона в части предоставления земельного участка Парамонову П.Б. для жилищного строительства с нарушением земельного законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (пункт 2); имеющиеся материалы признаны достаточными для выдачи комитету предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, совершить следующие действия, направленные па обеспечение конкуренции: 3.1. отменить постановление комитета от 07.03.2014 N 438; 3.2. отменить постановление комитета от 28.03.2014 N 298; имеющиеся материалы признаны достаточными для выдачи учреждению предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (пункт 4), а именно, совершить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции: 4.1. расторгнуть договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:49:010615:72 от 12.03.2014 N Зсм-1-1068а, а также дополнительное соглашение к указанному договору от 11.06.2014; 4.2. вернуть земельный участок с кадастровым номером 16:49:010615:72 в муниципальную собственность по акту приема-передачи; передать имеющиеся материалы должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 5).
На основании указанного решения управлением комитету и учреждению выданы предписания об устранений нарушений антимонопольного законодательства.
В рамках рассмотрения настоящего дела, судами установлено, что Арбитражным судом Республики Татарстан рассмотрено дело N А65-17546/2015 по заявлению комитета и учреждения к антимонопольному органу, с участием третьего лица без самостоятельных требований - Парамонова П.Б., о признании незаконными пунктов 1, 3, 3.1 и 3.2 решения управления от 13.07.2015 по делу N 06-61/2015 в отношении комитета и пунктов 2, 4, 4.1 и 4.2 решения от 13.07.2015 N 06-61/2015 в отношении учреждения, о признании незаконным и отмене предписания по делу N 06-61/2015 в отношении комитета и учреждения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2015 по делу N А65-17546/2015 требования заявителей удовлетворены частично, суд признал недействительным пункт 3.2 решения управления от 13.07.2015 по делу N 06-61/2015, пункт 1.2 предписания в отношении комитета; в удовлетворении остальных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 по делу N А65-17546/2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В рамках рассмотрения вышеуказанного дела судами установлено, что антимонопольный орган издавая оспариваемые решение и предписания, допустил ошибку, как в наименовании нормативно-правового акта (вместо распоряжение постановление, так и в наименовании юридических лиц), и суд не смог ее расценить как опечатку или описку, поскольку постановление и распоряжение имеют разную правовую природу, в решении и предписании вместо учреждения указано другое юридическое лицо - комитет, в связи с чем указанные обстоятельства судами расценены как существенные нарушения, что повлекло признание названных пунктов решения и предписания недействительными
Антимонопольным органом в рамках дела N А65-17546/2015 представлено определение от 23.11.2015 о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам оспариваемых решения и выданных на его основании двух предписаний по делу N 06-61/2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании указанного определения от 23.11.2015 антимонопольный орган, не отменяя оспариваемое заявителями решение и два предписания (с целью устранения вышеизложенных ошибок) издало новое решение по делу N 06-61/2015 от 14.12.2015 и два новых предписания, указав на то, что это является вновь открывшим обстоятельством.
Названные новое решение и предписания от 14.12.2015 являются предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Между тем в силу пункта 1 части 2 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу; установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.
Как правильно отмечено судами, в рассматриваемом случае антимонопольным органом таких обстоятельств не выявлено, оспариваемое в рамках настоящего дела решение и выданные на его основании предписания вынесены по одним и тем же основаниям, что и первоначальное решение с целью исправления допущенного антимонопольным органом нарушения (с целью устранения допущенной ошибки).
Соответственно, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для повторного вынесения оспариваемого решения и предписания от 09.12.2015 по делу N 06-61/2015, поскольку первоначальное решение и предписания антимонопольного органа от 13.07.2015 по делу N 06-61/2015 были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Республики Татарстан в рамках дела N А65-17546/2015, и по ним не было вынесено окончательного судебного акта.
С учетом вышеизложенного, суды сделали правильный вывод о том, что антимонопольный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения на тот период, в связи с чем оно подлежит признанию недействительным, как и принятые на его основании предписания.
Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы сводятся к изложению правовых позиций, которые были предметом рассмотрения судами и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых актах, в связи с чем подлежат отклонению в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 по делу N А65-31228/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения дела N 06-61/2015 антимонопольным органом принято решение от 13.07.2015, которым комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия постановления от 07.03.2014 N 438, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (пункт 1); учреждение признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона в части предоставления земельного участка Парамонову П.Б. для жилищного строительства с нарушением земельного законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (пункт 2); имеющиеся материалы признаны достаточными для выдачи комитету предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, совершить следующие действия, направленные па обеспечение конкуренции: 3.1. отменить постановление комитета от 07.03.2014 N 438; 3.2. отменить постановление комитета от 28.03.2014 N 298; имеющиеся материалы признаны достаточными для выдачи учреждению предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (пункт 4), а именно, совершить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции: 4.1. расторгнуть договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:49:010615:72 от 12.03.2014 N Зсм-1-1068а, а также дополнительное соглашение к указанному договору от 11.06.2014; 4.2. вернуть земельный участок с кадастровым номером 16:49:010615:72 в муниципальную собственность по акту приема-передачи; передать имеющиеся материалы должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 5).
...
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 по делу N А65-17546/2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 января 2017 г. N Ф06-16263/16 по делу N А65-31228/2015