г. Казань |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А72-7306/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Агапова А.Н. (доверенность от 31.10.2016 N 1744),
ответчика - Аникиной Е.В. (доверенность от 01.01.2017 N 19), Бельченко Ю.А. (доверенность от 11.12.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2016 (судья Малкина О.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Садило Г.М., Серова Е.А.)
по делу N А72-7306/2016
по исковому заявлению акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922) к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240) о согласовании разногласий по договору,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (далее - УМУП "Ульяновскводоканал", ответчик) о согласовании разногласий по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2015 N 20219, и просил исключить из текста договора холодного водоснабжения и водоотведения:
- пункт 7 абзаца 5 договора, предусматривающий плату за сброс загрязняющих веществ: Правый берег: с 1 м3 сточных вод - 4,76 руб./куб. м (без учета НДС). Левый берег: с 1 м3 сточных вод - 4,73 руб./куб. м (без учета НДС)";
- пункт 28 абзаца 2, предусматривающий, что для абонентов и объектов абонента с объемом водоотведения менее 50 куб. м в сутки и не имеющих специфических промышленных загрязнений размер платы за сброс загрязняющих веществ определяется исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием ВКХ и объемов сточных вод, сброшенных абонентом. Плата за сброс специфических загрязняющих веществ рассчитывается отдельно на основании специальных лабораторных исследований о расходе химических реагентов или нефтепродуктов. Начисление за сброс загрязняющих веществ в систему канализации производится один раз в квартал. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в хозяйственно-бытовых сточных водах жилых районов в систему канализации с 1 куб.м.;
- пункт 74, устанавливающий расчет платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в хозяйственно-бытовых сточных водах жилых районов, в систему канализации с 1 куб. м.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016, требования истца удовлетворены в полном объеме, из текста договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2015 N 20219 исключены:
- абзац 5 пункт 7 договора: "Плата за сброс загрязняющих веществ: Правый берег: с 1 куб.м. сточных вод - 4,76 руб./куб. м (без учета НДС). Левый берег: с 1 куб.м. сточных вод - 4,73 руб./куб. м (без учета НДС)";
- абзац 2 пункт 28: "Для абонентов и объектов абонента с объемом водоотведения менее 50 куб.м в сутки и не имеющих специфических промышленных загрязнений размер платы загрязняющих веществ определяется исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием ВКХ и объемов сточных вод, сброшенных абонентом. Плата за сброс специфических загрязняющих веществ рассчитывается на основании специальных лабораторных исследований и сведений о расходе химических реагентов или нефтепродуктов. Начисление за сброс загрязняющих веществ в систему канализации производится один раз в квартал. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в хозяйственно-бытовых сточных водах жилых районов в систему канализации с 1 куб.м. приведен в Приложении N 7.1";
- пункт 74 в части установления расчета платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в хозяйственно-бытовых сточных водах районов, в систему канализации с 1 куб. м.
С УМУП "Ульяновскводоканал" в пользу АО "ГУ ЖКХ" взыскано 6000 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Не согласившись с указанными судебными актами, УМУП "Ульяновскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой с дополнениями к ней, в которых просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права.
Находит неверными выводы судов предыдущих инстанций о том, что ответчиком навязана истцу плата за сброс загрязняющих веществ. Считает, что поскольку порядок взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации включает в себя плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, то абонент обязан оплачивать данную услугу.
Полагает, что судами сделан необоснованный вывод об отсутствии необходимости внесения в спорный договор условий о взимании платы за сброс загрязняющих веществ и неправомерно не учтено, что понятие "плата за сброс загрязняющих веществ" равнозначно понятию "плата за нарушение нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод". Отмечает, что в постановлении Правительства от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" используется понятие "плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации", в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" - понятие "норматив по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод", в типовых договорах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, - понятие "норматив по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод".
Указывает, что позиция ответчика подтверждена сообщениями компетентных органов.
В отзыве и дополнению к нему АО "ГУ ЖКХ" с доводами кассационной жалобы не согласилось, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме, представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы с дополнениями и представленного отзыва, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.11.2015 между УМУП "Ульяновскводоканал" и АО "ГУ ЖКХ" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 20219 (с учетом протокола разногласий) (далее - договор), по условиям которого УМУП "Ульяновскводоканал", осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. УМУП "Ульяновскводоканал" обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
При заключении договора между сторонами возникли разногласия, касающиеся включения в договор следующих условий:
- абзац 5 пункта 7 договора: "Плата за сброс загрязняющих веществ: Правый берег: с 1 м3 сточных вод - 4,76 руб./куб. м (без учета НДС). Левый берег: с 1 м3 сточных вод - 4,73 руб./куб. м (без учета НДС)";
- абзац 2 пункта 28: "Для абонента и объектов абонента с объемом водоотведения менее 50 куб. м в сутки и не имеющих специфических промышленных загрязнений размер платы загрязняющих веществ определяется исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием ВКХ и объемов сточных вод, сброшенных абонентом. Плата за сброс специфических загрязняющих веществ рассчитывается на основании специальных лабораторных исследований и сведений о расходе химических реагентов или нефтепродуктов. Начисление за сброс загрязняющих веществ в систему канализации производится один раз в квартал. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в хозяйственно-бытовых сточных водах жилых районов в систему канализации с 1 куб.м. приведен в приложении N 7.1";
- пункт 74 в части установления расчета платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в хозяйственно-бытовых сточных водах районов, в систему канализации с 1 куб.м.
Разрешая исковые требования об исключении указанных условий из договора, суды первой и апелляционной инстанций верно руководствовались положениями статей 421, 422, 426, 432, 445, 446, 539, 548, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, от 29.07.2013 N 645, от 04.09.2013 N 776 и пришли к правильному выводу, что единый договор холодного водоснабжения и водоотведения является публичным договором, к которому применяются положения договора о возмездном оказании услуг, и к существенным условиям которого плата за сброс загрязняющих веществ не относится, составляющей платы за водоотведение не является.
При этом, судами правильно указано, что норм, влекущих обязанность включения в договор водоотведения размера платы за сброс загрязняющих веществ, не установлено, также как и не установлено того, что отсутствие в договоре условий о внесении спорной платы освобождает абонента от такой обязанности в силу действующего законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения.
Суды, исходя из вышеприведенных фактических обстоятельств дела, верно указали, что при наличии между сторонами спора по данному вопросу, суд не может обязать стороны совершить данные действия.
Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов, судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, сделанные судами обеих инстанций, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 по делу N А72-7306/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полагает, что судами сделан необоснованный вывод об отсутствии необходимости внесения в спорный договор условий о взимании платы за сброс загрязняющих веществ и неправомерно не учтено, что понятие "плата за сброс загрязняющих веществ" равнозначно понятию "плата за нарушение нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод". Отмечает, что в постановлении Правительства от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" используется понятие "плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации", в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" - понятие "норматив по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод", в типовых договорах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, - понятие "норматив по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод".
...
Разрешая исковые требования об исключении указанных условий из договора, суды первой и апелляционной инстанций верно руководствовались положениями статей 421, 422, 426, 432, 445, 446, 539, 548, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, от 29.07.2013 N 645, от 04.09.2013 N 776 и пришли к правильному выводу, что единый договор холодного водоснабжения и водоотведения является публичным договором, к которому применяются положения договора о возмездном оказании услуг, и к существенным условиям которого плата за сброс загрязняющих веществ не относится, составляющей платы за водоотведение не является."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 февраля 2017 г. N Ф06-17311/16 по делу N А72-7306/2016