г. Казань |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А55-10240/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
при участии представителя:
истца - Ижмуковой Ю.М. (доверенность от 09.01.2017),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, поданной в электронном виде,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.09.2016 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Филиппова Е.Г., Сергеева Н.В.)
по делу N А55-10240/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод катализаторов" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, при участии третьих лиц: администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области, Главного управления МЧС России по Самарской области, г. Самара, открытого акционерного общества "РЖД", г. Москва, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод катализаторов" (далее - общество, ООО "НЗК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к территориальному управлению Росимущества в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества)
о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в предоставлении в собственность обществу земельного участка площадью 127 355 кв. м, с кадастровым номером 63:04:0301025:29, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод", оформленный письмом от 10.03.2015 N 2531, и
об обязании ТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка площадью 127 355 кв. м, с кадастровым номером 63:04:0301025:29, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" по цене 13 176 275,65 руб., и
направления в адрес общества проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены администрация г.о. Новокуйбышевск, главное управление МЧС России по Самарской области, открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2015 заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ ТУ Росимущества в предоставлении в собственность ООО "НЗК" земельного участка площадью 127 355 кв. м, с кадастровым номером 63:04:0301025:29, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод", оформленный письмом от 10.03.2015 N 2531.
Суд обязал ТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в адрес Федерального агентства заявления ООО "НЗК" о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и документов, указанных в приложении к письму заявителя от 24.12.2014 N 2724.
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 судебные акты отменены в части обязания ТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в адрес Федерального агентства заявления ООО "НЗК" о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и документов, указанных в приложении к письму заявителя от 24.12.2014 N 2724, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Самарской области от 08.09.2016 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд обязал ТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в адрес ООО "НЗК" договора купли-продажи земельного участка, площадью 127 355 кв. м, с кадастровым номером 63:04:0301025:29, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0301025:29 находятся объекты недвижимости, принадлежащие ООО "НЗК", поэтому отказ в предоставлении в собственность последнему нарушает исключительное право общества на приватизацию и не соответствует статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом положения действующего земельного законодательства не предусматривают возможность и необходимость принятия решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка в собственность.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "НЗК" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель ООО "НЗК" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судебными инстанциями, между администрацией г. Новокуйбышевска (арендодатель) и ООО "НЗК" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 22.03.2001 N 1028 (в редакции дополнительных соглашений от 09.07.2007 N 1, от 31.12.2013 N 2), по условиям которого арендатору предоставляется в аренду с 01.01.2001 земельный участок с кадастровым номером 63:04:0301025:0032.
Впоследствии ООО "НЗК" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировало право собственности на следующие объекты недвижимости: склад готовой продукции общей площадью 2965,2 кв. м; нежилое здание общей площадью 380,7 кв. м; нежилое здание общей площадью 1347,7 кв. м; модульная трансформаторная подстанция общей площадью 38,4 кв. м; нежилое здание общей площадью 128,90 кв. м; нежилое здание общей площадью 671,10 кв. м; нежилое здание общей площадью 210,3 кв. м; склад площадью 806,70 кв. м; нежилое здание общей площадью 1378,20 кв. м; нежилое здание общей площадью 901,50 кв. м; нежилое здание общей площадью 13,90 кв. м; нежилое здание общей площадью 257,50 кв. м; нежилое здание общей площадью 177,10 кв. м; нежилое здание общей площадью 731,40 кв. м; нежилое здание общей площадью 151,50 кв. м; нежилое здание общей площадью 6328,70 кв. м; нежилое здание общей площадью 3950,30 кв. м; железнодорожные пути, расположенные по адресу: Самарская область, г Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.04.2004, от 29.03.2004, от 20.01.2014, от 18.07.2011, от 21.01.2014, от 03.12.2012.
Указанные объекты расположены на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 63:04:0301025:29 (предыдущий номер 63:04:0301025:0032), что подтверждается кадастровой выпиской от 15.12.2014.
Право собственности на земельный участок площадью 127 355 кв. м, с кадастровым номером 63:04:0301025:29 за Российской Федерацией зарегистрировано 19.08.2011, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 63-АЖ N 446983.
ООО "НЗК" обратилось в ТУ Росимущество с заявлением от 19.03.2012 о предоставлении земельного участка 63:04:0301025:0032, площадью 127 355 кв. м, в собственность с приложением соответствующего пакета документов.
ТУ Росимущество в соответствии с пунктом 4.8 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, направило пакет документов в Росимущество, которое письмом от 11.02.2013 N ПП-10/5248 возвратило, изложив соответствующие замечания, выявленных в ходе обследования испрашиваемого земельного участка, и поручив представить в Росимущество предложения по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации использование указанного земельного участка.
Так, специалистами ТУ Росимущества с 16.08.2012 по 27.08.2012 проведена проверка фактического использования земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:29, по результату которого составлен акт от 28.08.2012 N 73/87-2012, согласно которому на спорном земельном участке расположено три постройки, сведения о которых в ТУ Росимущества отсутствуют.
ООО "НЗК" 24.12.2014 с учетом замечаний Росимущества представил в адрес ТУ Росимущества доработанный пакет документов.
Письмом от 10.03.2015 N 2531 ТУ Росимущества отказало обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с наличием запрета на приватизацию земельного участка, установленного законодательством Российской Федерации, при этом ссылалось на письмо Главного управления МЧС России по Самарской области от 24.02.2015 N 2012-3-3-6, согласно которому на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" расположено пять защитных сооружений гражданской обороны, и возвратило представленный пакет документов.
Однако письмом от 08.06.2015 N 6868-3-3-6 Главное управление МЧС России по Самарской области подтвердило, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 63:04:0301025:29 защитные сооружения гражданской обороны отсутствуют.
В письме МБУ "Управление гражданской защиты городского округа Новокуйбышевск" от 08.04.2015 N 301 также указано, что защитное сооружение инв N 488-63 расположено на земельном участке, имеющем иной кадастровый номер.
ООО "НЗК", полагая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действовавшей до 01.03.2015 (на момент спорных правоотношений), исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В спорный период действовал Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов).
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
По общим правилам пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В пункте 5 названной нормы определены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности.
Суды двух инстанций, осуществляя проверку права на приватизацию испрашиваемого земельного участка, установили, что общество является собственником сооружений, зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0301025:29, тем самым обладает исключительными правами на приобретение объекта земельных отношений.
Согласно решению ТУ Росимущества от 10.03.2015 N 2531 основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность послужило письмо главного управления МЧС России по Самарской области от 24.02.2015 N 2012-3-3-6, в котором было указано, что на спорном земельном участке находится пять защитных сооружений гражданской обороны.
Иных правовых оснований уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим предоставление земельного участка, не указано.
Вместе с тем из анализа условий договора аренды земельного участка от 22.03.2001, кадастровой выписки о земельном участке от 15.12.2014 (включая схему и сведения о земельном участке), а также последующего письма главного управления МЧС России по Самарской области безусловно свидетельствует о том, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 63:04:0301025:29 объекты гражданской обороны отсутствуют.
Признав незаконным отказ ТУ Росимущества, оформленный письмом от 10.03.2015 N 2531, судебные инстанции в рамках данного дела установили несоответствие его статьям 27, 29, 36 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период), судебные акты по данному делу в указанной части требований вступили в законную силу 27.01.2016 и не подлежат повторной проверке.
Согласно части 2 статьи 167 АПК РФ арбитражный суд может принять отдельное решение по каждому из требований, объединенных в одном деле.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия должно содержаться указание, каким образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016, принятым в рамках данного дела, судебные акты в части признания незаконным отказа ТУ Росимущества в предоставлении в собственность ООО "НЗК" земельного участка площадью 127 355 кв. м, с кадастровым номером 63:04:0301025:29, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод", оформленный письмом от 10.03.2015 N 2531, оставлены без изменения, при этом суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение только в части разрешения вопроса о применении статьи 201 АПК РФ и установлении порядка для устранения допущенных нарушений, учитывая специфику земельного законодательства.
Судебные инстанции, учитывая положения статей 39.20, 39.3, 39.16 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период разрешения спора), правомерно обязали направить проект договора купли-продажи земельного участка.
ТУ Росимущества приняло распоряжение от 31.01.2017 N 38-р "О предоставлении ООО "НЗК" в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка" и направило проект договора купли-продажи.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, следует признать несостоятельными.
Из содержания жалобы ТУ Росимущества следует, что судебные инстанции не учли факт нахождения на спорном земельном участке объектов гражданской обороны.
Однако заявителем не учтено, что постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016, принятым в рамках названного дела, судебные акты в части признания незаконным отказа ТУ Росимущества в предоставлении в собственность ООО "НЗК" земельного участка оставлены без изменения, при этом судебные инстанции установили наличие права у общества на выкуп земельного участка в собственность, поскольку на испрашиваемом участке не имеется объектов гражданской обороны.
При таких обстоятельствах ТУ Росимущества, по сути, повторно приводит доводы, касающиеся вопросов возможности предоставления участка в собственность, которые уже были предметом судебной оценки.
Иных доводов в кассационной жалобе не содержится.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 39.20, 39.3, 39.16 ЗК РФ, установив, что публичный собственник незаконно отказал в предоставлении земельного участка в собственность, в целях восстановления нарушенных прав обязали направить проект договора купли-продажи, правомерно удовлетворили заявление.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу N А55-10240/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания жалобы ТУ Росимущества следует, что судебные инстанции не учли факт нахождения на спорном земельном участке объектов гражданской обороны.
Однако заявителем не учтено, что постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016, принятым в рамках названного дела, судебные акты в части признания незаконным отказа ТУ Росимущества в предоставлении в собственность ООО "НЗК" земельного участка оставлены без изменения, при этом судебные инстанции установили наличие права у общества на выкуп земельного участка в собственность, поскольку на испрашиваемом участке не имеется объектов гражданской обороны.
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 39.20, 39.3, 39.16 ЗК РФ, установив, что публичный собственник незаконно отказал в предоставлении земельного участка в собственность, в целях восстановления нарушенных прав обязали направить проект договора купли-продажи, правомерно удовлетворили заявление."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф06-17660/17 по делу N А55-10240/2015
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17660/17
15.12.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14992/16
08.09.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-10240/15
11.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7204/16
27.01.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16921/15
23.10.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-10240/15
12.10.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11245/15