г. Казань |
|
08 февраля 2017 г. |
Дело N А06-1407/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствием лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуальному предпринимателю главы крестьянского фермерского хозяйства Мамедова Тахира Аллаз оглы
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.09.2016 (судья Серикова Г.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Жевак И.И., Никольский С.В.)
по делу N А06-1407/2016
по исковому заявлению администрации муниципального образования "Харабалинский район", Астраханская область, Хабаровский район, г.Харабали, администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет", Астраханская область, Хабаровский район, с.Михайловка, к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Мамедову Тахиру Аллаз оглы (ИНН 344400310600, ОГРН ИП 311302219400056), Астраханская область, Хабаровский район, г.Харабали, о взыскании задолженности по договору аренды земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Харабалинский район" (далее - администрация Харабалинского района) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства Мамедову Тахиру Аллаз оглы (далее - КФХ Мамедов Т.А., предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 в сумме 424 647 руб. 06 коп., пени за период с 16.11.2014 по 10.02.2016 в размере 113 060 руб. 77 коп., расторжении договора аренды земель от 14.04.2011 N 121.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29.08.2016, на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соистца привлечена администрация муниципального образования "Михайловский сельсовет" (далее - администрация Михайловского сельсовета), с требованиями о расторжении договора аренды земель от 14.04.2011 N 121.
До принятия судом первой инстанции решения по существу истцами заявлен отказ от исковых требований в части расторжения договора аренды земель от 14.04.2011 N 121.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 19.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016, производство по делу в части расторжения договора аренды земель от 14.04.2011 N 121 прекращено, в остальной части исковые требования удовлетворены; с КФХ Мамедова Т.А. в пользу администрации Харабалинского района взыскана задолженность по арендной плате в сумме 424 647 руб. 06 коп. и пени в размере 113 060 руб. 77 коп.
КФХ Мамедов Т.А., не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией Харабалинского района (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Якушевой К.Ю. (арендатор) заключён договор аренды земель от 14.04.2011 N 121, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду сроком до 13.04.2021 земельный участок площадью 748 348 кв.м пашни с кадастровым номером 30:10:010302:122 из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный относительно ориентира: Астраханская область, Харабалинский район, в 4,3 км. на северо-восток от с.Михайловка, в 200 м. от железной дороги, в границах муниципального образования "Михайловский сельсовет", для сельскохозяйственного производства (выращивания овощей) (далее - договор аренды от 14.04.2011 N 121).
Договор аренды от 14.04.2011 N 121 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 16.05.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Индивидуальный предприниматель Якушева К.Ю. передала права и обязанности арендатора по договору аренды от 14.04.2011 N 121 КФХ Мамедову Т.А. на основании договора о переуступке прав и обязанностей от 26.09.2011, о чем 25.11.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Пунктом 2.1 договора аренды от 14.04.2011 N 121 установлен годовой размер арендной платы в размере 209 701 рублей, подлежащий внесению арендатором в срок не позднее 15 ноября текущего года.
Согласно пункту 2.5 договора аренды от 14.04.2011 N 121 за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчёта 0,1% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению арендной платы, у предпринимателя за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 образовалась задолженности в размере 424 647 руб. 06 коп., которую администрация Харабалинского района претензией от 25.08.2015 N 01-12/4239 потребовала погасить.
Поскольку КФХ Мамедов Т.А. не погасил задолженность по арендной плате по договору аренды от 14.04.2011 N 121, администрация Харабалинского района обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что у ответчика за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 образовалась задолженность в размере 424 647 руб. 06 коп., руководствуясь статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворили в указанной части требования администрации Харабалинского района.
Кроме того, принимая во внимание положения пункта 2.5 договора аренды от 14.04.2011 N 121, согласно которому за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчёта 0,1% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки, суды, руководствуясь пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что с КФХ Мамедова Т.А. подлежит взысканию неустойка за период с 16.11.2014 по 10.02.2016 в сумме 113 060 руб. 77 коп.
Довод кассационной жалобы о том, что при расчете арендной платы за спорный период времени суды не должны были применять пункт 1 приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" к решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области от 11.08.2010 N 70, поскольку указанный нормативный акт в данной части признан недействующим, судебной коллегией отклоняется.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
До 01.03.2015 аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 15.03.2012 N 15117/11, от 17.04.2012 N 15837/11.
Принимая во внимание, что объектом арендных отношений является земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, порядок определения размера арендной платы за пользование таким земельным участком, а также порядок, условия и сроки ее внесения подлежат публичному регулированию и устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П (далее - постановление от 01.02.2008 N 26-П).
Согласно пункту 3.1. постановления от 01.02.2008 N 26-П размер годовой арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяется по следующей формуле: АП = Сб x КС, где АП - размер годовой арендной платы за земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения; Сб - базовая ставка арендной платы за земельный участок в год, выраженная в процентах; КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.
Пунктом 2.3. постановления от 01.02.2008 N 26-П предусмотрено, что базовая ставка арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, устанавливается органами местного самоуправления, уполномоченными федеральным законодательством на распоряжение указанными земельными участками.
Постановление от 01.02.2008 N 26-П признано утратившим силу постановлением Правительства Астраханской области от 29.06.2015 N 284-П "О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - постановление от 29.06.2015 N284-П) и не действует с 12.07.2015.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления от 29.06.2015 N 284-П, действующего с 13.07.2015, годовой размер арендной платы, за исключением случаев, установленных пунктами 2.2, 2.3, 2.4, 2.7 настоящего Порядка, определяется по формуле: АП = С x КС, где АП - годовой размер арендной платы за земельный участок; С - ставка арендной платы за земельный участок, выраженная в процентах; КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.
Ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на распоряжение такими земельными участками.
Советом муниципального образования "Харабалинский район" принято решение от 11.08.2010 N 70 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования "Харабалинский район".
Пунктом 1 приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения" к решению Совета муниципального образования от 11.08.2010 N 70 установлены базовые ставки арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения (пашни) в размере 45,9%.
Решением Астраханского областного суда от 01.02.2016 по делу N 3а-1/2016 пункт 1 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения" к решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11.08.2010 N 70 признан недействующим со дня его принятия.
Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 25-АПГ16-1 решение Астраханского областного суда от 01.02.2016 по административному делу N 3а- 1/2016 изменено в части определения даты, с которой надлежит признать оспариваемый нормативный акт недействующим. Пункт 1 приложения 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения" к решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11.08.2010 N 70 признан недействующим с 01.01.2016.
Верховный суд Российской Федерации в апелляционном определении от 12.05.2016 N 25-АПГ16-1 отметил, что согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Как указал Верховный суд Российской Федерации в вышеуказанном апелляционном определении, оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, порождая правовые последствия.
Кроме того, решением Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области от 29.03.2016 N 124 внесены изменения в решение Совета муниципального образования от 11.08.2010 N70, в частности в пункт 1 приложения N 1 к решению: базовая ставка арендной платы "45,9%" заменена на "19,74%".
Согласно пункту 2 упомянутого решения базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования "Харабалинский район", из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", утвержденные решением Совета муниципального образования от 11.08.2010 N 70, применяются с 01.01.2016 с учетом внесенных изменений.
В связи с указанными обстоятельствами, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что оспариваемое положение нормативного акта подлежит признанию недействующей с 01.01.2016.
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации определил, что пункт 1 приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения" к решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11.08.2010 N 70, в котором установлена базовая ставка арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения (пашни) в размере 45,9%, подлежит применению до 01.01.2016.
Принимая во внимание, что у предпринимателя образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 суды, учитывая позицию, изложенную в апелляционном определении Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 25-АПГ16-1, пришли к правильному выводу о том, что при расчете арендной платы за указанный период подлежит применению базовая ставка арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения (пашни) в размере 45,9%, установленная в пункте 1 приложения 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" к решению Совета МО "Харабалинский район" от 11.08.2010 N 70, которая действовала до 01.01.2016.
Довод кассационной жалобы о том, что администрация Харабалинского района на момент обращения с иском являлась ненадлежащим истцом, не может служить основанием для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 748 348 кв.м пашни с кадастровым номером 30:10:010302:122 из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен относительно ориентира: Астраханская область, Харабалинский район, в 4,3 км. на северо-восток от с.Михайловка, в 200 м. от железной дороги, в границах муниципального образования "Михайловский сельсовет" и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующей с 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района
Таким образом, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки муниципального образования "Михайловский сельсовет", именно администрация Михайловского сельсовета имела право распоряжаться спорным земельным участком с 01.03.2015, в случае если такие правила не утверждены лицом, обладающим полномочиями по распоряжению данным земельным участком являлась администрация Харабалинского района.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, решением Совета муниципального образования "Михайловский сельсовет" от 06.05.2013 N 140 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Михайловский сельсовет".
Между тем, с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, с 01.01.2017 распоряжение спорным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, т.е. администрацией Харабалинского района.
Учитывая, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком в любом случае с 01.01.2017 осуществляет администрация Харабалинского района, к которой перешли все права и обязанности арендодателя по договору аренды от 14.04.2011 N 121, в том числе и право на взыскание задолженности по арендной плате независимо от периода ее образования, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10 по делу N А03-736/2009, определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2016 N 306-ЭС15-18438, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы заявителя кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 по делу N А06-1407/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком в любом случае с 01.01.2017 осуществляет администрация Харабалинского района, к которой перешли все права и обязанности арендодателя по договору аренды от 14.04.2011 N 121, в том числе и право на взыскание задолженности по арендной плате независимо от периода ее образования, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10 по делу N А03-736/2009, определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2016 N 306-ЭС15-18438, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы заявителя кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2017 г. N Ф06-17108/16 по делу N А06-1407/2016