г. Казань |
|
15 июня 2017 г. |
Дело N А12-64184/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Коноплевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Пашиной Ж.А.,
при участии в судебном заседании Арбитражного суда Ростовской области представителей:
истца - Уткина В.В. (доверенность от 20.02.2017).
третьего лица - Лавренова К.В. (доверенность от 17.01.2017)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.01.2016 (судья Троицкая Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-64184/2016
по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) к администрации Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3428985284, ОГРН 1053478416650), при привлечении третьего лица: Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) об обязании принять в муниципальную собственность земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация Кировского сельского поселения, администрация) об обязании администрацию принять в муниципальную собственность путем подписания акта приема-передачи имущество: земельный участок общей площадью 155 000 кв. м с кадастровым номером 34:28:110023:0097, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 0,7 км по направлению на юго-запад от ориентира хут. Старенький, расположенного за пределами участка, и 23 объекта недвижимости, указанные в приложении к приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25.03.2015 N 257.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.01.2017 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что передача аварийных и непригодных для своего функционального назначения объектов, а также объектов, хотя и находящихся в удовлетворительном, но непригодном для использования без капитального ремонта состоянии, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, исходя из его финансово-экономических возможностей.
В кассационной жалобе ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом первой инстанции оставлено без внимания ходатайство истца о привлечении в качестве третьего лица администрации Волгоградской области, кроме того, законом регламентируется передача военного недвижимого имущества в отсутствие какого-либо волеизъявления органов местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Кировского сельского поселения просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Минобороны РФ в отзыве поддерживает доводы заявителя кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Представитель Минобороны РФ поддерживал позицию заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 153 - 1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзывах на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, приказом Минобороны РФ от 26.12.2011 N 2657 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" прекращено право оперативного управления войсковой части 74325 (23 объекта) местонахождение: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 0,7 км по направлению на юго-запад от ориентира хут. Старенький, расположенного за пределами участка) и закреплено на праве оперативного управления за ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны РФ.
25.03.2015 заместителем Министра обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ) издан приказ N 257 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Кировского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области", которым из федеральной собственности в собственность муниципалитета переданы земельный участок с кадастровым номером 34:28:110023:0097 общей площадью 155 000 кв. м и 23 объекта недвижимого имущества, местонахождение: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 0,7 км по направлению на юго-запад от ориентира хут. Старенький, расположенного за пределами участка, перечисленные в Приложении к данному Приказу.
Письмами от 10.08.2015 N 141/3/11-11007, от 11.11.2015 N 141/3/11-16369 ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" направило в адрес администрации передаточный акт.
21.07.2015 сотрудниками администрации Кировского сельского поселения проведено обследование земельного участка общей площадью 155 000 кв. м с кадастровым номером 34:28:110023:0097, по результатам которого составлен акт обследования от 21.07.2015 с приложением фототаблиц, согласно которому расположенные на указанном земельном участке объекты находятся в разрушенном состоянии с отсутствием основных конструкций, что не позволяет использовать их в соответствии с целевым назначением.
Администрация Кировского сельского поселения письмом от 19.08.2015 N 992 отказала принимать 23 объекта недвижимости, поскольку разрушены на 90 % и в бюджете поселения отсутствуют денежные средства на восстановление и содержание указанных объектов.
Также письмом от 25.11.2015 N 1352 администрация отказала принимать земельный участок с кадастровым номером 34:28:110023:0097 в связи с отсутствием возможности использовать данный земельный участок по целевому назначению.
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО", полагая, что администрация добровольно уклонилась от фактического принятия спорных объектов в муниципальную собственность, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Согласно части 6 статьи 2 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ в случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 3 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом определено Министерство обороны Российской Федерации.
Заместителем Министра обороны Российской Федерации принят приказ от 25.03.2015 N 257 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Кировского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области".
Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определён частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по этому вопросу.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, неоднократно отмечал в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определении от 07.12.2006 N 542-О, определении от 04.12.2007 N 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Из материалов дела усматривается, что орган местного самоуправления возражал против передачи спорного имущества в муниципальную собственность по причинам, изложенным в письмах от 19.08.2015 N 992, от 25.11.2015 N 1352.
Из акта обследования объектов недвижимости от 21.07.2015, составленного комиссией, и приложенных к нему фотоматериалов следует, что расположенные на земельном участке с кадастровым номером 34:28:110023:0097 спорные объекты недвижимости разрушены, поскольку отсутствуют конструктивные элементы здания (крыши, стены и т.д.).
В связи с чем судами правомерно было установлено, что спорные объекты находятся в разрушенном состоянии с отсутствием основных конструкций и их эксплуатация невозможна, что подтверждено документально.
В свою очередь, Учреждение каких-либо доказательств, опровергающих установленные судами двух инстанций обстоятельства, в материалы дела не представило.
В силу статей 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие недвижимой вещи в натуре исключают возможность ее передачи, а передача аварийных и не пригодных для своего функционального назначения объектов, а также объектов, хотя и находящихся в удовлетворительном, но не пригодном для использования без капитального ремонта состоянии, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления сельского поселения своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, исходя из его финансово-экономических возможностей.
Возражение администрации относительно принятия спорного имущества, которое фактически отсутствует либо вследствие его полной непригодности не противоречит положениям Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ.
Принятие имущества, которое отсутствует, в казну муниципального образования в данном случае будет носить формальный характер, поскольку доказана невозможность фактического использования такого имущества, признаваемого в гражданском обороте материальным активом, как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2015 N 304-ЭС15-11722, от 13.08.2015 N 304-ЭС15-8986, от 31.08.2015 N 302-ЭС15-9966 и N 304-ЭС15-9975, от 23.03.2015 N 302-ЭС15-1100, от 12.03.2015 N 302-ЭС15-1093, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.12.2015 по делу N А63-202/2015.
Довод ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" о непривлечении к участию в деле муниципального образования - администрации Волгоградской области получил надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах с учетом положений статьи 25 ГК Ф, пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ, установив, что передача отсутствующих или непригодных для эксплуатации объектов в муниципальную собственность не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, исходя из их финансово-экономических возможностей, правомерно отказали в иске.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.01.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 по делу N А12-64184/2016 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" о непривлечении к участию в деле муниципального образования - администрации Волгоградской области получил надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах с учетом положений статьи 25 ГК Ф, пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ, установив, что передача отсутствующих или непригодных для эксплуатации объектов в муниципальную собственность не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, исходя из их финансово-экономических возможностей, правомерно отказали в иске."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2017 г. N Ф06-21006/17 по делу N А12-64184/2016