г. Казань |
|
06 июня 2017 г. |
Дело N А65-27974/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплёвой М.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресторатор"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2016 (судья Хуснутдинова А.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., судьи Терентьев Е.А.)
по делу N А65-27974/2015
по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553), к обществу с ограниченной ответственностью "Ресторатор", г. Казань (ОГРН 1061655023242, ИНН 1655106320) о взыскании задолженности, пени и расторжении договора аренды от 19.08.2008 N 3, а также обязании возвратить по акту приема-передачи спорный земельный участок,
и встречному исковому заявлению ООО "Ресторатор", г. Казань, к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар, о расторжении договора аренды земельного участка от 19.08.2008 N 3, а также к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар, администрации Краснодарского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, о взыскании в солидарном порядке убытков, упущенной выгоды, а также денежных средств в счет возмещения арендной платы и пени за нарушение сроков оплаты арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ресторатор" (далее - ООО "Ресторатор", Общество) о взыскании 4 705 993 руб. 74 коп., в том числе: суммы основного долга 4 582 187 руб. 05 коп., пени на просроченную уплатой суммы основного долга 123 806 руб. 69 коп. за период с 01.04.2015 по 01.09.2015.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2016 было принято встречное исковое заявление ООО "Ресторатор" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар, о расторжении договора аренды земельного участка от 19.08.2008 N 3, находящегося в государственной собственности Краснодарского края земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 23:36:0101000:391, общей площадью 184902 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 23:36:0101000, вследствие существенно изменившихся обстоятельств, о взыскании убытков в размере 81 530 734 руб., суммы в размере 1 313 444 000 руб. в качестве упущенной выгоды, денежных средств в размере 6 875 515 руб. 14 коп. в счет возмещения арендной платы и пени за нарушение сроков оплаты арендной платы.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.02.2016 дело N А65-6/2016 по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края к ООО "Ресторатор" о расторжении договора аренды от 19.08.2008 N 3, об обязании возвратить по акту приема-передачи земельный участок объединено в одно производство с делом N А65-27974/2015.
Определениями суда в качестве соответчиков по встречному иску были привлечены Краснодарский край в лице администрации Краснодарского края и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017, первоначальный иск удовлетворен частично. С ООО "Ресторатор" взыскан долг по арендной плате в размере 4 582 186 руб. 73 коп., пени 123 806 руб. 69 коп. за период с 11.04.2015 по 01.09.2015. Суд обязал ООО "Ресторатор" возвратить Департаменту имущественных отношений Краснодарского края по акту приема-передачи земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 23:36:0101000:391, общей площадью 184902 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 23:36:0101000. В удовлетворении требования в части расторжения договора аренды от 19.08.2008 N 3 отказано.
В удовлетворении встречного иска ООО "Ресторатор" отказано.
ООО "Ресторатор" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт - отказать в удовлетворении первоначальных требований Департамента имущественных отношений Краснодарского края: взыскать с Департамента убытки в размере 81 530 734 руб., 6 875 515 руб. 14 коп. в счет возмещения арендной платы и пени за нарушение сроков оплаты арендной платы, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.08.2008 между Департаментом инвестиции и проектного сопровождения Краснодарского края (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Аэро Сооружения Архитектурные сооружения и Инвестиции" (далее - ЗАО "Аэро Сооружения Архитектурные сооружения и Инвестиции") (арендатор) (прекратило деятельность 08.08.2016 в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), на основании протокола заседания конкурсной комиссии по продаже прав на заключение договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков с целью реализации инвестиционных проектов в игорной зоне "Азов-Сити" от 18.08.2008 N 12, был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности Краснодарского края земельного участка с целью реализации инвестиционного проекта в игорной зоне "Азов-Сити" N 3, согласно которому арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения комической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 23:36:0101000:391, общей площадью 184902 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 23:36:0101000, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемой в договору и являющейся его неотъемлемой частью, предназначенный для строительства комплекса игорных заведений, гостиниц, объектов спортивно-развлекательного назначения и общественного питания.
Настоящий договор является документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя арендатору с 19.08.2008.
В соответствии с пунктом 2.1 договора, размер ежегодной арендной платы за участок составляет 1 200 000 руб. В дальнейшем по истечении двенадцати месяцев со дня государственной регистрации заключенного по результатам торгов договора аренды земельного участка размер арендной платы за земельный участок пересматривается в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации и Краснодарского края.
Арендная плата, подлежащая уплате, исчисляется от установленного пунктом 2.1 настоящего договора размера ежегодной арендной платы за участок со дня передачи участка, указанного в договоре, за каждый день использования и вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала (раздел 2 договора).
В разделах 3 и 4 договора предусмотрены права и обязанности арендодателя и арендатора, в том числе право арендатора своевременно вносить арендную плату в полном размере за участок в соответствии с условиями договора без выставления счетов арендодателем.
Срок действия договора определен сторонами со дня его государственной регистрации в течение 10 лет, до 19.08.2018.
В соответствии с разделом 7 договора окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 23.09.2008.
15 апреля 2010 года между ЗАО "Аэро Сооружения Архитектурные сооружения и Инвестиции" (сторона 1) и ООО "Ресторатор" (сторона 2) заключен договор уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 19.08.2008 N 3, по условиям которого сторона 1 уступает, а сторона 2 принимает права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды N 3, находящегося в государственной собственности Краснодарского края земельного участка с целью реализации инвестиционного проекта в игорной зоне "Азов-Сити" от 19.08.2008, заключенному по итогам торгов между Департаментом инвестиции и проектного сопровождения Краснодарского края и ЗАО "Аэро Сооружения Архитектурные сооружения и Инвестиции" на срок 10 лет. В договоре отражены индивидуализирующие признаки земельного участка, срок договора, а также то, что на земельном участке не имеется объектов недвижимого имущества. Право аренды на земельный участок, указанный в договоре аренды, переходит к стороне 2 с момента регистрации настоящего договора.
Договор уступки зарегистрирован в установленном порядке 28.04.2010.
Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 748 "О Министерстве стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края" Департамент инвестиции и проектного сопровождения Краснодарского края переименовано в Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.01.2015 N 19 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" функции Министерства стратегического развития, инвестиции и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края, с 01.04.2015, переданы Департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" утверждены Правила определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, а также ставка арендной платы в размере 15% от рыночной стоимости за земельные участки, расположенные игорной зоне.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2013 по делу N А65-12819/2013 по иску Общества к Министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, в связи с возникновением неравного конкурентного положения ООО "Ресторатор" в сравнении с правами и обязанностями других арендаторов - участников реализации инвестиционных проектов игорной зоны "Азов-Сити", заключивших договоры аренды по форме, предусмотренной Типовой формой договора аренды, срок действия договора был продлен до 19.08.2028.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2015 в рамках дела N А65-4092/2015 с ООО "Ресторатор" в пользу Департамента взыскана задолженность по арендной плате, образовавшаяся за период с 11.07.2014 по 01.03.2015. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу.
Поскольку с 01.03.2015 по 01.09.2015, ООО "Ресторатор" также не вносило арендные платежи, 08.07.2015 Департаментом в адрес Общества была направлена претензия с просьбой, оплатить задолженность в размере 4 582 187 руб. 05 коп., а также предложено подписать соглашение о расторжении договора аренды от 19.08.2008 N 3.
Претензия ответчиком получена, однако оставлена без ответа.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендных платежей, Департамент обратился в суд с настоящим иском.
В свою очередь ООО "Ресторатор", ссылаясь на то, что Общество не имело возможности использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2014 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 278-ФЗ), что в силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, обратилось со встречным иском о взыскании убытков в размере 81 530 734 руб., упущенной выгоды в размере 1 313 444 000 руб., денежных средств в размере 6 875 515 руб. 14 коп. в счет возмещения арендной платы и пени за нарушение сроков оплаты арендной платы.
В ходе судебного разбирательства истец дополнил основания встречного иска - принятие Федерального закона от 01.05.2016 N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 121-ФЗ), запрет осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне в Щербиновском районе Краснодарского края лицами, которым не было выдано соответствующее разрешение до 23 июля 2014 года; указанием на то, что взыскиваемые убытки являются прямыми инвестиционными затратами Общества и подлежат взысканию в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Частично удовлетворяя требования Департамента, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 ГК РФ). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (статья 614 ГК РФ).
Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (пункт 1), а также по иным основаниям и в порядке, установленном данной статьей (пункты 2, 3 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Одним из таких иных случаев является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (пункт 1 статьи 451 ГК РФ).
В соответствии со статьей 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
В пунктах 8.3.1, 8.3.2 договора аренды земельного участка от 19.08.2008 N 3 стороны определили, что договор может быть расторгнут досрочно по инициативе арендодателя в случаях невнесения арендатором арендной платы за участок более 3 (трех месяцев подряд), однократного нарушения порядка и (или) срока внесения арендной платы, а также иных платежей, более чем на 10 (десять) календарных дней (независимо от факта последующего внесения).
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ и статьями 450, 619 ГК РФ, пунктом 9 статьи 22 ЗК РФ установлены специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет: арендодатель должен представить суду доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В рамках первоначального иска департамент просил расторгнуть договор аренды находящегося в государственной собственности Краснодарского края земельного участка с целью реализации инвестиционного проекта в игорной зоне "Азов-Сити" от 18.08.2008 N 12, в связи с существенным нарушением обществом условий данного договора, а общество, в свою очередь, в рамках встречного иска просило расторгнуть этот же договор, в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении.
По правилам статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Неисполнение лицом, участвующим в деле, процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, влечет для него риск наступления последствий такого поведения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Согласно частям 2, 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, которые (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным федеральным законом.
Статьями 4, 5, 9 Федерального закона N 244-ФЗ игорная зона определена как часть территории Российской Федерации, предназначенная для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с данным законом. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Игорные зоны не могут быть созданы на землях населенных пунктов. На территории Российской Федерации создается пять игорных зон, одна из них на территории Краснодарского края. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. Порядок создания и ликвидации игорных зон определяется, а соответствующие решения принимаются Правительством Российской Федерации. Срок действия игорных зон не может быть ограничен.
Федеральным законом от 22.07.2014 N 278-ФЗ в Федеральный закон N 244-ФЗ были внесены изменения, согласно которым допускается создание игорной зоны в границах населенных пунктов на земельных участках, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не осуществлялись за счет бюджетных ассигнований или средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, а границы игорной зоны на территории Краснодарского края определяются Правительством Российской Федерации в границах таких земельных участков.
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края письмом от 18.12.2014 N 201-5911/14-01-03/13 информировало хозяйственные общества о том, что необходимо выполнение процедур ликвидации игорной зоны "Азов-Сити" в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, основанном на нормах Федерального закона N 278-ФЗ, что повлечет прекращение действия ранее выданных разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и изменение целевого назначения переданных в аренду земельных участков.
Однако, Правительством Российской Федерации решение о ликвидации игорной зоны в той части, в пределах которой расположен арендуемый Обществом земельный участок, принято не было.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, письмо Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 18.12.2014 N 201-5911/1401-03/13 не могло служить основанием прекращения (изменения) арендных отношений (данная правовой подход отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 N 308-ЭС16-8094 по делу N А32-9375/2015).
Федеральным законом от 01.05.2016 N 121-ФЗ установлено, что игорная зона, созданная на территории Краснодарского края до дня вступления в силу Федерального закона N 278-ФЗ, подлежит ликвидации до 01 января 2019 года; до указанной даты на территорию Краснодарского края не распространяются требования части 1 статьи 9 Федерального закона N 244-ФЗ. Данным законом также установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр в указанной игорной зоне может осуществляться организаторами азартных игр на основании разрешений на осуществление такой деятельности, выданных до 23 июля 2014 года.
В материалах дела не имеется документов, свидетельствующих о том, что на указанную дату Обществу было выдано разрешение.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, суды первой и апелляционной инстанции признали обязательства сторон, возникшие из договора аренды земельного участка от 19.08.2008 N 3, прекращенными по основанию невозможности их исполнения (статьи 416, 417 ГК РФ) в соответствии с Федеральным законом N 121-ФЗ и с момента вступления его в силу (01.05.2016). Правовых и фактических оснований для удовлетворения встречного иска Общества в части взыскания с Краснодарского края убытков (в том числе в виде уплаченной и подлежащей уплате на основании вступившего в законную силу судебного акта арендной платы, договорной неустойки) суды не установили.
Доводы жалобы о том, что игорная зона на территории тех земельных участков в Краснодарском крае, которые не были предоставлены для размещения олимпийских объектов, как и арендованный обществом участок, с 23.07.2014 перестала существовать на основании Федерального закона N 278-ФЗ, с этой же даты наступила невозможность пользования арендуемым участком в соответствии с определенным сторонами видом разрешенного использования, подлежат отклонению.
Ликвидация игорной зоны, созданной на территории Краснодарского края до дня вступления в силу Федерального закона N 278-ФЗ, прямо предусмотрена лишь Федеральным законом N 121-ФЗ. В силу статьи 2 Федерального закона N 121-ФЗ игорная зона, созданная на территории Краснодарского края до дня вступления в силу Федерального закона N 278-ФЗ, подлежит ликвидации до 1 января 2019 года. До указанной даты требования части 1 статьи 9 Закона об организации азартных игр на территорию Краснодарского края не распространяются, деятельность по организации и проведению азартных игр в названной игорной зоне может осуществляться организаторами азартных игр на основании разрешений на осуществление такой деятельности, выданных до 23.07.2014. То обстоятельство, что такое разрешение отсутствует у Общества, является следствием осуществления им хозяйственной деятельности по освоению земельного участка, а не вступления в силу Федеральных законов N 278-ФЗ, N 121-ФЗ.
Ссылка заявителя на обязанность ответчика по встречному иску нести перед истцом риск и ответственность, вызванные невозможностью оговоренного использования предмета аренды после вступления в силу федерального закона, прекратившего соответствующее использование, по причине отсутствия особых оговорок в договоре аренды от 19.08.2008 N 3, окружным судом кассационной инстанции не принимается, как противоречащая императивной норме пункта 1 статьи 416 ГК РФ.
Приведенные в жалобе аргументы о том, что принятие Федерального закона от 22.07.2014 N 278-ФЗ, несмотря на отсутствие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации о ликвидации игорной зоны в Щербиновском районе, само по себе является существенным изменением обстоятельств, о котором истец не мог подозревать при заключении договора аренды, подлежат отклонению, так как не свидетельствуют о том, что о принятии в будущем такого закона знал департамент. Возможность расторжения в судебном порядке договора аренды, прекращенного в силу закона (статья 417 ГК РФ, Федеральный закон от 01.05.2016 N 121-ФЗ), Общество не подтвердило.
Как следует из пункта 1 статьи 18 Закона об инвестиционной деятельности, прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Капитальные вложения представляют собой инвестиции в основные средства (статья 1 Закона об инвестиционной деятельности). Поскольку никаких результатов инвестиционной деятельности общества на спорном земельном участке суд не установил, нормы статьи 18 Закона об инвестиционной деятельности им обоснованно не применены к заявленным во встречном иске суммам. Само по себе неиспользование арендатором в период действия договора фактически полученного от арендодателя во временное владение и пользование земельного участка, от внесения арендной платы и договорной неустойки не освобождает.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 N 308-ЭС16-8094 по делу N А32-9375/2015, от 03.11.2016 N 308-ЭС16-14301 по делу N А32-33643/2015.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, исследованным в полном объеме судами первой и апелляционной инстанций, и фактически являются выражением несогласия с установленными судами обстоятельствами, сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судебных инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 по делу N А65-27974/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные в жалобе аргументы о том, что принятие Федерального закона от 22.07.2014 N 278-ФЗ, несмотря на отсутствие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации о ликвидации игорной зоны в Щербиновском районе, само по себе является существенным изменением обстоятельств, о котором истец не мог подозревать при заключении договора аренды, подлежат отклонению, так как не свидетельствуют о том, что о принятии в будущем такого закона знал департамент. Возможность расторжения в судебном порядке договора аренды, прекращенного в силу закона (статья 417 ГК РФ, Федеральный закон от 01.05.2016 N 121-ФЗ), Общество не подтвердило.
Как следует из пункта 1 статьи 18 Закона об инвестиционной деятельности, прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Капитальные вложения представляют собой инвестиции в основные средства (статья 1 Закона об инвестиционной деятельности). Поскольку никаких результатов инвестиционной деятельности общества на спорном земельном участке суд не установил, нормы статьи 18 Закона об инвестиционной деятельности им обоснованно не применены к заявленным во встречном иске суммам. Само по себе неиспользование арендатором в период действия договора фактически полученного от арендодателя во временное владение и пользование земельного участка, от внесения арендной платы и договорной неустойки не освобождает."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2017 г. N Ф06-20148/17 по делу N А65-27974/2015