г. Казань |
|
15 мая 2017 г. |
Дело N А12-1040/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области - Гончарова Н.А., доверенность от 19.01.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-1040/2016
по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области (ОГРН 1053444106209, ИНН 3444129001) к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405766845, ИНН 3417002951) об оспаривании отказа, с участием заинтересованного лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной миграционной службы по Волгоградской области (далее - Управление ФМС) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) о передаче в федеральную собственность нежилых помещений, расположенных по адресу: Волгоградская область, станица Нехаевская, ул. Рабочая, 3, в котором располагается Отдел Управления ФМС в Нехаевском районе. В порядке восстановления нарушенного права Управление ФМС просило обязать Администрацию передать в федеральную собственность названные нежилые помещения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - Управление Росимущества).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 08.04.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2016 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд.
Также суд кассационной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел процессуальную замену заявителя - Управления ФМС - на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (далее - Управление МВД).
При новом рассмотрении дела постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.11.2016 отменено, по делу принят новый судебный акт: признан недействительным отказ Администрации в передаче нежилых помещений, расположенных по адресу: Волгоградская область станица Нехаевская, ул. Рабочая, 3, в федеральную собственность, содержащийся в письме Администрации от 21.09.2015 N 1816105, с обязанием Администрации передать нежилые помещения, расположенные по адресу: Волгоградская область станица Нехаевская, ул. Рабочая, 3, в федеральную собственность.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, указывая, что миграционный пункт ОМВД России по Нехаевскому району не входит в структуру полиции, в связи с чем положения части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) необоснованно применены судом.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации от 30.01.2014 N 24 "О закреплении за Управлением ФМС нежилого помещения на праве безвозмездного пользования" между Администрацией (ссудодатель) и Управлением ФМС (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 06.02.2014 N 2, по условиям которого Администрация передала Управлению ФМС нежилое помещение общей площадью 54,2 кв. м и помещение общего пользования (коридор) площадью 22,1 кв. м, в здании по адресу: Волгоградская область, станица Нехаевская, ул. Рабочая, 3, на срок с 06.02.2014 по 05.02.2019.
В указанных помещениях располагался Отдел УФМС в Нехаевском районе.
Ранее указанные помещения были закреплены за Отделом УФМС в Нехаевском районе на праве безвозмездного пользования на срок пять лет распоряжением Администрации от 03.02.2009 N 23.
Письмом от 31.08.2015 Управление ФМС обратилось в адрес Администрации о передаче занимаемых Отделом Управления ФМС в Нехаевском районе нежилых помещений в федеральную собственность в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В ответ на указанное обращение Администрация письмом от 21.09.2015 N 1816105 отказала в передаче в федеральную собственность спорных помещений, со ссылкой на то, что безвозмездная передача имущества в федеральную собственность предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, и Администрацией принято решение о невозможности передачи в федеральную собственность помещений, занимаемых Управлением ФМС.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления ФМС в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений части 11 статьи 154 закона N 122-ФЗ, правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, исходил из того, что в спорном случае уполномоченным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями собственника от имени Российской Федерации (Управлением Росимущества), решения о передаче спорного имущества в государственную собственность не принималось. В свою очередь, Администрация не обращалась с предложением к Управлению Росимущества о принятии спорного имущество в федеральную собственность.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В период рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 Федеральная миграционная служба упразднена, а ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Федеральной миграционной службы.
В соответствии с пунктом 5 данного Указа, проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, необходимо завершить до 01.06.2016.
Во исполнение указанных положений Указа Федеральной миграционной службой принято распоряжение от 01.06.2016 N НС-1/9-224 "Об утверждении состава ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области".
Таким образом, Управление ФМС является упраздненным государственным органом, правопреемником которого является Управление МВД.
Управление МВД входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется МВД России (пункты 2, 3 Положения об Управлении МВД, утвержденного Приказом МВД России от 27.04.2011 N 278 "Вопросы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области").
В силу пункта 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248, в единую централизованную систему МВД России входят органы внутренних дел, включающие полицию.
В соответствии со статьей 4 Закона о полиции, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом Управления МВД от 01.09.2014 N 802 утверждено положение об отделении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нехаевскому району Волгоградской области.
Приказом Управления МВД от 31.05.2016 N 512 утвержден перечень изменений в штатных расписаниях, согласно которому подразделением Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нехаевскому району Волгоградской области является Миграционный пункт ОМВД России по Нехаевскому району.
Пунктом 3 Положения об ОМВД России по Нехаевскому району установлено, что ОМВД России по Нехаевскому району входит в состав органов внутренних дел и подчиняется Управлению МВД.
Приказом МВД России от 12.05.2016 N 239 внесены изменения в приказ МВД России от 30.04.2011 N 333 "О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России", которым изменена типовая структура отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне.
В Приложении N 9 к приказу МВД России от 30.04.2011 N 333 указано, что в подчинении начальника отделения полиции находится отдел (отделение) по вопросам миграции, миграционный пункт.
Согласно ответу временно исполняющего обязанности начальника ОМВД России по Нехаевскому району от 18.10.2016 (исх. N 66/3172), подразделение миграционного пункта ОМВД России по Нехаевскому району располагается по адресу спорных нежилых помещений: Волгоградская область, станица Нехаевская, ул. Рабочая, 3.
Пунктом 33 статьи 12 Закона о полиции на полицию возложена, в том числе, обязанность по осуществлению контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции признал необоснованным довод Администрации о том, что миграционный пункт ОМВД России по Нехаевскому району не всходит в структуру полиции.
Между Администрацией, Управлением ФМС и отделением МВД по Нехаевскому району Волгоградской области заключено дополнительное соглашение от 26.05.2016 о замене стороны по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 06.02.2014 N 2.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, спорные помещения находились в безвозмездном пользовании отделения МВД по Нехаевскому району Волгоградской области, являющегося структурным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 4 Закона о полиции).
Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 48 Закона о полиции).
В силу положений части 9 статьи 54 Закона о полиции, используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом истцом или заявителем по спорам, связанным с передачей имущества из муниципальной собственности в федеральную для нужд полиции может выступать как соответствующее подразделение Росимущества - Управление (согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432), так и отдел полиции, за которым в силу пункта 2 статьи 48 Закона о полиции должно быть закреплено на праве оперативного управления используемое им имущество. В случае обращения отдела полиции с заявлением или иском Росимущество (или его соответствующее территориальное управление) привлекается к участию в деле в качестве третьего лица. Защита нарушенного права путем оспаривания решений или действий органа местного самоуправления в таких спорах также допустима (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13).
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Согласно данной норме находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П сформировал позицию, согласно которой обязательными условиями при указанной передаче имущества являются наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов.
Исходя из изложенного, названный порядок передачи имущества из одного уровня собственности в другой предусматривает принятие соответствующего решения как передающей, так и принимающей имущество стороной.
Вместе с тем отсутствие волеизъявления Администрации на передачу в федеральную собственность спорных помещений само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о передаче имущества в федеральную собственность либо о признании незаконным решения об отказе в передаче имущества в федеральную собственность, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 10278/13.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в рассматриваемом случае - Законом о полиции, в отношении имущества, используемого органами полиции).
Учитывая, что решение Администрации от 21.09.2015 N 1816/05 о невозможности передачи в федеральную собственность спорных помещений ничем не мотивировано, а также то, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции спорные помещения находятся в безвозмездном пользовании Отделения МВД по Нехаевскому району Волгоградской области, являющегося структурным подразделением МВД России, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для безвозмездной передачи используемого учреждением полиции муниципального имущества в федеральную собственность как необходимого для обеспечения деятельности полиции.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения апелляционным судом норм материального или процессуального права, а основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А12-1040/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в рассматриваемом случае - Законом о полиции, в отношении имущества, используемого органами полиции)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2017 г. N Ф06-20526/17 по делу N А12-1040/2016
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20526/17
06.03.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14636/16
13.12.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15859/16
25.08.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5308/16
08.04.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-1040/16