г. Казань |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А12-15222/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Сорокиной Т.В. доверенность от 19.12.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нижнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 (председательствующий Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-15222/2017
по заявлению автономной некоммерческой организации "Арена-2018" (ОГРН 1127799009095, ИНН 7704279496) к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1023403462488, ИНН 3444046034), заместителю руководителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Васильеву Евгению Геннадьевичу о признании недействительным предписания, незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация "Арена-2018" (далее - АНО "Арена-2018", организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, административный орган) от 28.03.2017 N 10-45МГСН/2017/1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства; о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 14.04.2017 N 10-60МГСН/2017 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требования автономной некоммерческой организации "Арена-2018" о признании недействительным предписания Нижнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.03.2017 N 10-45МГСН/2017/1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в указанной части по делу принят новый судебный акт о признании предписания от 28.03.2017 N 10-45МГСН/2017/1 недействительным.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Нижне-Волжское управление Ростехнадзора ставит вопрос об отмене постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 в части признания недействительным предписания Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 28.03.2017 N 10-45МГСН/2017/1, указывая, что АНО "Арена-2018" является непосредственным участником строительства на основании Соглашения от 06.10.2014 и ответственным лицом за осуществление строительного контроля, в связи с чем является субъектом вмененных нарушений, и оставить в данной части решение арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2017.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав представителя административного органа, проверив законность судебного акта в обжалуемой части в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, отмены постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 в части признания недействительным предписания Нижнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.03.2017 N 10-45МГСН/2017/1 и оставлении в данной части в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2017 в связи со следующим.
Судами установлено из материалов дела, что в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора представлены извещение от 20.01.2015 о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства "Строительство стадиона на 45 000 зрительских мест, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 76", разрешение на строительство, проектная документация; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение экспертизы проектной документации; соглашение от 06.10.2014 N 01 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.
На основании представленных документов Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора разработана Программа проведения проверок объекта капитального строительства "Строительство стадиона на 45 000 зрительских мест, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 76".
В соответствии с распоряжением от 20.02.2017 N 707/10-рп Нижнее-Волжским управлением Ростехнадзора в период с 28.02.2017 по 28.03.2017 проведена внеплановая выездная проверка в целях осуществления федерального государственного строительного надзора объекта капитального строительства "Строительство стадиона на 45 000 зрительских мест, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 76".
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения АНО "Арена-2018" положений частей 1,2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2.4.22 проекта производства работ 01-16-ППР-05, проектной документации 27-02-01В-К-ПОС-ПЗ, стройгенплана N 27-02-01В-К-ПОС, N 27-02-01В-К-ООС, проекта производства работ N8В/03-16/6-ППР, выразившееся в не осуществлении организацией строительного контроля на объекте капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28.03.2017 N 10-45МГСН/2017.
28.03.2017 АНО "Арена-2018" выдано предписание от 28.03.2017 N 10-45МГСН/2017/1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
По факту выявленных нарушений от 07.04.2017 в отношении АНО "Арена-2018" составлен протокол N 10-60МГСН/2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от 14.04.2017 N 10-60МГСН/2017 АНО "Арена-2018" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП, с назначением административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением и предписанием, организация оспорила их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, исследовав представленные административным органом доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений со стороны Управления Ростехнадзора при привлечении АНО "Арена-2018" к административной ответственности и признаков малозначительности содеянного.
Арбитражный суд Волгоградской области также признал оспариваемое предписание Управления Ростехнадзора выданным в пределах полномочий и соответствующим требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части обоснованности привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции посчитал порядок выдачи административным органом предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не соответствующим Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц).
При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что положения КоАП РФ и Закона о защите прав юридических лиц предусматривают отличные друг от друга процедуры действий должностных лиц, осуществляющих, в том числе, федеральный строительный надзор объекта капитального строительства в случае выявления нарушений законодательства. Выдача предписания вне процедуры проведения проверки заявителя по правилам данного Закона является грубым нарушением действующего законодательства и влечет признание оспариваемого предписания недействительным. Проверка в отношении заявителя в соответствии с Законом о защите прав юридических лиц не проводилась и проведение контрольных мероприятий из материалов дела не усматривается.
Установив данные нарушения, апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования АНО "Арена-2018" о признании недействительным предписания Управления Ростехнадзора от 28.03.2017 N 10-45МГСН/2017/1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Как обоснованно указывает заявитель кассационной жалобы, согласно пункту 18 части 4 статьи 1 вышеуказанного Закона при осуществлении государственного строительного надзора особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии со статьей 54 ГрК РФ и Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение N 54).
Из пункта 8 данного Положения следует, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункт 9 Положения N 54).
Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 (далее - Порядок N 1129).
Согласно пункту 6 данного Порядка извещение застройщиком или техническим заказчиком о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок.
Основанием для проведения проверки является программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора, согласно подпункту "а" пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ.
В силу требований пункта 9 Порядка N 1129 перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до ее проведения должностное лицо органа государственного строительного надзора должен уведомить застройщика или технического заказчика о проведении проверки посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
При этом данный пункт Порядка уведомление подрядчика, которым является организация на спорном объекте капитального строительства, о проведении проверки не предусматривает (аналогичная позиция содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации в Определении от 22.03.2017 N 305-АД16-17781).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в полном соответствии с вышеперечисленными нормами Управлением Ростехнадзора разработана Программа проведения проверки объекта капитального строительства с указанием наименования работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства, предмета проверки и примерной даты проведения проверки.
Как усматривается из материалов дела, сроки проведения проверки по настоящему спору соответствуют условиям Программы на предмет соответствия построенного объекта техническим регламентам и проектной документации.
Заказчик проверяемого объекта капитального строительства ФГУП "Спорт-Инжиниринг" был надлежащим образом уведомлен Управлением о проведении проверки объекта капитального строительства. Распоряжение о проведении проверки с указанием сведений об объекте капитального строительства, в отношении которого проводится выездная проверка, места нахождения объекта, лица, уполномоченного на проведении проверки, срок ее проведения, предмет и правовые основания проверки, а также иные необходимые для осуществления государственного строительного надзора сведения, вручены Управлением Заказчику в полном соответствии с пунктом 9 Порядка N 1129.
В соответствии с пунктами 14,15 Положения N 54, а также пунктами 14, 15 Порядка N 1129 по результатам проведенной проверки составлен акт проверки и выдано предписание.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, а также нормы права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции в части правомерности выдачи предписания Управления Ростехнадзора от 28.03.2017 N 10-45МГСН/2017/2 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 по делу N А12-15222/2017 отменить, в части признания недействительным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.03.2017 N 10-45МГСН/2017/1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2017.
В остальной части постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу требований пункта 9 Порядка N 1129 перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до ее проведения должностное лицо органа государственного строительного надзора должен уведомить застройщика или технического заказчика о проведении проверки посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
...
Заказчик проверяемого объекта капитального строительства ФГУП "Спорт-Инжиниринг" был надлежащим образом уведомлен Управлением о проведении проверки объекта капитального строительства. Распоряжение о проведении проверки с указанием сведений об объекте капитального строительства, в отношении которого проводится выездная проверка, места нахождения объекта, лица, уполномоченного на проведении проверки, срок ее проведения, предмет и правовые основания проверки, а также иные необходимые для осуществления государственного строительного надзора сведения, вручены Управлением Заказчику в полном соответствии с пунктом 9 Порядка N 1129.
В соответствии с пунктами 14,15 Положения N 54, а также пунктами 14, 15 Порядка N 1129 по результатам проведенной проверки составлен акт проверки и выдано предписание."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 января 2018 г. N Ф06-27720/17 по делу N А12-15222/2017