г. Казань |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А65-4674/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Конопатова В.В.,
судей Кашапова А.Р., Минеевой А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего закрытым акционерным обществом "ТАФЛЕКС" Комарова Артема Борисовича
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.07.2017 (судьи Ахметзянова Л.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Александров А.И., Холодкова Ю.Е.)
по делу N А65-4674/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Базис-Металл+" о признании незаконными действий (бездействие) конкурсного управляющего Комарова Артема Борисовича, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества "ТАФЛЕКС" (ИНН: 1654037240, ОГРН: 1021602866724),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2016 закрытое акционерное общество "ТАФЛЕКС" (далее- ЗАО "ТАФЛЕКС", должник) признано несостоятельным (банкротом); в отношении него открыто конкурсное производство; исполнение обязанностей конкурсного управляющего должником возложено на временного управляющего должника Комарова Артема Борисовича.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2017 Комаров А.Б. утвержден конкурсным управляющим должника.
Общество с ограниченной ответственностью "Базис-Металл+" (далее - ООО "Базис-Металл+") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с жалобой о признании незаконными действий (бездействие) конкурсного управляющего Комарова А.Б. выразившихся:
- в непроведении инвентаризации имущества должника в установленный Законом о банкротстве срок;
- в ненаправлении уведомления работникам должника о предстоящем увольнении в установленный Законом о банкротстве срок;
- в непроведении собрания кредиторов ЗАО "ТАФЛЕКС" в указанный Законом о банкротстве срок;
- в незаключении дополнительного договора обязательного страхования своей ответственности;
- в неотражении в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности от 10.02.2017 сведений о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;
- в несоответствии отчета конкурсного управляющего о своей деятельности от 10.02.2017 и отчета о движении денежных средств от 10.02.2017 унифицированной форме.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.07.2017 жалоба удовлетворена частично. Признаны незаконными действия (бездействие) конкурсного управляющего Комарова А.Б., выразившиеся в непроведении собрания кредиторов должника и в незаключении дополнительного договора обязательного страхования своей ответственности. В удовлетворении остальной части жалобы отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.07.2017 оставлено без изменения.
Конкурсный управляющий Комаров А.Б. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение Арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 отменить в части удовлетворения заявленных требований и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены доводы о нарушении и неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Поскольку заявителем кассационной жалобы принятые по делу судебные акты обжалуются только в части, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятых судебных актов по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Основные обязанности конкурсного управляющего определены в статьях 20.3 и 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий конкурсного управляющего незаконными.
В силу пункта 1 статьи 60 Закона о банкротстве кредиторам предоставлена возможность защиты своих прав и законных интересов путем обжалования конкретных действия (бездействие) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий и восстановления нарушенных прав.
По смыслу данной нормы, основанием для удовлетворения жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действиями (бездействием) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Соответственно, конкурсные кредиторы вправе осуществлять контроль за деятельностью конкурсного управляющего посредством регулярного представления последним собранию кредиторов отчетов о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим (пункт 1 статьи 12 Закона о банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве, пункта 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" трехмесячный срок для проведения собрания кредиторов должника необходимо исчислять с даты объявления резолютивной части решения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Базис-Металл+", обращаясь в суд с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего Комарова А.Б., указал на то, что бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в непроведении собрания кредиторов, нарушает права и законные интересы конкурсных кредиторов.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2016 (резолютивная часть объявлена 28.09.2016) должник признан несостоятельным (банкротом), а собрание кредиторов было проведено лишь 21.02.2017, признали незаконными действия конкурсного управляющего Комарова А.Б. в части нарушениям им трехмесячного срока проведения собраний кредиторов.
При этом, судами справедливо отмечено то, что в материалы дела не представлено доказательств созыва собраний с соблюдением их периодичности, фактического их проведения либо невозможности проведения собраний в силу объективных причин.
В своей жалобе на действия (бездействие) конкурсного управляющего Комарова А.Б. ООО "Базис-Металл+" ссылается на то, что Комаровым А.Б. не заключен дополнительный договор обязательного страхования своей ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона о банкротстве договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, на срок не менее чем год с условием его возобновления на тот же срок.
Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего не может быть менее, чем три миллиона рублей в год.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 24.1 Закона о банкротстве в течение десяти дней с даты утверждения арбитражным судом в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (за исключением дела о банкротстве отсутствующего должника, а также должника, балансовая стоимость активов которого не превышает сто миллионов рублей), внешнего управляющего и конкурсного управляющего они дополнительно должны заключить договор обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве, со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.
Размер страховой суммы по указанному договору определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и не может быть менее, чем:
три процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над ста миллионами рублей при балансовой стоимости активов должника от ста миллионов рублей до трехсот миллионов рублей;
шесть миллионов рублей и два процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над тремястами миллионами рублей при балансовой стоимости активов должника от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;
двадцать миллионов рублей и один процент размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над одним миллиардом рублей при балансовой стоимости активов должника свыше одного миллиарда рублей.
В силу пункта 8 статьи 20.7 Закона о банкротстве для целей настоящей статьи балансовая стоимость активов должника определяется на основании данных финансовой (бухгалтерской) отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Согласно бухгалтерскому балансу должника по состоянию на 31.12.2015 балансовая стоимость активов должника составила 141 596 000 руб.
Из материалов дела следует, что процедура конкурсного производства в отношении ЗАО "ТАФЛЕКС" введена 28.09.2016, исполнение обязанностей возложено на Комарова А.Б. 11.04.2017 Комаров А.Б. утвержден конкурсным управляющим должника.
Согласно представленному отчету о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 10.02.2017 договор дополнительного страхования ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков не заключался.
Таким образом, суды, установив, что в нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 24.1 Закона о банкротстве конкурсный управляющий Комаров А.Б. не заключил со страховой компанией в течение 10 дней после утверждения его конкурсным управляющим должником договор дополнительного обязательного страхования, пришли к выводу об удовлетворении жалобы ООО "Базис-Металл+" в данной части.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить то, что при определении наличия или отсутствия у арбитражного управляющего обязанности по заключению договора обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, суды правильно исходили из балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, в соответствии с требованием в статьи 24.1 Закона о банкротстве.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, правильно определили спорные правоотношения, с достаточной полнотой выяснили имеющие существенное значение для дела обстоятельства, в связи с чем, пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении жалобы ООО "Базис-Металл+" на действия (бездействие) конкурсного управляющего Комарова А.Б.
Довод кассатора о том, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2017 по делу N А65-30286/2016 Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан было отказано в привлечении арбитражного управляющего Комарова А.Б. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) и данный судебный акт имеет преюдициальное значение, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку судом апелляционной инстанции в постановлении от 05.06.2017 был установлен у конкурсного управляющего Комарова А.Б. состав административного правонарушения, предусмотренный вышеуказанной статьей, но была применена статья 2.9 КоАП РФ (малозначительность).
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, содержащихся в обжалуемых судебных актах, которые приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и подлежат оставлению без изменения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части, предусмотренных статей 288 АПК РФ, судебная коллегия не находит.
В остальной части определение Арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 не обжалуются, безусловных оснований для их отмены, предусмотренных статей 288 АПК РФ, у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 по делу N А65-4674/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Конопатов |
Судьи |
А.Р. Кашапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно представленному отчету о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 10.02.2017 договор дополнительного страхования ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков не заключался.
Таким образом, суды, установив, что в нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 24.1 Закона о банкротстве конкурсный управляющий Комаров А.Б. не заключил со страховой компанией в течение 10 дней после утверждения его конкурсным управляющим должником договор дополнительного обязательного страхования, пришли к выводу об удовлетворении жалобы ООО "Базис-Металл+" в данной части.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить то, что при определении наличия или отсутствия у арбитражного управляющего обязанности по заключению договора обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, суды правильно исходили из балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, в соответствии с требованием в статьи 24.1 Закона о банкротстве.
...
Довод кассатора о том, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2017 по делу N А65-30286/2016 Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан было отказано в привлечении арбитражного управляющего Комарова А.Б. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) и данный судебный акт имеет преюдициальное значение, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку судом апелляционной инстанции в постановлении от 05.06.2017 был установлен у конкурсного управляющего Комарова А.Б. состав административного правонарушения, предусмотренный вышеуказанной статьей, но была применена статья 2.9 КоАП РФ (малозначительность)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2018 г. N Ф06-29279/17 по делу N А65-4674/2016
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20330/2022
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11073/2021
15.09.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8798/2021
02.09.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4552/2021
28.06.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5358/2021
31.08.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-64942/20
24.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-38/20
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-4674/16
07.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-42339/18
01.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12907/18
13.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-29279/17
17.11.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14885/17
04.09.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12927/17
24.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8605/17
30.03.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2552/17
01.02.2017 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-4674/16
23.01.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17509/16
23.01.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17505/16
03.10.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-4674/16
09.09.2016 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-4674/16
05.09.2016 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-4674/16
20.04.2016 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-4674/16