г. Казань |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А55-10300/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Королевой Н.Н., Смоленского И.Н.,
при участии представителей:
истца - Бегизардовой Н.А., доверенность от 28.12.2016, Тишиной И.М., доверенность от 26.09.2017,
ответчика - Квашко К.В., доверенность от 22.05.2017,
в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квадрат плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017 (судья Веремей Л.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2018 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Балашева В.Т., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-10300/2017
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Квадрат плюс", при участии третьего лица: федерального агентства железнодорожного транспорта о взыскании 764 465 руб. штрафа за искажение сведений о грузе
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Квадрат плюс" (далее - ответчик, ООО "Квадрат плюс", заявитель) о взыскании 764 465 руб. штрафа за искажение сведений о грузе.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2018, исковые требования удовлетворены.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 05.08.2016 по станции Химзаводская КБШ представителем ООО "Квадрат Плюс" предъявлен к перевозке вагон N 24576233, который по перевозочному документу значился груз - "60/ООН 2810". Жидкость ядовитая органическая Н.У.К. (Аэрофлоты токсичные, жидкие), класс 6.1 АК 615.
На станции Лесосибирск Красноярской железной дороги 22.08.2016 на основании акта общей формы станции Московка Западно-Сибирской железной дороги N 83000-1-А11/5411 от 09.08.2016 произведена комиссионная проверка груза в присутствии грузополучателя АО "Золотодобывающая компания "Полюс" на месте выгрузки вагона N 24576233 в период его выгрузки, в результате которой было выявлено несоответствие груза, указанного в транспортной железнодорожной накладной с фактически размещенным в вышеуказанном вагоне, в связи с чем был составлен коммерческий акт формы ГУ-22 NКРС 1600848/10 от 22.08.16, который был подписан грузополучателем без возражений.
В адрес ответчика была направлена претензия исх. N ТЦФТОМЮ11 15 от 07.12.2016, которая ответчиком была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца с иском в суд.
Согласно статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенному ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчик) штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Размер штрафа составил сумму 764 465 руб.
В соответствии со статьей 25 Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железно дорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
При этом пунктом 2.17 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" предусмотрено, что в графе "наименование груза" указывается в соответствии с Тарифным руководством наименование груза и его код.
Согласно пункту 2.2.1 Тарифного руководства N 1, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 (далее - Тарифное руководство N 1), наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, с указанием отличительных признаков груза, если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа.
Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованные в алфавите".
В соответствии с пунктом 2.2.1 Тарифного руководства N 1 при невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз.
Согласно статье 27 Устава за искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий. Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки. Как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.
Рассматривая споры, связанные с взысканием штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, следует иметь в виду, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений, повлекших занижение стоимости перевозок грузов, штраф определяется исходя из размера платы за перевозку фактически перевозимого груза (в частности, веса или наименования груза). При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера платы за перевозку груза за все тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения.
Согласно пунктам 2.17, 2.18 и 2.25 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о наименовании и массе груза.
На основании статьи 119 Устава и пункта 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила N 43), обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно пункту 2.2.1 Тарифного руководства N 1 (прейскуранта 10-01), наименование груза и его код указывается грузоотправителем в перевозочном документе в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ (единая тарифно-статистическая номенклатура грузов опубликована в сборнике N 407 Правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта).
Перечень позиций наименований груза представлен в приложении 2 данного Тарифного руководства, в котором так же указаны отличительные признаки груза в любых его состояниях (твердом, жидком), любых его видах (в свежим или охлажденном) и другие сведения и свойства груза, если эти признаки, свойства, состояния оказывают влияние на уровень тарифа, (редакция ФСТ России от 27.11.2012 N 303-т/3).
При невозможности отнесения груза к одной из позиций, представленных в перечне, решение об отнесении груза к соответствующему коду принимает орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при предъявлении грузоотправителем соответствующей документации на груз.
Из примечания к пункту 2.2.1 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01) следует, при отсутствии такого наименования в алфавитном списке, запрещается указывать наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ, и груз должен обозначаться под тем наименованием под которым он указан в соответствующей документации на груз с указанием кода такого груза, поименованного в алфавитном списке, к которому груз можно отнести по его свойствам или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованном в алфавите".
В соответствии с подпунктом б пункта 2.2.2 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01) если груз подходит под какую-либо группу, но не может быть отнесен к определенной позиции этой группы, то плата за перевозку грузов не поименованных в алфавите, определяется по высшему из тарифных классов имеющихся в этой группе.
Согласно Приложению N 2 к разделу 2 Прейскуранта 10-01: первые две цифры кода груза - это номер группы, к которой он относится; третья цифра это номер позиции: четвертая и пятая - порядковый номер наименования груза в этой позиции: шестая - контрольная.
Код ЕТСНГ 475049 (3-ой тарифный класс) присвоенный грузу "Аэрофлоты" и внесенный в перевозочный документ 01 относится к разделу 8 "Продукция химической промышленности"; 47-ой позиции "Продукция коксохимической и химической промышленности" (таблица N 1 приложения N 2 к раздел) 12 прейскуранта 10-01): Согласно техническому паспорту изделия (находившегося внутри вагона и маркировке на грузовых местах), груз, фактически погруженный в вагон N 24576233 относится к "Флотореагентам".
Из вышеизложенного следует, что код ЕТСНГ 754312 (3-ой тарифный класс) присвоенный грузу "флотореагенты" относится к разделу 12 "Продукция органической химии"; 75-ой позиции "Химикаты различного назначения"; 4-ой группе "Растворители. Флотореагенты. Ускорители и агенты вулканизации." (Таблица N 1 Приложения N2 к разделу 12 Прейскуранта 10-01). Таким образом, это разные грузы, относящиеся к одному тарифному классу (3), но в связи с тем, что относятся к разным тарифным позициям и группам при расчете тарифа за перевозку применяются разные поправочные коэффициенты.
Согласно приложению 3 к разделу 2 прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1) пункт 2 "Коэффициенты, применяемые при определении платы за перевозки грузов второго и третьего тарифных классов" (пункт 2 в ред. Приказа ФСТ России от 13.12.2005 N 617-15) при определении платы за перевозки грузов применяются поправочные коэффициенты:1,0 - для грузов второго тарифною класса: 1,74 - для грузов третьего тарифною класса позиций ЕТСНГ 092, 093, 213, 215, 224, 225, 312 - 316, 321 - 324, 331 - 333, 381, 391, 411, 414, 416, 454, 461,481,483489,611,693,711 - 713,721 -726,731,732.741,742, 751 -754, 756 - 758; 1,54 - для остальных грузов третьего тарифного класса.
При расчете тарифа на перевозку груза "Флотореагент" поправочный коэффициент равен 1,74, при расчете тарифа па перевозку груза "Аэрофлот" - 1.54.
Так, в транспортной железнодорожной накладной N ЭФ428089, сведения в которую вносились ответчиком, указано: в графе "сведения о грузе - ООН2810, жидкость ядовитая органическая Н.У.К. (Аэрофлоты токсичные жидкие), 6.1. АК 615. При этом в графе "Провозная плата" указан тариф, рассчитанный исходя из вышеуказанных данных и расстояния перевозки в размере 135 319 руб.
Истцом в материалы был представлен расчет, основанный на размере провозной платы за фактически перевезенный груз, из которого следует, что за фактически перевезенный груз "Флотореагенты н.п., знак опасности класс 9" тариф за перевозку составляет 152 893 руб., что превышает сумму, оплаченную за перевозку со стороны ООО "Квадрат плюс".
В связи с чем довод ответчика о том, что в железнодорожной накладной ООО "Квадрат Плюс" был указан более высокий класс опасности груза и оплачен более дорогой тариф за перевозку, судами правомерно отклонен как документально не подтвержденный и противоречащий материалам дела.
Из ответа Министерства транспорта Российской Федерации следует, что со стороны ООО "Квадрат плюс" процедура согласования технических условий на "Флотореагент БТФ" не была соблюдена и в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.2.2 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01), если груз подходит под какую -либо группу, но не может быть отнесен к определенной позиции этой группы, то плата за перевозку грузов не поименованных в алфавите, определяется по высшему из тарифных классов имеющихся в этой группе.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ответчик исказил сведения о грузе, указав аэрофлоты, в связи с чем заявленное требование о начислении штрафа в соответствии со статьей 98 Устава в размере 764 465 руб. подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах, где им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки приведённых доводов у суда кассационной инстанции нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2018 по делу N А55-10300/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий. Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки. Как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.
...
Согласно пунктам 2.17, 2.18 и 2.25 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о наименовании и массе груза.
На основании статьи 119 Устава и пункта 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила N 43), обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф06-32413/18 по делу N А55-10300/2017