г. Казань |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А65-17206/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Садыковой И.И. (доверенность от 11.09.2017 N 605), Абдулвагапова В.Р. (доверенность от 19.09.2017 N 626),
ответчика - Дубровиной Е.О. (доверенность от 09.01.2018 N АГ-02/16),
третьего лица - Шариповой Наили Галимяновны - Шарипова Н.Г. (лично), Барсковой Н.Н. (доверенность от 18.01.2017), Пименовой С.Р. (доверенность от 18.01.2017),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А65-17206/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (ОГРН 1021603624921, ИНН 1600000036, г. Казань), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Шариповой Наили Галимяновны, Ефизова Рафаиля Маратовича, общества с ограниченной ответственностью "Регионгазсервис", о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - общество, ООО "Газпром трансгаз Казань") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) о наложении штрафа по делу N А05-709/2017 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Шарипова Наиля Галимяновна, Ефизов Рафаиль Маратович, общество с ограниченной ответственностью "Регионгазсервис".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 по делу N А65-17206/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Газпром трансгаз Казань" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители третьих лиц - Ефизова Рафаиля Маратовича, общества с ограниченной ответственностью "Регионгазсервис" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Шариповой Н.Г. (вх.6630 от 17.04.2017) по вопросу невозможности получения технических условий от ООО "Газпром трансгаз Казань" на подключение к газораспределительной сети ООО "Регионгазсервис", антимонопольным органом возбуждено в отношении ООО "Газпром трансгаз Казань" дело об административном правонарушении N А05-709/2017.
Усмотрев в действиях ООО "Газпром трансгаз Казань" признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, Татарстанское УФАС России 19.05.2017 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении, постановлением от 02.06.2017 по делу N А05-709/2017 привлекло ООО "Газпром трансгаз Казань" к административной ответственности на основании указанной нормы с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Газпром трансгаз Казань" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая ООО "Газпром трансгаз Казань" в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности антимонопольным органом события и состава административного правонарушения в действиях общества, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, соблюдения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Согласно пункту 13 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил N 1314, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.01.2017 Шарипова Н.Г. обратилась к обществу с заявкой о выдаче технических условий для подключения к газопроводу низкого давления (ГНД).
Сообщением от 02.02.2017 N 03/2-1063 ООО "Газпром трансгаз Казань" отказало Шариповой Н.Г. в выдаче технических условий, поскольку технические условия на подключение объектов капитального строительства по ул. Шоссейная г. Набережные Челны, к сетям газораспределения, не принадлежащим ООО "Газпром трансгаз Казань", выдаются при представлении заявителями согласий уполномоченной организации ООО "Регионгазсервис" или Ефизова Р.М.
Суды пришли к выводу о том, что общество имело техническую возможность подключения объекта Шариповой Н.Г. к сетям газораспределения, однако в нарушение пункта 13 Правил N 1314 технические условия не выдало.
Судебные инстанции признали, что ООО "Газпром трансгаз Казань" имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры, что свидетельствует о его.
Судебная коллегия полагает, что судом первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Правила N 1314 устанавливают порядок выдачи технических условий на подключение, порядок заключения и исполнения договора о подключении, существенные условия договора, права и обязанности сторон договора и являются обязательными для газораспределительных организаций (далее - ГРО) и лиц, осуществляющих подключение принадлежащих им объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся во владении ГРО на праве собственности или на ином законном основании.
Пункт 2 Правил N 1314 определяет "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" как совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; "заявителя" как юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; "исполнителя" как газораспределительную организацию, владеющую на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
На основании пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю (запроса о предоставлении технических условии на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия); б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении); г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, то есть лица, которому принадлежит существующая сеть газопотребления на праве собственности или на ином законном основании и которое не оказывает услуг по транспортировке газа, или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент.
Таким образом, в случае, когда заявитель намерен осуществить техническое присоединение к существующей сети газораспределения, ему необходимо обратиться с запросом на предоставление технических условий в ГРО.
На основании пункта 13 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил N 1314, исполнитель (ГРО) в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязана определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ (основания перечислены в пункте 14 Правил N 1314) в выдаче технических условий.
В случае получения технических условий заявителем направляется исполнителю заявка на заключение договора о подключении, далее следует направление исполнителем проекта указанного договора заявителю и заключается договор о подключении в случае отсутствия разногласий.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 1314 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления или газораспределения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту.
Если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.
Из материалов дела следует, что ООО "Газпром трансгаз Казань" обусловило выдачу технических условий Шариповой Н.Г. необходимостью получения согласия Ефизова Р.М. либо уполномоченной организации ООО "Регионгазсервис".
Учитывая вышеприведенные нормативные положения, при проверке обоснованности привлечения заявителя к административной ответственности подлежали выяснению обстоятельства, обладают ли названные лица правовым статусом основного абонента.
Однако вопросы принадлежности данным лицам на праве собственности или на ином законном основании сетей газораспределения и (или) газопотребления судами не выяснялись.
Судебная коллегия считает, что приведенные обстоятельства могут иметь существенное значение при разрешении вопроса о наличии вины общества в совершении правонарушения.
На основании вышеизложенного, судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, что в силу пункта 1 и пункта 2 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую оценку всем доводам сторон и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А65-17206/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
...
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 апреля 2018 г. N Ф06-32249/18 по делу N А65-17206/2017
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41827/18
25.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11117/18
02.07.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-17206/17
27.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32249/18
16.01.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18354/17
16.11.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-17206/17