г. Казань |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А06-3449/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 22.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен - 25.05.2018.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - администрации муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка" Васина А.В., доверенность,
ответчика - муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" - Моловкиной Е.Г., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка", Астраханская область, р.п. Ильинка,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.11.2017 (судья Чижова С.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 (председательствующего судьи Никитина А.Ю., судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.)
по делу N А06-3449/2017
по исковому заявлению администрации муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка" (ОГРН 1023001940059, ИНН 3004002558), р.п. Ильинка, к муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани "Астрводоканал" (ОГРН 1033002812050, ИНН 3017037981), г. Астрахань, Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань", г. Астрахань, о признании права собственности, третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка", ООО "Лукойл Нижневолжскнефтепродукт", Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата, г. Астрахань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, г. Астрахань, Территориальное управление Росимущества по Астраханской области, г. Астрахань,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани "Астрводоканал" (далее - предприятие) о признании канализационной сети (напорный коллектор), расположенной от места установки прибора учета до приемной камеры ПОСК-1, частью канализационной сети принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию "Рабочий поселок Ильинка" (далее - рабочий поселок), об устранении препятствий во владении канализационной сетью (напорным канализационным коллектором), расположенной от канализационной насосной станции N 1 МУП "Водоканал "Ильинка" (ул. Чкалова, 17 р.п. Ильинка, Икрянинского района, Астраханской области) до приемной камеры Правобережных очистных сооружений канализации N 1 предприятия (ул. Абаканская, д. 14б, г. Астрахань) посредством внесения изменений в схему раздела границ ответственности на сетях канализации, являющееся неотъемлемой частью договора водоотведения от 31.05.2016 N 7669, о внесении изменений в договор о праве хозяйственного ведения имуществом от 20.06.2003 N 1 в части исключения из состава имущества канализационную сеть (напорный коллектор), расположенную от места установки прибора учета до приемной камеры ПОСК -1.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.11.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018, в удовлетворении иска отказано.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Предприятие в отзыве просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между предприятием и МУП "Водоканал" МО "Рабочий поселок Ильинка" (абонент) заключен договор водоотведения от 31.05.2016 N 7669, согласно которого, организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществить прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку, сброс в водный объект. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определены на основании схемы раздела границ, являющимся приложением к договору.
По договору от 01.04.2016 администрацией закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество за МУП "Водоконал", в том числе канализационные сети напорные: напорный коллектор от п.Ильинка до ПОСК МУП "Водоканал".
Как указывает администрация, на основании решения Икрянинского Представительного собрания от 06.03.97 N 16 "О передаче объектов социально-культурного и коммунального-бытового назначения АООТ "Астраханьнефтепродукт" в муниципальную собственность Икрянинского района, является собственником канализационной сети (напорного канализационного коллектора) протяженностью 4960 метров, расположенного от канализационной насосной станции N1 МУП "Водоканал-Ильинка" (ул.Чкалова, 17 р.п.Ильинка, Икрянинского района, Астраханской обл.) до приемной камеры Правобережных очистных сооружений канализации N 1 МУП г.Астрахани "Астрводоканал" (ул.Абаканская, 146, г.Астрахань).
Администрация считает, что спорное имущество, это часть напорного канализационного коллектора, расположенного от места установки прибора учета до приемной камеры ПОСК-1, находится в незаконном владении МО "Город Астрахань", и было незаконно передано на праве хозяйственного ведения МУП г.Астрахани "Астрводоканал".
Администрация обращалась в адрес предприятия с требованием об устранении препятствий в пользовании спорным объектом недвижимости.
Поскольку претензия не удовлетворена, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в иске, исходили из отсутствия оснований для его удовлетворения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из реестра. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В пункте 58 постановления N 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии с позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2009 N 10527/08, от 04.09.2007 N 3039/07, если у не владеющего недвижимым имуществом лица отсутствует зарегистрированное право на него, вопрос о праве собственности может быть решен только при рассмотрении виндикационного иска.
В предмет доказывания по виндикационному требованию входит установление обстоятельств, подтверждающих наличие у истца законного титула на истребуемую вещь, обладающую индивидуально определёнными признаками, утрату истцом фактического владения вещью, нахождение её в чужом незаконном владении.
Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.1997 N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рекомендациями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Информационном письме от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения" право на истребование имущества из чужого незаконного владения имеет только собственник имущества или иной законный владелец имущества.
Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, обладающий вещью без надлежащего правового основания, либо по порочному основанию приобретения.
Судами установлено, что государственная регистрация права собственности на спорный объект не осуществлялась.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - закон N 416), согласно пункту 28 статьи 2 которого централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, при этом в соответствии с пунктом 14 статьи 2 объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения это инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 закона N 416 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро- тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из заключения ООО "Агентства независимой оценки и судебных экспертиз", составленного экспертом Николаевым Ю.Ю. по определению Арбитражного суда Астраханской области от 27.12.2016 по делу N А06-9243/2016, следует, что напорный канализационный коллектор предназначен для водоотведения от КНС, расположенной по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, пос. Ильинка, ул.Чкалова, 17, до приемной камеры ПОСК-1 МУП г. Астрахани "Астрводоканал", расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Абаканская, д. 14а. Общая протяженность напорного канализационного коллектора составляет 5005 м. Протяженность напорного канализационного коллектора из ПЭ напорных труб ПНД D 225 мм составляет 4798 м. Протяженность стального напорного канализационного коллектора от вертикально-расположенного трубопровода возле ограждения территории ПОСК-1 до приемной камеры составляет 227 м. Протяженность стального напорного канализационного коллектора от поворота возле территории ПОСК-1 до приемной камеры составляют 207 м. Присоединение напорного канализационного коллектора из ПЭ напорных труб ПНД, по которому осуществляется водоотведение от пос. Ильинка (Астраханская область, Икрянинский район, пос. Ильинка, ул. Чкалова, д. 17) на ПОСК-1 МУП г. Астрахани "Астрводоканал" (г. Астрахань, ул. Абаканская, д. 14а) к стальному трубопроводу системы водоотведения МУП г. Астрахани "Астрводоканал" выполнено под землёй на расстоянии 650 мм от оси вертикально расположенного трубопровода, выходящего на поверхность, с помощью переходной муфты.
В материалы дела представлены технический паспорт сооружения: от КНС, расположенного по адресу: Астраханская область, Икряннский район, р.п. Ильинка, ул. Чкалова, д. 17 до КОС, расположенных по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Абаканская, д. 14а, составленный по состоянию на 04.04.2015, в котором указано, что протяженность напорных труб ПНД D 225 мм составляет 4793 м, стальных труб 225 мм-204 м.
Также истцом представлен технический паспорт на сооружение на 10.04.2017.
В заключении ООО "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз" указано, что в 2007 году проведена реконструкция напорного канализационного коллектора, при этом, выявлено, что описанные технические характеристики (общая протяженность трубопровода 4 997-м, материал ПЭ, напорные трубы ПНД D 225 мм не совпадают с установленными в результате осмотра. Напорный канализационный коллектор выполнен из ПЭ напорных труб ПНД D 225 мм имеет протяженность 4798 м и проложен подземным способом от КНС до ограждения территории ПОСК-1. На расстоянии 650 мм от оси вертикально расположенного трубопровода, с помощью переходной муфты, выполнено соединение с существующим стальным трубопроводом диаметром 219 мм.
На основании договора о праве хозяйственного ведения имуществом от 20.06.2003 за предприятием закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, в том числе ПОСК-1 как единый комплекс, на все здания, сооружения, водопроводные и канализационные сети, напорные коллекторы, расположенные границах ПОСК-1.
На основании договора аренды от 23.01.2012 N 92 Управлением земельными ресурсами администрации города Астрахани предприятию предоставлен в аренду земельный участок площадью 71507 кв. м, находящийся по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Абаканская, д. 14а, для использования в целях эксплуатации ПОСК-1.
Вышеуказанный спорный трубопровод протяжённостью 227 м, по которому осуществляется транспортировка сточных вод абонента, входит в состав ПОСК-1, что подтверждается справкой-расшифровкой Управления муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань". Данный трубопровод протяженностью 227 м входит в состав приёмной камеры ПОСК-1, которая также находится в муниципальной собственности МО "Город Астрахань" и закреплена на праве хозяйственного ведения за ответчиком, а также внесена в Реестр муниципального имущества МО "Город Астрахань".
В силу абзаца третьего пункта 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
Объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению N 3020-1.
Давая оценку представленным сторонами доказательствам в порядке стать 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды двух инстанций признали, что материалами дела подтверждается местонахождение спорных канализационных сетей на территории г. Астрахани, передачу данных сетей гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, определенной органом местного самоуправления, что свидетельствует о включении спорных сетей в состав системы водоотведения города Астрахани.
При этом суды исходили, в том числе из того, что в представленном администрацией решении Икрянинского районного представительного собрания от 06.03.1997 N 16, а также решении Икрянинского районного представительного собрания от 22.05.1997 N 37 и приложениях к ним отсутствуют конкретные сведения о каком-либо напорном канализационном коллекторе, его составе и протяженности.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания за администрацией права собственности на спорный участок канализационной сети и истребовании данного имущества у ответчиков учитывая действующий договор водоотведения от 31.05.2016 N 7669 и согласованной сторонами схемы раздела границ ответственности на сетях канализации..
К установленным обстоятельствам нормы права судами применены правильно.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана соответствующая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.11.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по делу N А06-3449/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца третьего пункта 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
Объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению N 3020-1."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2018 г. N Ф06-32652/18 по делу N А06-3449/2017
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-16279/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3449/17
25.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32652/18
20.02.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-583/18
29.11.2017 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3449/17