г. Казань |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А06-8244/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республики Калмыкия
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.12.2017 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 (председательствующий Степура С.М., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А06-8244/2017
по заявлению управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и астраханской областям и Республики Калмыкия к обществу с ограниченной ответственности "Ахтубинский мясоперерабатывающий комплекс" (ИНН 3001010455, ОГРН 1023000508717) о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республики Калмыкия (далее - управление, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ахтубинский мясоперерабатывающий комплекс" (далее - общество, ООО "АМПК") к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.12.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 в удовлетворении требований о привлечении ООО "АМПК" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 28.07-04.08.2017 в ходе проведения государственного ветеринарного лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции испытательным центром ФГБУ "Саратовская МВЛ", при проведении лабораторных исследований проб фарша домашнего замороженного (акт отбора проб от 26.07.2017 N 625224), выработанного 12.07.2017 ООО "АМПК" (416502 Астраханская область, г.Ахтубинск, мкр. Мелиораторов, д. 19). Адрес фактического производства: Астраханская область, Ахтубинский р-н, с. Пологое Займище, МТФ-4, согласно протоколу испытаний от 02.05.2017 NБ (6) 1693/281 в исследуемом материале (пробе) в сырьевом составе исследуемой пробы (образца) обнаружена БГПК в 0,0001 г.
Административным органом выявлено не соблюдение ООО "АМПК" требований пунктов 1, 2, 5 статьи 7, статьи 13 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880; пунктов 4, 5 Приложения 1 Технического регламента "О безопасности мяса и мясной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, пункта 13 раздела 5 TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", пункта 14 раздела 5 TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции".
По данному факту административным органом 18.09.2017 в отношении ООО "АМПК" составлен протокол N 02/4-05-223/2017 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд о привлечении ООО "АМПК" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия допущенных административным органом существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, выразившиеся в не извещении общества о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции правомерно признал данные выводы суда первой инстанции ошибочными, установив, что почтовое отправление с идентификационным номером N 41650219669276 (содержащее в себе извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении), направленное 28.08.2017 по адресу: 416502 Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, микрорайон Мелиораторов дом 19 (адрес из выписки ЕГРЮЛ) было получено представителем ООО "АМПК" Лемайкиной Е.В. (действующая по доверенности от 01.06.2017 N 45) 31.08.2017, следовательно общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, имело возможность направить своего представителя в административный орган для составления протокола об административном правонарушении, дачи объяснений по существу выявленного правонарушения, представления доказательств.
Рассмотрев заявленные требования по существу суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что административным органом не представлены безусловные доказательства вины производителя - ООО "Ахтубинский мясоперерабатывающий комплекс" в не соблюдении требований технических регламентов, а также выпуска в обращение мясной продукции, не соответствующей таким требованиям, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводос суда апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ наказуемы действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Судом апелляционной инстанции из материалов административного дела установлено, что отбор проб фарша домашнего замороженного (акт отбора проб от 26.07.2017 N 625224), выработанного 12.07.2017 производился административным органом 26.07.2017, по месту продажи мясного фарша по адресу: Астраханская область, Ахтубинский р-н, п.Верхний баскунчак, ул.Джамбула, д.17, стр.б, хозяйствующим субъектом данной торговой точки является Мукашева Б.А.
Однако, административным органом не установлено соблюдение условий хранения данного фарша продавцом, поскольку с момента приобретения данного фарша у производителя (20.07.2017) до момента забора проб (26.07.2017) прошло 6 календарных дней. Состояние мясного продукта могло значительно измениться как в силу естественных причин, так и в силу ненадлежащих условий хранения. Административным органом не указано, соблюдены ли вышеназванные требования хозяйствующим субъектом данной торговой точки: температурный режим хранения, наличие необходимого помещения, оборудования и инвентаря, обеспечивающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли. В этой связи результаты исследований не могут надлежаще свидетельствовать о вине привлекаемого лица.
Адрес фактического производства мясного фарша является: Астраханская область, Ахтубинский р-н, с. Пологое Займище, МТФ-4, однако по данному адресу административный орган не проводил проверки на соответствие качества мясной продукции, отборы проб мясной продукции по данному адресу также не производились.
Следовательно, не представляется возможным установить, на какой именно стадии в сырьевом составе исследуемой пробы (образца) мясного фарша образовалась БГПК в 0,0001 г., или при изготовлении мясного фарша производителем, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции, либо на стадии продажи мясного фарша хозяйствующим субъектом на торговой точке, принадлежащей Мукашевой Б.А.
Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 2 статьи 2.1, частями 1, 2 статьи 14.43, пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьей 26.2 КоАП РФ, статьями 4, 5, 7, 10, частью 6 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пунктом 5 раздела 1, пунктом 26 "Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (подраздел 1.3 "Общие положения" Единых санитарно эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе", статьей 3, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статье 4, пунктами 1, 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктом 1 статьи 36 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пунктом 6 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, пунктами 89, 94 Технического регламента Таможенного союза 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в привлечении ООО "Ахтубинский мясоперерабатывающий комплекс" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку административным органом не были представлены безусловные доказательства того, что именно производителем не соблюдены требования технических регламентов, а также выпуска в обращение мясной продукции, не соответствующей таким требованиям.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определениях от 07.09.2017 N 304-АД17-7163, от 13.11.2017 N 308-АД17-8224.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судами незаконного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанным на правильном применении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.12.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 по делу N А06-8244/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 2 статьи 2.1, частями 1, 2 статьи 14.43, пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьей 26.2 КоАП РФ, статьями 4, 5, 7, 10, частью 6 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пунктом 5 раздела 1, пунктом 26 "Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (подраздел 1.3 "Общие положения" Единых санитарно эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе", статьей 3, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статье 4, пунктами 1, 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктом 1 статьи 36 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пунктом 6 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, пунктами 89, 94 Технического регламента Таможенного союза 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в привлечении ООО "Ахтубинский мясоперерабатывающий комплекс" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку административным органом не были представлены безусловные доказательства того, что именно производителем не соблюдены требования технических регламентов, а также выпуска в обращение мясной продукции, не соответствующей таким требованиям."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2018 г. N Ф06-32556/18 по делу N А06-8244/2017
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32556/18
31.05.2018 Постановление Арбитражного суда Астраханской области N А06-8244/17
15.02.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-605/18
22.12.2017 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8244/17