г. Казань |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А12-29733/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2017 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-29733/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича, г. Волгоград (ОГРНИП 304344417300084, ИНН 344400252356), к администрации Центрального района города Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403443579, ИНН 3444048169), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200), Департамент экономического развития администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шатохин Андрей Иванович (далее - ИП Шатохин А.И., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Центрального района города Волгограда (далее - Администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в принятии уведомления N 1 о фиксации самовольно установленного объекта от 16.08.2017.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018, в удовлетворении требований ИП Шатохина А.И. отказано.
ИП Шатохин А.И. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования истца удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок по адресу: между домом N 12 по ул. Порт-Саида и домом N 24 по ул. Мира был предоставлен по договору аренды от 26.04.2012 N 4/51-12к ИП Шатохину А.И. для размещения киоска в целях осуществления розничной торговли продуктами питания (т. 1 л.д. 19-20).
Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что настоящий договор заключается на срок с 01.01.2012 по 30.12.2012 (т. 1 л.д. 19 -20).
Пунктом 4.5 договора установлено, что арендодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случае исключения земельных участков из схемы размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг.
На нестационарном объекте, расположенном по адресу: между домом N 12 по ул. Порт-Саида и домом N 24 по ул. Мира, принадлежащем ИП Шатохину А.И., администрацией Дзержинского района г. Волгограда размещено уведомление о фиксации самовольно установленного объекта (т. 1 л.д. 13).
Не согласившись с указанными действиями, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ)).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
В силу частей 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в Схему размещения, указанную в части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ определено, что утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Указанная норма закрепляет право пользователей нестационарных торговых объектов на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления земельного участка под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте. Таким образом, для возможности законного осуществления торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта на определенной территории его размещение должно быть предусмотрено соответствующей схемой размещения нестационарного торгового объекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, направленный на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2.9 решения Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1513 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда" договор на размещение заключается на срок, установленный пунктом 1.4 раздела 1 настоящего Порядка и не превышающий срок действия Схемы.
Подпунктом 2.5.3 Порядка предусмотрено, что при наличии у Хозяйствующего субъекта договора аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, заключенного до вступления в силу настоящего Порядка, договор на размещение заключается без проведения Конкурса.
В этом случае администрация района заключает договор на размещение в пределах действия вновь утвержденной Схемы без проведения аукциона при условии наличия указанного в договоре на размещение места во вновь утвержденной Схеме.
Ранее в г. Волгограде действовала Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811.
В настоящее время в г. Волгограде действует Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132.
ИП Шатохин А.И. обращался в Арбитражный суд Волгоградской области в рамках дела N А12-15059/2017 с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации Волгограда, выразившихся в не включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области на 2017-2021 годы мест под размещение нестационарных торговых объектов, принадлежащих предпринимателю, и о понуждении администрации Волгограда включить указанные нестационарные торговые объекты, в том числе спорный объект, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области на 2017-2021 годы. Однако решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 04.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что действия администрации Волгограда по не включению спорных мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы соответствуют Порядку разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденному приказом Комитета по промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД, поскольку спорные места размещения нестационарных торговых объектов расположены в границах охранных зон инженерных сетей, а также на территории, подлежащей комплексному благоустройству.
Ранее, судебными актами по делу N А12-33710/2016 ИП Шатохину А.И. в удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации города Волгограда, администрации Центрального района города Волгограда, выразившихся в отказе во включении торгового киоска N 4/107 по адресу: г. Волгоград, Центральный район, между домом N 12 по ул. Порт-Саида и домом N 24 по ул. Мира, на земельном участке с учетным номером участка 4-44-107, кадастровый номер 34:34:040027:690, в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012 - 2016 годы, также было отказано.
В соответствии со статьей 39 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362 разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда относится к непосредственным полномочиям администрации Волгограда.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об администрации Центрального района Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252 (далее - Положение) администрация Центрального района Волгограда является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Центрального района Волгограда.
Таким образом, администрация Центрального района Волгограда как структурное подразделение органа местного самоуправления осуществляет свою деятельность в рамках делегированных администрацией Волгограда полномочий.
В соответствии с пунктами 2.1.4.8 и 2.1.4.9 Положения об администрации Центрального района Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2012 N 40/1252, администрация района выявляет самовольно установленные на территории района нестационарные объекты, создает комиссии при Администрации по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов, а также принимает меры по демонтажу (переносу) самовольно установленных на территории района нестационарных объектов.
Администрация Центрального района Волгограда является уполномоченным органом, отвечающим за соблюдение хозяйствующими субъектами требований норм по размещению данных нестационарных объектов.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов освобождению подлежат земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также объекты, находящиеся в муниципальной собственности, самовольно занятые киосками, павильонами, прицепами (тонарами) всех типов, лотками, палатками, прилавками и холодильным оборудованием для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков, объектами общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованными в некапитальных строениях, торговыми автоматами и платежными терминалами, металлическими контейнерами и гаражами, хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости, ограждениями и иными объектами движимого имущества.
Демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка, при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, администрации направляют в Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, Администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности, суды двух инстанций признали, что Администрацией при составлении уведомления о фиксации самовольно установленного объекта норм действующего законодательства не нарушено, действующий порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, соблюден.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих легитимность размещения нестационарного объекта по вышеуказанному адресу, ранее заключенный между Администрацией и Предпринимателем договор аренды земельного участка от 26.04.2012 N 4/51-12к расторгнут административным органом в одностороннем порядке, так, Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда письмом от 12.05.2015 N 8522 уведомил ИП Шатохина А.И. об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка N 4/51-12к.
В связи с чем действия Администрации обоснованно признаны судами не нарушающими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о нахождении торгового павильона на территории многоквартирного жилого дома, повторяют доводы Предпринимателя, явившиеся обоснованием его позиции, они были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного спора и оснований для переоценки установленных судами обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у судебной коллегии не имеется.
Следует отметить, что Администрация вправе ставить вопрос о демонтаже нестационарных торговых объектов, если их размещение нарушает установленные действующим законодательством требования (в том числе нарушение охранных зон инженерных коммуникаций), что установлено имеющими преюдициальное значение судебными актами по делу N А12-15059/2017.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 по делу N А12-29733/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ определено, что утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Указанная норма закрепляет право пользователей нестационарных торговых объектов на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления земельного участка под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте. Таким образом, для возможности законного осуществления торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта на определенной территории его размещение должно быть предусмотрено соответствующей схемой размещения нестационарного торгового объекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
...
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих легитимность размещения нестационарного объекта по вышеуказанному адресу, ранее заключенный между Администрацией и Предпринимателем договор аренды земельного участка от 26.04.2012 N 4/51-12к расторгнут административным органом в одностороннем порядке, так, Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда письмом от 12.05.2015 N 8522 уведомил ИП Шатохина А.И. об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка N 4/51-12к."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2018 г. N Ф06-34026/18 по делу N А12-29733/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-34026/18
22.02.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15381/17
20.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30087/18
30.11.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12349/17
14.11.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-29733/17