г. Казань |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А12-15750/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Вильданова Р.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
истца - Центрального Банка Российской Федерации - Хафизова А.Р. (доверенность от 16.07.2021),
ответчика - Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Волгоградской области" - Насыбуллина И.И. (доверенность от 25.12.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Волгоградской области"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023
по делу N А12-15750/2023
по исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Отделение Волгоград) (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Волгоградской области" (ОГРН 1123443004695, ИНН 3443117660) о возмещении расходов по уплате налога на имущество организаций и уплате земельного налога, третьи лица - Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Отделение Волгоград) (далее - Банк, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Волгоградской области" (далее - учреждение, ответчик) о возмещении расходов по уплате налога на имущество организаций и уплате земельного налога.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условиями договора от 15.10.2020 N 23 безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества Банка России и мотивированы тем, что ответчик не исполнил обязательство, предусмотренного пунктом 3.3.5 договора, по возмещению истцу расходов по уплате налога на имущество, земельного налога, произведенных истцом в 2022 году.
Решением от 24.08.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023, Арбитражный суд Волгоградской области иск удовлетворил.
В кассационной жалобе учреждение просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в силу статьи 374, 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответчик освобожден от уплаты налога на спорное имущество, в том числе земельного налога; в связи с отсутствием финансового обеспечения по спорным обязательствам ответчик не мог осуществить расчеты с истцом.
В отзыве на кассационную жалобу Банк просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон спора, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, условия спорного договора безвозмездного пользования, руководствуясь статьями 309, 689, 695 ГК РФ, пунктом 19 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 13), признал обязанность ответчика возместить истцу его расходы по уплате налога на имущество и земельного налога за 2022, предусмотренную пунктом 3.3.5 договора.
При этом суд первой инстанции отметил, что надлежащее исполнение обязательств по договору не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у ответчика бюджетного финансирования.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, согласился с выводами суда первой инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии с пунктом 3.3.5 спорного договора ссудополучатель обязан за период пользования имуществом, переданного пунктом 1.1 договора, начиная с 01.01.2021 до момента расторжения договора, своевременно возмещать расходы ссудодателя по уплате за переданные объекты недвижимого имущества:
- налога на имущество организаций;
- земельного налога.
Следовательно, обязанность возмещать расходы истца по уплате налога в спорный период предусмотрена договором безвозмездного пользования.
Поэтому ссылка ответчика на положения статей 374, 389 НК РФ не является состоятельной.
При этом отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для освобождения ответчика от указанной обязанности.
В соответствии с абзацем 1 пункта 20 постановления Пленума ВС РФ N 13 при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При таких условиях доводы кассационной жалобы не соответствуют закону и материалам дела и не являются основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по делу N А12-15750/2023 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.3.5 спорного договора ссудополучатель обязан за период пользования имуществом, переданного пунктом 1.1 договора, начиная с 01.01.2021 до момента расторжения договора, своевременно возмещать расходы ссудодателя по уплате за переданные объекты недвижимого имущества:
- налога на имущество организаций;
- земельного налога.
Следовательно, обязанность возмещать расходы истца по уплате налога в спорный период предусмотрена договором безвозмездного пользования.
Поэтому ссылка ответчика на положения статей 374, 389 НК РФ не является состоятельной.
...
В соответствии с абзацем 1 пункта 20 постановления Пленума ВС РФ N 13 при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 января 2024 г. N Ф06-11065/23 по делу N А12-15750/2023