г. Казань |
|
11 октября 2018 г. |
Дело N А12-37763/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области - Кузнецовой Ю.В., доверенность от 22.12.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2018 (судья Селезнев И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-37763/2017
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области о признании недействительными ненормативных актов, третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" (далее - ФГБУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС N 4 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области от 27.06.2017 N 07-16/33516 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения УФНС России по Волгоградской области от 28.08.2017 N 900.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2018 заявленные требования ФГБУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз" удовлетворены частично.
Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области от 27.06.2017 N 07-16/33516 в части привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 4408 руб. и начисления пени в размере 1288,73 руб.
В части требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области от 27.06.2017 N 07-16/33516 по начислению земельного налога в размере 83470 руб. в удовлетворении заявленных требований суд отказал.
В удовлетворении требований о признании недействительным решения УФНС России по Волгоградской области от 28.08.2017 N 900 суд отказал.
Суд также обязал Межрайонную ИФНС России N 4 по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГБУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз" путём уменьшения размера налоговых обязательств налогоплательщика на сумму штрафа по земельному налогу в размере 4408 руб. и пени по земельному налогу в размере 1288,73 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2018 отменено в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области от 27.06.2017 N 07- 16/33516 в части начисления пени в размере 1288,73 руб. и обязания Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГБУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз" путём уменьшения размера налоговых обязательств налогоплательщика на сумму пени по земельному налогу в размере 1288,73 руб.
В отмененной части по делу принят новый судебный акт.
В удовлетворении требований Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области от 27.06.2017 N 07-16/33516 в части начисления пени в размере 1288,73 руб. суд отказал.
В остальной обжалованной части решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с указанными судебными актами и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области от 27.06.2017 N 07-16/33516 в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 4 408 руб.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Поскольку заявителем кассационной жалобы принятые по делу решение и постановление обжалуются только в части, то суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком декларации по земельному налогу за период с 01.01.2016 по 31.12.2016. Результаты налоговой проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 28.04.2017 N 07-16/0483 ДСП.
27.06.2017 по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 28.04.2017 N 07-16/0483 ДСП, инспекцией вынесено решение N 07- 16/33516 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". ФГБУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ), за неполную уплату сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 4408 руб.
Этим же решением ФГБУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз" доначислены недоимка по земельному налогу в размере 83470 руб. и сумма пени 1288,73 руб.
Указанное решение обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в УФНС России по Волгоградской области, решением которого от 28.08.2017 N 900 апелляционная жалоба ФГБУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз" оставлена без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Так, признавая недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области от 27.06.2017 N 07-16/33516 в части привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 4408 руб., суды пришли к выводу о том, что исчисляя земельный налог за 2016, налогоплательщик использовал официальную информацию о размере налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка), полученной в текущем налоговом периоде ( 15.01.2016) от территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, что свидетельствует о наличии обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года после её установления соответствующим уполномоченным органом доводится до сведения налогоплательщиком в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" была утверждена кадастровая стоимость земельных участков населённых пунктов, применяемая с 01.01.2013 по 31.12.2015, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:28:030001:809 была определена в размере 523794,32 руб. Постановление губернатора Волгоградской области от 20.01.2016 N 26 постановление губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" признано утратившим силу с 01.01.2016.
С указанного момента кадастровая стоимость земельных участков населённых пунктов Волгоградской области определяется в соответствии с Приказом N 46-н.
В соответствии с Приложением N 2 к указанному приказу, устанавливающему средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населённых пунктов Волгоградской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:28:030001:809 определена в размере 6088455,08 руб.
Требованиями пункта 11 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По настоящему делу судами установлено, что налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2016 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:28:030001:809, расположенного по адресу:Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с.Верхнепогромное, ул. Волжская, 38а определил налоговую базу в размере кадастровой стоимости 523 794,32 руб.
Сведения о данной кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016 были получены заявителем у уполномоченного органа - ФГБУ "ФКП Росреестра" и отражены в справке от 15.01.2016.
Налоговым органом сделан вывод о неправомерном применении налогоплательщиком при определении налоговой базы по земельному налогу за указанный налоговый период в отношении принадлежащего ему земельного участка кадастровой стоимости, установленной Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" в размере 523 794,32 руб., поскольку с 01.01.2016 кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежала изменению на основании приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 N46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" (далее - Приказ N46-н) и составила на 2016 год 6 088 455,08 руб.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 109 НК РФ предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налогоплательщику надлежит исполнить законно установленные обязанности не только по соблюдению сроков подачи декларации в налоговый орган, но и по правильному определению налоговой базы, и как следствие верному исчислению налога к уплате.
Судами верно указано, что налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2016 год руководствовался официальной информацией о размере налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка), полученной в текущем налоговом периоде ( 15.01.2016) от территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Из отзыва и письма ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.05.2017 N НБ-3801/2017 следует, что фактически сведения об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены 29.02.2016, то есть после получения налогоплательщиком справки о предыдущей кадастровой стоимости.
Доказательства того, что в адрес налогоплательщика были оперативно направлены изменённые сведения, в материалах дела отсутствуют.
Суды, признавая недействительным решение инспекции в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 4 408 руб., пришли к обоснованному выводу о том, что налогоплательщик определил кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка на основании сведений, полученных из официального источника, в связи с чем, не подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания штрафа за неполную уплату налога по земельному участку с кадастровым номером 34:28:030001:809, поскольку отсутствует его вина как необходимый элемент состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 НК РФ.
Как верно отмечено судами, на момент предоставления декларации ФГБУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз" обладало сведениями, полученными из официального источника о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2016, на основании которых налогоплательщиком и исчислен земельный налог на 2016 год.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы инспекции, не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 в обжалованной части по делу N А12-37763/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налогоплательщику надлежит исполнить законно установленные обязанности не только по соблюдению сроков подачи декларации в налоговый орган, но и по правильному определению налоговой базы, и как следствие верному исчислению налога к уплате.
...
Суды, признавая недействительным решение инспекции в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 4 408 руб., пришли к обоснованному выводу о том, что налогоплательщик определил кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка на основании сведений, полученных из официального источника, в связи с чем, не подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания штрафа за неполную уплату налога по земельному участку с кадастровым номером 34:28:030001:809, поскольку отсутствует его вина как необходимый элемент состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2018 г. N Ф06-37545/18 по делу N А12-37763/2017