г. Казань |
|
16 января 2019 г. |
Дело N А65-7597/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта Красноярского края
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.07.2018 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Балашева В.Т., Туркин К.К.)
по делу N А65-7597/2018
по исковому заявлению Министерства транспорта Красноярского края (ОГРН 1102468025670) к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Олимп" (ОГРН 1121650023351) о взыскании ущерба,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось Министерство транспорта Красноярского края (далее - Министерство, истец) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Олимп" (далее - Транспортная компания, ответчик) о взыскании 47 772 руб. 81 коп. в возмещение вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края при перевозке тяжеловесного груза.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (далее - Учреждение, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.07.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018, отказано в удовлетворении иска.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства, в которой заявитель просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела, принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы и изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу решения и постановления, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение, исходя из следующего.
При рассмотрении спора по существу судами установлено, что 26.04.2017 в 16:34 на пункте весового контроля, расположенном на 269 км автомобильной дороги п. Таежный а/д Канск - Абан - Богучаны, произведено взвешивание транспортных средств - тягача SCANIA, модель R 400LA4X2HNA, г/н У440ОМ 116, с полуприцепом SCHMITZ-CARGOBULL, модель 9084, г/н АУ1432/16, принадлежащих ответчику под управлением водителя Ершова Л.А.
Факт принадлежности транспортных средств Транспортной компании подтвержден свидетельствами о регистрации транспортных средств: на седельный тягач 16 24 N 571659 и на полуприцеп 16 24 N 634467.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ). По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт от 26.04.2017 N 12 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
В акте также указан размер нанесенного ущерба - 48 831 руб. 55 коп., определенный исходя из протяженности пройденного автомобилем пути (52 км), к акту приложена детализация расчета указанной суммы.
От подписания Акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось водитель отказался, о чем должностными лицами составлен акт об отказе владельца (пользователя) транспортного средства от подписи (л.д. 49 т. 1).
Сумма ущерба в добровольном порядке ответчиком не возмещена, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд. В исковом заявлении размер причиненного автомобильной дороге ущерба исчислен Министерством исходя из установленного превышения допустимых осевых нагрузок транспортного средства, протяженности пройденного пути и составил 47 772 руб. 81 коп.
В возражениях на исковые требования ответчик поставил под сомнение правильность проведения сотрудниками весового контроля взвешивания транспортного средства (весы были расположены не на ровной поверхности), а также сослался на отсутствие по пути следования знаков об ограничении нагрузки на ось (в графе акта "Объяснения водителя" перевозивший груз водитель указал на несогласие с актом в связи с тем, что по пути следования от Таежного до весовой нет ни одного знака ограничения нагрузки на ось).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии доказательств согласования истцом с уполномоченными органами ГИБДД МВД субъекта Российской Федерации мест дислокации временных дорожных знаков, предупреждающих водителей об ограничении нагрузки на ось транспортных средств, и, как следствие, об отсутствии оснований для привлечения ответчиков к ответственности за вред, нанесенный автомобильной дороге регионального и (или) межмуниципального значения при фактической перевозке тяжеловесных грузов спорным транспортным средством, принадлежащим ответчику.
Указанный вывод суда нельзя признать достаточно обоснованным, соответствующим материалам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для возложения ответственности за причинение вреда необходимо установление общих оснований внедоговорной ответственности: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между поведением причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, вина причинителя вреда.
Деликтная ответственность, по общему правилу, наступает лишь за виновное причинение вреда, то есть вина причинителя вреда предполагается, пока не доказано обратное. В арбитражном процессе, исходя из принципа состязательности, требования и возражения доказываются предъявляющими их лицами.
Статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при удовлетворении требования о возмещении вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом N 257-ФЗ. Действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу пунктов 11, 13, 14 статьи 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с частью 1 и 3, пункта 1 части 6 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для получения такого специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В силу части 2 статьи 30 настоящего федерального закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минтранса России от 12.08.2011 N 211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее - Порядок осуществления временных ограничений), который определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка временные ограничения или прекращение движения устанавливаются, в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы дорог обязаны информировать пользователей о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (часть 4 статьи 30 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка временное ограничение движения в весенний период осуществляется путем установки дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" со знаками дополнительной информации (таблички) 8.20.1 и 8.20.2 "Тип тележки транспортных средств", предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
При рассмотрении спора судом установлено, что Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 13.03.2017 N 3/19-н вводились временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Красноярского края регионального и межмуниципального значения в весенний период 2017 года.
Указанным приказом N 3/19-н (пункт 4) предусмотрено, что установка дорожных знаков 3.12 в связи с ограничением массы, приходящейся на ось транспортного средства, возложена на подрядные организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Красноярского края.
Текст приказа от 13.03.2017 N 3/19-н "Об установлении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края в весенний период 2017 года" был опубликован 15.03.2017 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края, а также был опубликован Краевой государственной газетой "Наш Красноярский край" от 22.03.2017 N 19/903.
Приказ от 13.03.2017 N 3/19-н не был признан недействительным или недействующим в установленном законом порядке.
Изложенное свидетельствует, что ограничение движения транспортных средств с превышением осевых нагрузок в спорный период введено на территории Красноярского края в порядке, предусмотренном действующими на тот момент нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Таким образом, ответчик как лицо, профессионально осуществляющее предпринимательскую деятельность в области автомобильного грузового транспорта, учитывая ежегодное введение ограничений движения в весенний период, должен был предпринять все необходимые меры по получению соответствующей информации об ограничениях движения при осуществлении перевозки на тяжеловесном транспорте.
Акт взвешивания, являясь основным доказательством нарушения, влекущего взыскание суммы ущерба, подлежит оценке на основании совокупности представленных по делу доказательств.
Судами не дана оценка протоколу об административном правонарушении от 26.04.2017 N 550064, составленному сотрудником ДПС, в соответствии с которым факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом ответчика установлен, зафиксирован в акте контроля весовых параметров транспортного средства от 26.04.2017 N 12, который в установленном законном порядке не оспорен, а водитель Ершов Л.А., управлявший автотранспортом, привлечен к административной ответственности за нарушение пункта 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации и требований дорожного знака 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства", в отсутствие специального разрешения.
Доказательств обжалования протокола об административном правонарушении от 26.04.2017 N 550064, а также действий должностных лиц, осуществляющих контроль, при наличии отказа водителя от подписания акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось в связи с отсутствием дорожных знаков 3.12 по маршруту, не представлено ответчиком по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Кроме того, во внимание арбитражного суда при разрешении настоящего спора не принято во внимание, позиция истца с указанием на отсутствие необходимости согласования в данном случае установки временных дорожных знаков при ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.
Довод заявителя жалобы об отсутствии в данном случае правовых оснований для освобождения ответчика от ответственности за установленное нарушение в виде превышения осевой нагрузки спорным транспортным средством с учетом надлежащего размещения информации об ограничениях на данном участке дороги на официальных областных информационных ресурсах, открытых для публичного просмотра, также не получил надлежащей правовой оценки.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций дана неполная оценка обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не установлены все значимые для дела обстоятельства, кассационная инстанция находит принятые по делу решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суду при новом рассмотрении следует устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую оценку доводам и возражениям сторон, обстоятельствам дела, и разрешить спор, применив соответствующие правовые нормы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А65-7597/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка временное ограничение движения в весенний период осуществляется путем установки дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" со знаками дополнительной информации (таблички) 8.20.1 и 8.20.2 "Тип тележки транспортных средств", предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
...
Судами не дана оценка протоколу об административном правонарушении от 26.04.2017 N 550064, составленному сотрудником ДПС, в соответствии с которым факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом ответчика установлен, зафиксирован в акте контроля весовых параметров транспортного средства от 26.04.2017 N 12, который в установленном законном порядке не оспорен, а водитель Ершов Л.А., управлявший автотранспортом, привлечен к административной ответственности за нарушение пункта 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации и требований дорожного знака 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства", в отсутствие специального разрешения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 января 2019 г. N Ф06-41065/18 по делу N А65-7597/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54322/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54322/19
01.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10831/19
13.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7597/18
16.01.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41065/18
04.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11664/18
05.07.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7597/18