г. Казань |
|
17 января 2019 г. |
Дело N А57-4858/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Карповой В.А., Муравьёва С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Курякина Петра Григорьевича на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Пузина Е.В., Смирников А.В.) по делу N А57-4858/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юкола-нефть" (ОГРН 1027709008722, ИНН 7709385280) о признании незаконным уведомления, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на сооружение,
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (ОГРН 1056405504671, ИНН 6455039436), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, индивидуальный предприниматель Курякин Петр Григорьевич,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юкола-нефть" (далее - ООО "Юкола-нефть", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области, регистрирующий орган, Управление) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 23.01.2018 N 64-0-1-197/3002/2017-1380, об обязании Управления Росреестра по Саратовской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на сооружение - эксплуатационную скважину N 3 Иверского месторождения, расположенную по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с/мо Липовское, из земель сельскохозяйственного назначения, 4,6 км. северо-восточнее с. Липовка.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Росреестра по Саратовской области, индивидуальный предприниматель Курякин Петр Григорьевич (далее - ИП Курякин П.Г., предприниматель), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2018 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным уведомление Управления Росреестра по Саратовской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 23.01.2018 N 64-0-1-197/3002/2017-1380. Суд обязал Управление Росреестра по Саратовской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на сооружение - разведочную скважину N 3 Иверского месторождения, расположенную по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, Липовское МО, из земель сельскохозяйственного назначения, 4,6 км. северо-восточнее с. Липовка.
ИП Курякин П.Г. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права. Податель жалобы утверждает, что общество не согласовало с ним строительство сооружения, данное сооружение не является объектом недвижимости и не подлежит государственной регистрации и государственному кадастровому учету, права на земельный участок у заявителя отсутствуют, кроме того, ссылается на необходимость предварительного перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 30.12.2015 N СРТ 01759 НЭ ООО "Юкола-нефть" осуществляет деятельность по пользованию недрами Иверского участка недр. Лицензия действительна до 10.11.2035.
Между ИП Курякин П.Г. (арендодатель) и ООО "Юкола-нефть" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 23.05.2016 N 23-05/16А, по условиям которого арендатору со сроком на 11 месяцев предоставлен земельный участок с кадастровым номером 64:11:060301:248 общей площадью 2,25 га в целях размещения эксплуатационных скважин N 3,4,6,7 Иверского месторождения.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.10.2016 N 64/132/4077/2016-8124 следует, что земельный участок с кадастровым номером 64:11:060301:248, площадью 1 360 000 кв. м, принадлежит ИП Курякину П.Г. на праве собственности, дата государственной регистрации права: 16.03.2016.
На основании ходатайства ООО "Юкола-нефть" об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд от 04.08.2016 Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу издан приказ от 31.10.2016 N 634 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя".
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 16.12.2016 строительство разведочной скважины N 3 Иверского месторождения начато 23.08.2016 и окончено 12.12.2016, заказчиком строительства являлось ООО "Юкола-нефть".
По заявлению ООО "Юкола-нефть" из земельного участка 64:11:060301:248 выделены и поставлены на кадастровый учет два земельных участка с присвоением кадастровых номеров 64:11:060301:253 и 64:11:060301:254. Кадастровый учет земельных участков с присвоением кадастровых номеров 64:11:060301:253 и 64:11:060301:254 осуществлен 29.11.2016.
ИП Курякин П.Г. обратился в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением от 13.02.2017 N 64-0-1-68/3001/2017-9 о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 64:11:060301:252, 64:11:060301:253, 64:11:060301:254, сведения о которых носили временный характер.
По решению государственного регистратора прав 14.02.2017 из Единого государственного реестра недвижимости сведения о данных земельных участках исключены.
Решением Арбитражного суда Саратовкой области от 03.11.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 по делу N А57-15735/2017, по заявлению ООО "Юкола-нефть" суды признали незаконным решение Управления о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 64:11:060301:253 и 64:11:060301:254 как противоречащее закону. Отказывая в восстановлении аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 64:11:060301:253, 64:11:060301:254, суды исходили из невозможности их восстановления, поскольку имеется регистрация права собственности предпринимателя на вновь образованные из исходного земельного участка земельные участки с кадастровыми номерами 64:11:060301:257, 64:11:060301:258.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.03.2018 решение Арбитражного суда Саратовкой области от 03.11.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 по указанному делу в части отказа в восстановлении аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 64:11:060301:253 и 64:11:060301:254, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 64:11:060301:248, и внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости - отменены; в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области. В остальной части названные судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении дела вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2018 по данному делу суд обязал Управление Росреестра по Саратовской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о восстановлении на государственном кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами 64:11:060301:252, 64:11:060301:253, 64:11:060301:254, снятых с кадастрового учета 14.02.2017, и погасить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственном кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами 64:11:060301:257, 64:11:060301:258.
17.10.2017 ООО "Юкола-нефть" обратилось в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на сооружение - эксплуатационную скважину N 3 Иверского месторождения, расположенную по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с/мо Липовское, из земель сельскохозяйственного назначения, 4,6 км, северо-восточнее с. Липовка.
К заявлению в качестве правоустанавливающих документов были приложены: технический план сооружения, договор аренды земельного участка от 23.05.2016 N 23-05/16А.
Уведомлением от 23.10.2017 N 64-0-1-197/3002/2017-1380 64/197/002/2017-1923 Управление Росреестра по Саратовской области приостановило государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на указанный объект в связи с тем обстоятельством, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно, представленный для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении скважины XML-файл технического плана имел неверную структуру: "Объект с кадастровым номером 64:11:060301:254 не найден в БД среди актуальных сведений".
Уведомлением от 23.01.2018 N 64-0-1-197/3002/2017-1380 64/197/002/2017-1923 Управление Росреестра по Саратовской области отказало ООО "Юкола-нефть" в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на сооружение, в связи с неустранением заявителем в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Юкола-нефть" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на момент рассмотрения регистрирующим органом заявления общества имелась правовая неопределенность судьбы земельного участка, на котором располагалась скважина, государственная регистрация объекта была бы преждевременной, при этом государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на указанное сооружение с указанием земельного участка, отсутствующего в качестве объекта гражданских прав, привела бы к регистрации в Едином государственном реестре недвижимости недостоверных сведений.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования общества, апелляционный суд сослался на представление обществом в Управление Росреестра по Саратовской области всех необходимых документов для регистрации права.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - есть юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд на основании части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Частями 1, 4 (пункт 2), 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации права в орган регистрации прав в установленном порядке подается заявление, к которому прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Указанные в части 1 статьи 51 ГрК РФ исключения перечислены в части 17 той же статьи.
К названным исключениям, применимым к созданию объектов недвижимости юридическими лицами, относится строительство, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр (пункт 4.2 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
Национальным стандартом Российской Федерации "Геофизические исследования скважин. Термины и определения" (ГОСТ Р 54362-2011) в пункте 2 части 2 установлено определение термина "скважина буровая", под которой понимается цилиндрическая выработка, пройденная буровым инструментом в горных породах земной коры для изучения ее геологического строения или добычи полезных ископаемых, а также дано разъяснение, что по назначению скважин различают: картировочные, опорные, структурные, поисковые, разведочные, эксплуатационные, горнотехнические, гидрогеологические.
Следовательно, регистрация права собственности на спорную скважину как на одну из видов буровых скважин осуществляется без предоставления регистрирующему органу разрешения на ее строительство.
Как установлено судом апелляционной инстанции, заявленный к регистрации объект недвижимого имущества является самостоятельным объектом недвижимости, возведен в соответствии с проектной документацией Иверского нефтяного месторождения. Технический план подготовлен заявителем на основании данной проектной документации.
Обществом заключен договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 64:11:060301:248 для целей размещения эксплуатационных скважин N 3, 4, 6, 7, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 64:11:060301:254, в границах которого и расположен заявленный к регистрации объект.
Таким образом, собственник земельного участка, на котором расположена скважина, выразил свое согласие на ее строительство на этом участке (пункты 1.1, 8.4, 10.4 договора земельного участка от 23.05.2016 N 23-05/16А).
Как установлено судом апелляционной инстанции, на момент рассмотрения спора в суде решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2018 по делу N А57-15735/2017 исполнено, в Едином государственном реестре недвижимости восстановлены сведения о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 64:11:060301:254.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции, действующей с 01.07.2014) предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 указанного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно статье 25.1 указанного Закона о недрах земельные участки необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным законодательном и настоящим Законом.
С учетом изложенного, довод заявителя жалобы о необходимости предварительного перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности подлежит отклонению.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2017 по делу N А57-6064/2016.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие у Управления правовых оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий и удовлетворил заявленные требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы апелляционного суда, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права. Несогласие заявителя в данном случае с выводами суда не свидетельствует о наличии в обжалованном судебном акте существенных нарушений норм материального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося постановления апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2018 по делу N А57-4858/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции, действующей с 01.07.2014) предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 указанного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно статье 25.1 указанного Закона о недрах земельные участки необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным законодательном и настоящим Законом.
С учетом изложенного, довод заявителя жалобы о необходимости предварительного перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности подлежит отклонению.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2017 по делу N А57-6064/2016."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2019 г. N Ф06-41873/18 по делу N А57-4858/2018