г. Казань |
|
07 февраля 2019 г. |
Дело N А65-7203/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 31.01.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 07.02.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альянс" - Сиванаевой Т.А., доверенность, Сидуллина К.Н., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альянс", Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2018 (судья Хамидуллина Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-7203/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альянс", Республика Татарстан, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань, о признании незаконным отказа, при участии: Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные челны, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан", г. Казань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альянс" (далее - ООО "ПКФ "Альянс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - Теруправление) в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 9695 кв. м, изложенного в письме от 22.02.2018 N 04/1073; понуждении устранить допущенное нарушение, обязав Теруправление предварительно согласовать предоставление земельного участка на праве аренды сроком на три года и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью 9695 кв. м.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2018 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны (далее - исполком), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан" (далее - кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суде первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 31.01.2019 на 13:40.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ПКФ "Альянс" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - незавершенный строительством объект автостоянка в составе двух КПП площадью 71,8 кв.м, этаж 1, 2, Литера А, Б, инвентарный номер 130, условный номер 16:52:00:01989:001, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пересечение ул. Ак. Королева и ул. Ш. Усманова, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14.08.2002, расположенный на земельном участке площадью 45 975 кв. м, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, кадастровый номер земельного участка 16:52:040205:1008, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - реестр) от 01.06.2018.
Заявитель обратился в Теруправление с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов сроком на 3 года земельного участка площадью 9695 кв. м, который необходимо образовать из земельного участка площадью 45 975 кв.м с кадастровым номером 16:52:040205:1008, для завершения строительства объекта, находящегося в собственности у общества, согласно схеме расположения земельного участка, приложенной к указанному заявлению.
Теруправление письмом от 22.02.2018 N 04/1073 отказало ООО "ПКФ "Альянс" в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 9695 кв. м ввиду того, что в предоставленной схеме не отражены границы территорий общего пользования (красные линии), в связи с чем она не соответствует требованиям действующего законодательства.
Общество, не согласившись с указанным отказом, обратилось в арбитражный суд, с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе по заявлению правообладателя объекта недвижимости, осуществляется с учетом правил статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой предусматривает необходимость подготовки схемы расположения земельного участка, если его предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории; подачу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости), после чего требуется принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, когда схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельного Кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития России от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Приказ N 762).
Согласно пункту 4 данного Приказа N 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 762 в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлен пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 19 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на истребование от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 762 утверждены исчерпывающие требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела не усматривается, что в представленной схеме имеются разночтения в части наименования обозначений характерных точек границ образуемых земельных участков.
Теруправлением не представлено доказательств того, что представленная заявителем схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке.
Единственным основанием для отказа в предварительном согласовании явилось отсутствие в предоставленной схеме расположения земельного участка сведений о красных линиях.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки состоит из основной части, которая включает в себя чертеж планировки территории, где отображаются, в том числе и красные линии.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования и границы территорий, занятых линейными объектами, которые утверждаются в составе проекта планировки, а также проекта межевания.
Красная линия является границей отделяющей территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования (приказ Минрегиона России от 28.12.2010 N 820).
В силу пункта 2 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территории планирования, прав землепользователя и застройщика, проекта планировки территории, документации земельных участков общего пользования, в том числе красных линий.
Красные линии подлежат обязательному отражению и учету в генеральном плане, проекте детальной планировки, протоколе застройщика, проектах планировки улиц и площадей.
В данном случае отсутствие документальных доказательств о прохождении красных линий по земельному участку исключает его нахождение на территории общего пользования.
Между тем, в материалах дела имеется письмо Управления архитектуры, градостроительства и жилищного развития исполкома г. Н.Челны от 06.02.2018 N 05/423 об отсутствии пересечения земельного участка с установленными красными линиями.
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Теруправлением не представлено доказательств, подтверждающих, что в отношении испрашиваемого земельного участка установлены красные линии.
Напротив, как указывалось выше, в установленном законом порядке органом местного самоуправления в отношении указанного земельного участка красные линии не установлены, а потому объективно не могли быть учтены при подготовке схемы испрашиваемого земельного участка, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 162:52:040205:1008.
При рассмотрении обращения заявителя об образовании земельного участка Теруправление не запрашивало у общества дополнительных документов, обосновывающих отсутствие на схеме обозначения земель общего пользования, обязанность предоставления подобных документов на заявителя не возложена.
При этом орган государственной власти мог получить указанную информацию в порядке межведомственного взаимодействия.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что наличие либо отсутствие красных линий в отношении испрашиваемого обществом земельного участка в данном конкретном случае не имеет правого значения, поскольку действующее земельное законодательство не содержит запрета на предоставление в аренду земельного участка, в отношении которого установлены красные линии.
Поскольку судебные инстанции установили все обстоятельства спора, однако неправильно применили нормы градостроительного законодательства, суд кассационной инстанции считает возможным в данном случае принять новое решение в части оспаривания отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставленного земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что отказ теруправления, изложенный в письме от 22.02.2018 N 04/1073, противоречит действующему законодательству, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
В силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании оспариваемых действий незаконными, суд обязывает соответствующие органы, осуществляющие публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В настоящее время суд кассационной инстанции не имеет возможность совершить указанные действия ввиду того, что в соответствие с выпиской из протокола заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 06.03.2018 N 2, которая была представлена в суд первой инстанции, полномочия по управлению и распоряжению земельным участком с кадастровым номером 162:52:040205:1008 переданы органам государственной власти Республике Татарстан.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развития жилищного строительства" решение межведомственного коллегиального органа, предусмотренного частью 1 настоящей статьи оформляется протоколом и является обязательным для органов государственной власти и организаций.
Таким образом, до принятия решения судом первой инстанции по существу заявленного требования, с 06.03.2018 распоряжение спорным земельным участком находится в ведении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Между тем, судом первой инстанции Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан к участию в деле привлечено не было.
При данных обстоятельствах принятые судебные акты в части отказа в восстановлении нарушенных прав и законных интересов общества подлежат отмене, а дело в отменной части направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо привлечь к участию в деле надлежащий государственный орган, в ведении которого находится распоряжение спорным земельным участком, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 по делу N А65-7203/2018 отменить.
Признать незаконным отказ обществу с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альянс", выраженный в письме от 22.02.2018 N 04/1073 Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.
В части восстановления нарушенных прав общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альянс" в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Красная линия является границей отделяющей территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования (приказ Минрегиона России от 28.12.2010 N 820).
В силу пункта 2 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территории планирования, прав землепользователя и застройщика, проекта планировки территории, документации земельных участков общего пользования, в том числе красных линий.
...
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Теруправлением не представлено доказательств, подтверждающих, что в отношении испрашиваемого земельного участка установлены красные линии.
...
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развития жилищного строительства" решение межведомственного коллегиального органа, предусмотренного частью 1 настоящей статьи оформляется протоколом и является обязательным для органов государственной власти и организаций."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 февраля 2019 г. N Ф06-41795/18 по делу N А65-7203/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-59891/20
16.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19139/19
24.09.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7203/18
13.03.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7203/18
07.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41795/18
25.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11281/18
09.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7203/18