г. Самара |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А65-7203/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альянс" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2019 по делу N А65-7203/2018 (судья Хамидуллина Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альянс" (ОГРН 1021601368678, ИНН 1639022659), Республика Татарстан, Тукаевский район, д. Новые Ерыклы, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), г.Казань, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (ОГРН 1021602851753, ИНН 1655043430), г.Казань, при участии третьих лиц: Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны, ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Инвестор", о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка,
с участием в судебном заседании:
от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Хабибуллин Р.А., доверенность от 18.07.2018,
от ООО "ПКФ "Альянс" - Сиванаева Т.А., доверенность от 11.03.2019,
от иных лиц представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альянс" (далее - ООО "ПКФ "Альянс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области), выраженного в письме от 22.02.2018 N 04/1073, в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 9 695 кв.м., об обязании устранить допущенное нарушение, а именно обязать предварительно согласовать предоставление земельного участка на праве аренды сроком на три года и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью 9 695 кв.м.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны, ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2018 по делу N А65-7203/2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.02.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2018 и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А65-7203/2018 отменены. Признан незаконным отказ ООО "ПКФ "Альянс", выраженный в письме от 22.02.2018 N 04/1073 МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области. В части восстановления нарушенных прав ООО "ПКФ "Альянс" дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан, поскольку полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 16:52:040205:1008, из которого необходимо образовать испрашиваемый обществом земельный участок, переданы Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, которое не привлечено к участию в деле.
В принятом кассационной инстанцией постановлении от 07.02.2019 суд кассационной инстанции дал указание привлечь к участию в деле надлежащий государственный орган, в ведении которого находится распоряжение спорным земельным участком, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и с учетом установленного разрешить спор.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Минземимущество РТ). Кроме того, при новом рассмотрении дела третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Инвестор" (далее - ООО "Инвестор"), которому на праве аренды передана часть спорного земельного участка.
Определением от 13.06.2019 суд первой инстанции предложил обществу представить дополнительные доказательства заявленных требований, обосновывающих необходимость предоставления на праве аренды земельного участка площадью 9695 кв.м.
В ответ на указанное определение суда общество заявило об уточнении требований в части восстановления нарушенных прав общества путем обязания ответчиков предварительно согласовать предоставление земельного участка на праве аренды сроком на 3 года и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью 9695 кв.м., который необходимо образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:040205:1008 площадью 71 кв.м. и 16:52:040205:1018 площадью 45 904 кв.м.
Указанные уточнения требований приняты судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2019 по делу N А65-7203/2018 в удовлетворении требования об обязании ответчиков предварительно согласовать предоставление земельного участка на праве аренды сроком на 3 года и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью 9 695 кв.м., который необходимо образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:040205:1008 площадью 71 кв.м. и 16:52:040205:1018 площадью 45 904 кв.м. отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО "Инвестор", МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области и Минземимущество РТ в отзывах апелляционную жалобу отклонили.
В судебном заседании в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 04.12.2019 до 09.12.2019 до 10 час. 10 мин., после чего судебное заседание продолжено. Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ООО "ПКФ "Альянс" поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Минземимущества РТ в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, заслушав представителей лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - незавершенный строительством объект автостоянка в составе двух КПП площадью 71,8 кв.м., этаж 1, 2, Лит. А, Б инв. N 130, условный номер 16:52:00:01989:001, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, пересечение ул. Ак. Королева и ул. Ш. Усманова, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14.08.2002, расположенный на земельном участке площадью 45975 кв.м, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, кадастровый номер земельного участка 16:52:040205:1008.
Общество обратилось в МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов сроком на 3 года земельного участка площадью 9695 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка площадью 45975 кв.м. с кадастровым номером 16:52:040205:1008, для завершения строительства объекта, находящегося в собственности у общества, согласно схеме расположения земельного участка, приложенной к указанному заявлению.
МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области письмом от 22.02.2018 N 04/1073 отказало обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 9695 кв.м. ввиду того, что в предоставленной схеме не отражены границы территорий общего пользования (красные линии), в связи с чем она не соответствует требованиям действующего законодательства.
Общество, не согласившись с указанным отказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Как уже отмечено, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2018 по делу N А65-7203/2018, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018, в удовлетворении заявления отказано. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.02.2019 указанные судебные акты отменены, отказ МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 9695 кв.м., изложенный в письме от 22.02.2018 N 04/1073, признан незаконным.
В части восстановления нарушенных прав ООО "ПКФ "Альянс" в порядке статьи 201 АПК РФ дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В ходе повторного рассмотрения дела в суде первой инстанции ООО "ПКФ "Альянс" указало, что кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по настоящему делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в своем постановлении пришла к выводу о наличии оснований для восстановления нарушенных прав общества путем привлечения к участию в деле надлежащего государственного органа, в ведении которого находится распоряжение земельным участком, из которого заявитель просит образовать участок согласно представленной им схемы и предоставить ему его на праве аренды. Поскольку при новом рассмотрении дела надлежащий государственный орган, а именно Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, привлечен к участию в деле необходимо обязать его предварительно согласовать предоставление обществу на праве аренды испрашиваемый им земельный участок.
МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в ходе повторного рассмотрения дела в суде первой инстанции указало на невозможность предварительного согласования предоставления земельного участка двумя государственными органами, в ведении которых находится распоряжение разными земельными участками. Кроме того, отметило, что у общества на испрашиваемом земельном участке площадью 9695 кв.м., находится объект незавершенного строительства площадью 71 кв.м., иных объектов, принадлежащих обществу на праве собственности, на спорном земельном участке не имеется, что не дает ему права претендовать на участок площадью 9695 кв.м. Пояснило, что земельный участок с кадастровым номером 16:52:040205:1008, право на распоряжение которым закреплено за Росимуществом, в настоящее время имеет площадь 71 кв.м., и поскольку произошло изменение площади спорного земельного участка в качестве способа восстановления нарушенного права общества предложило ему обратиться с повторным заявлением для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка указанной площадью общуству под объектом недвижимости, принадлежащим ему на праве собственности.
Минземимущество РТ в ходе повторного рассмотрения дела в суде первой инстанции указало, что, поскольку земельный участок площадью 45904 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 16:52:040205:1008, передан органам государственной власти Республики Татарстан для конкретных целей, а именно, для жилищного строительства в целях решения проблемы пострадавших граждан участников долевого строительства в порядке, установленном ст.14 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", Министерство не вправе распоряжаться им иначе как в соответствии с указанным Федеральным законом. Кроме того, поддержал позицию Росимущества относительно отсутствия объектов недвижимости заявителя, кроме здания КПП площадью 71 кв.м. на испрашиваемом им земельном участке; озвучил правовую позицию относительно того, что асфальтобетонное покрытие не является объектом капитального строительства, ссылаясь на многочисленную судебную практику по данному вопросу.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с выпиской из протокола заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 06.03.2018 N 2 органам государственной власти Республики Татарстан переданы полномочия по управлению и распоряжению земельным участком ориентировочной площадью 45904 кв.м., который может быть образован из находящихся в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 162:52:040205:1008 площадью 45975+/-150,09 кв.м. в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается, в том числе жилищное строительство в целях решения проблемы пострадавших граждан участников долевого строительства, на срок, предусмотренный статьей 13 и с учетом ограничений, установленных статьей 14 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, решением Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 06.03.2018 N 2, распоряжением Минземимущества Республики Татарстан N 3100-р от 20.09.2018 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 45904 кв.м., образованного путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 16:52:040205:1008 площадью 45975 кв.м.
В результате такого образования, земельный участок с кадастровым номером 16:52:040205:1008 имеет площадь 71 кв.м., что подтверждается Выпиской из ЕГРН на земельный участок от 20.02.2019 N 99/2019/246150921.
Земельный участок с кадастровым номером 16:52:040205:1018 площадью 45904 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 16:52:040205:1008, предназначен для жилищного строительства в целях решения проблем граждан, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков. В соответствии с выпиской из ЕГРН на данный земельный участок, вид его разрешенного использования для многоэтажной жилой застройки (высотная застройка).
С целью реализации указанной программы образованный земельный участок с кадастровым номером 16:52:040205:1018 площадью 45904 кв.м. на основании договора аренды N 071-4964 от 05.03.2019 Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан предоставлен в аренду сроком до 04.03.2029. Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 19.03.2019, о чем внесена соответствующая запись 16:52:040205:1018-16/022/2019-3.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав решение (действие, бездействие) органа власти незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Указание на способ защиты права в случае признания оспариваемых действий (бездействий) соответствующего органа незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не связан указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела. Произвольное вмешательство в компетенцию органа, осуществляющего публичные полномочия, со стороны суда, не допустимо.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что испрашиваемая ООО "ПКФ "Альянс" восстановительная мера в виде обязания МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области и Минземимущество РТ предварительно согласовать предоставление земельного участка на праве аренды сроком на 3 года и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью 9695 кв.м., который необходимо образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:040205:1008 площадью 71 кв.м. и 16:52:040205:1018 площадью 45 кв.м., не может быть применена, поскольку разделение земельного участка с кадастровым номером 16:52:040205:1008 было произведено после принятия оспариваемого отказа и вопрос об утверждении схемы образования участка из абсолютно иных земельных участков, которых не существовало на момент обращения заявителя к Росимуществу с заявлением о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка, разными государственными органами не рассматривался. Это означало бы подмену судом первой инстанции своими действиями деятельности государственного органа, что противоречит принципу разделения власти и самостоятельности ветвей власти (статья 10 Конституции Российской Федерации).
При обращении в МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка площадью 9695 кв.м. ООО "ПКФ "Альянс" указывало на необходимость его образования из земельного участка с кадастровым номером 16:52:040205:1008 площадью 45975 кв.м., который существовал и на момент принятия МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области отказа от 22.02.2018 N 04/1073. Суд первой инстанции установил, что на момент повторного рассмотрения дела участок с кадастровым номером 16:52:040205:1008 имеет площадь 71 кв.м. Соответственно не представляется возможным обязать уполномоченный орган предварительно согласовать на праве аренды земельный участок площадью 9695 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 16:52:040205:1008 площадью 71 кв.м.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Как следует из выписки из Протокола заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 06.03.2018 N 2, органам государственной власти Республики Татарстан передано право по управлению и распоряжению земельным участком площадью 45 904 кв.м. на срок, предусмотренный статьей 13 и с учетом ограничений, установленных статьей 14 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон N 161-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона N 161-ФЗ Российская Федерация на срок один год в целях жилищного строительства с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 данного Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа:
1) утверждение прилагаемой к указанному решению межведомственного коллегиального органа схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и образование земельных участков из находящихся в федеральной собственности земельных участков в соответствии с такой схемой либо утвержденным проектом межевания территории;
2) принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые предоставлены организациям;
3) изъятие объектов недвижимого имущества, другого имущества, которые закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за организациями;
4) досрочное расторжение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, отказ от договоров аренды, заключенных на неопределенный срок, в отношении земельных участков, которые предоставлены организациям;
5) досрочное расторжение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, отказ от договоров аренды, заключенных на неопределенный срок, в отношении объектов недвижимого имущества, другого имущества, которые закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за организациями;
6) снос объектов недвижимого имущества;
7) предоставление земельных участков для жилищного строительства в собственность, аренду или безвозмездное пользование в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, установленных статьей 14 данного Федерального закона;
7.1) предоставление земельных участков для создания парков, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, размещения объектов инфраструктуры в собственность, аренду или безвозмездное пользование в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
7.2) предоставление права ограниченного пользования (сервитута) земельными участками в порядке и на условиях, которые установлены гражданским законодательством и земельным законодательством;
7.3) предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, с учетом ограничений, установленных статьей 14 данного Федерального закона, в безвозмездное пользование жилищно-строительным кооперативам, создаваемым в соответствии с федеральными законами, а также жилищно-строительным кооперативам, создаваемым в соответствии со статьей 16.5 настоящего Федерального закона, для строительства многоквартирных домов, жилых домов (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства):
7.4) предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 данной части);
7.5) предоставление в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, земельных участков для строительства объектов недвижимого имущества, не указанных в пункте 7.4 данной части, по предусмотренных документацией по планировке территории, в границах земельных участков, указанных в пункте 7.4 данной части (поеме предоставления всех земельных участков, образованных в соответствии с документацией по планировке территории и предназначенных для передачи гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства);
8) продажа объектов недвижимого имущества одновременно с земельными участками, на которых расположены такие объекты недвижимого имущества, на аукционе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178 -ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" для отчуждения на аукционе находящихся в государственной собственности земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, с учетом ограничений, установленных статьей 14 данного Федерального закона.
В соответствии с п.2 ст.14 Закона N 161-ФЗ орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе распоряжаться земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, способами и для целей, которые не указаны в части 1 статьи 13 Закона N 161-ФЗ.
Таким образом, с учетом указанных положений Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", суд первой инстанции верно указал, что у Минземимущества РТ, которому было передано право распоряжения спорным земельным участком, отсутствуют полномочия по его распоряжению иначе как по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом. В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для обязания указанного государственного органа согласовать ООО "ПКФ "Альянс" предоставление спорного земельного участка площадью 9695 кв.м.
Суд первой инстанции верно отметил следующее обстоятельство.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 этой нормы права образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории.
Суд первой инстанции установил, что из постановления Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 01.07.2019 N 3314 "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона "КамПИ" муниципального образования город Набережные Челны" испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах территории, для которой утвержден проект планировки с проектом размещения жилого комплекса в составе четырех семнадцатиэтажных жилых домов и многоуровнего паркинга на 3 этажа на 500 машино-мест.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для обязания МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области и Минземимущество РТ утвердить схему расположения испрашиваемого ООО "ПКФ "Альянс" земельного участка, в границах территории которого утвержден проект межевания.
Кроме того, суд первой инстанции отметил следующее.
В соответствии с положениями п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом.
Данное положение согласуется с установленным в п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в аренду по основанию, установленному в п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.09.2019 площадь объекта незавершенного строительства (КПП) с кадастровым номером 16:52:000000:4034 составляет 71,8 кв.м.
Между тем, площадь испрашиваемого ООО "ПКФ "Альянс" земельного участка значительно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости, так как обществом испрашивается земельный участок площадью 9695 кв.м.
Приведенные нормы права устанавливают необходимость определения площади земельного участка, фактически используемой именно для эксплуатации строения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе ООО "ПКФ "Альянс" необходимость предоставления земельного участка площадью 9695 кв.м. обосновывало, в том числе и расположением на испрашиваемом земельном участке асфальтобетонного покрытия с инвентарным номером 92:430:002:00002900, площадью 4021,2 кв.м. Представило технический паспорт на указанное сооружение.
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, не может согласиться с указанным обоснованием в силу следующего.
Согласно п.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу ст.131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение; при этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п.1 ст.130 ГК РФ).
При решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п.1 ст.133 ГК РФ).
Суд первой инстанции установил, что вышеуказанный объект представляет собой открытую бетонную площадку, как объект недвижимости данное сооружение не возводилось и в эксплуатацию не принималось.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исходя из конструктивных элементов асфальтобетонное покрытие ввиду отсутствия неразрывной связи с землей следует признать замощением земельного участка, которое является его частью и согласно п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" не может быть признано самостоятельной вещью, независимо от того, что на него зарегистрировано право собственности как на объект недвижимости.
Поскольку расположенное на спорном земельном участке асфальтобетонное покрытие объектом недвижимости не является, на него не распространяются положения ст.39.20 Земельного кодекса РФ, следовательно, у ООО "ПКФ "Альянс" отсутствует исключительное право на приобретение спорного земельного участка в аренду.
Наличие объекта недвижимого имущества площадью 71,8 кв.м. не предоставляет обществу право произвольно определять площадь земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости.
Доказательства соразмерности площади спорного участка с учетом требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "ПКФ "Альянс" не представлены и при повторном рассмотрении дела, несмотря на предложения суда первой инстанции их представить.
ООО "ПКФ "Альянс" в апелляционной жалобе указало на то, что обоснованность и необоснованность площади является оценочной категорией и испрашиваемая площадь со стороны общества была надлежащим образом обоснована, а Минземимущество РТ не представило никаких обоснованных доводов о несогласии с этим. При рассмотрении дела в суде первой инстанции, по результатам которого принято решение Арбитражного суда РТ от 24.09.2019 по делу N А65-7203/2018, общество обосновывало площадь запрашиваемого земельного участка 9695 кв.м. расположенными на нем объекта незавершенного строительства автостоянки в составе 2-х КПП площадью 71.8 кв.м., а также асфальтобетонного покрытия, не являющегося объектом капитального строительства и не оформленного в качестве такового. Данное обстоятельство также подтверждает отсутствие прав общества на приобретение земельного участка площадью 9695 кв.м., и опровергает его довод о том, что суд первой инстанции вышел за пределы рассмотрения дела в настоящем случае, рассматривая дело по доводам, не указываемым и не оспариваемым сторонами. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Разрешение на строительство N 02-16-14 открытой автостоянки легковых автомобилей с 2 этажным кирпичным КПП выдано 14.06.2006 сроком до 14.06.2007. Доказательства возведения имущества в установленном порядке и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости ООО "ПКФ "Альянс" не представлены.
Наличие в совокупности и каждого отдельно установленного по делу обстоятельства делает неисполнимым решение суда в части возложения обязанности на МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области и Минземимущество РТ устранить нарушенные права общества.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
При подаче апелляционной жалобы общество по платежному поручению от 30.09.2019 N 67 уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб., в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 сентября 2019 года по делу N А65-7203/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альянс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7203/2018
Истец: ООО Производственно-коммерческая фирма "Альянс", Тукаевский район, д. Новые Ерыклы
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г.Казань
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г.Набережные Челны, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по Республике Татарстан), г.Казань, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (Управление Росреестра по РТ)
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-59891/20
16.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19139/19
24.09.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7203/18
13.03.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7203/18
07.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41795/18
25.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11281/18
09.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7203/18