г. Казань |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А57-2649/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 05.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 11.02.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Городской пляж" - Прокаева А.В., доверенность,
заинтересованного лица - прокуратуры Саратовской области - Золина И.А., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городской пляж", г. Энгельс,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.08.2018 (судья Мамяшева Д.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Степура С.М.)
по делу N А57-2649/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городской пляж", г. Энгельс, заинтересованные лица: администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Прокуратура Саратовской области, Комитет по управлению имуществом г. Энгельса о признании недействительными распоряжений, обязании подготовить и направить проекты аренды договоров земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городской пляж" (далее - ООО "Городской пляж", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными распоряжений председателя Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - комитет) от 29.12.2017 N 1112-р, N 1113-р, от 21.05.2018 N 403-р, N 404-р, обязании администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) подготовить и направить проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 64:50:010513:7, 64:50:010302:118.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация, Комитет по земельным ресурсам, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Прокуратура Саратовской области, Комитет по управлению имуществом г. Энгельса.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.08.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Городской пляж", обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Прокуратура Саратовской области в отзыве на кассационную жалобу считает ее необоснованной и подлежащей отклонению.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между Энгельсским муниципальным образованием и ООО "Пляж" заключены договоры от 11.06.2003 N 5956, N 5957 аренды земельных участков, согласно которых обществу предоставлены в пользование на условиях аренды земельные участки площадью 17312 кв.м. и 17219 кв.м., с кадастровыми номерами 64:50:010513:7, 64:50:010302:118 соответственно с разрешенным использованием - под пляж, расположенные по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, центральная часть г. Энгельса, сроком на 15 лет.
Между ООО "Пляж" и ООО "Городской пляж" заключены договоры от 09.07.2010 о передаче прав и обязанностей, по условиям которых ООО "Пляж" передало ООО "Городской пляж" права и обязанности по договорам от 11.06.2003 N 5956, N 5957 аренды земельных участков.
На земельном участке с кадастровым номером 64:50:010513:7 расположено принадлежащее ООО "Городской пляж" административно-бытовое здание, общей площадью 29,4 кв. м, право собственности на которое подтверждается свидетельством о государственной регистрации права: от 20.12.2012 серия 64-АГ N 812592.
На земельном участке с кадастровым номером 64:50:010302:118 расположено принадлежащее ООО "Городской пляж" нежилое здание медицинского пункта, общей площадью 21 кв.м., право собственности на которое подтверждается выпиской из реестра от 06.12.2017.
13.12.2017 ООО "Городской пляж" обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении в аренду на 49 лет без проведения торгов земельных участков площадью 17 312 кв. м и 17 219 кв. м, с кадастровыми номерами 64:50:010513:7, 64:50:010302:118 соответственно с разрешенным использованием - под пляж, расположенных по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, центральная часть.
Распоряжениями председателя Комитета по земельным ресурсам от 29.12.2017 N 1112-р, N 1113-р ООО "Городской пляж" отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов указанных земельных участков, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение в аренду земельного участка без проведения торгов.
ООО "Городской пляж" повторно обратилось в администрацию с заявлениями от 11.05.2018 о предоставлении в аренду без проведения торгов вышеуказанных земельных участков.
Распоряжением председателя Комитета по земельным ресурсам от 21.05.2018 N 403-р ООО "Городской пляж" отказано в предоставлении в аренду, без проведения торгов земельного участка площадью 17 219 кв. м, с кадастровым номером 64:50:010302:118, с разрешенным использованием - под пляж, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, центральная часть, по основанию, предусмотренному подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение в аренду земельного участка без проведения торгов, подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование испрашиваемого земельного участка "под пляж" не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении.
Распоряжением председателя Комитета по земельным ресурсам от 21.05.2018 N 404-р ООО "Городской пляж" отказано в предоставлении в аренду, без проведения торгов земельного участка площадью 17 312 кв. м с кадастровым номером 64:50:010513:7, с разрешенным использованием - под пляж, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, центральная часть, по основанию, предусмотренному подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение в аренду земельного участка без проведения торгов, подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование испрашиваемого земельного участка "под пляж" не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении.
Не согласившись с данными распоряжениями Комитета по земельным ресурсам, ООО "Городской пляж" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемых распоряжений Комитета по земельным ресурсам несоответствующими положениям действующего законодательства и не нарушающими права и законные интересы общества.
Указанный вывод судов соответствует установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и закону не противоречит.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Частью 1, пунктом 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, применяемый к земельным правоотношениям после 01.03.2015, установлен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 которой предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 3915 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (подпункт 14), а также если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (подпункт 25).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). Площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Единственным основанием для предоставления ООО "Городской пляж" спорных земельных участков в аренду без проведения торгов является, предусмотренное пунктом 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, нахождение на данных участках объектов недвижимости, принадлежащих заявителю.
Как установлено судами площадь объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010302:118, принадлежащего заявителю составляет 21 кв. м, площадь объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010513:7, принадлежащего заявителю составляет 29,4 кв.м.
В связи с чем суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что площадь испрашиваемых на аренду земельных участков (17 312 кв. м и 17 219 кв. м) значительно превышает площадь расположенных на них объектах (29,4 кв. м и 21 кв. м).
Из абзаца 4 пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости получения в аренду испрашиваемых земельных участков в их площади, многократно превышающей площадь принадлежащих заявителю объектов.
Кроме того, как следует из заявлений от 11.05.2018 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков площадью 17 312 кв. м с кадастровым номером 64:50:010513:7 и площадью 17 219 кв. м с кадастровым номером 64:50:010302:118, расположенных по адресу: г. Энгельс, центральная часть, в качестве правового основания для предоставления указанных земельных участков заявителем указан пункт 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в предоставлении указанных земельных участков, уполномоченный орган сослался на подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, помимо прочего, что разрешенное использование испрашиваемых земельных участков "под пляж" не соответствует целям использования земельных участков, указанным в заявлениях.
Как следует из заявлений общества от 11.05.2018, в качестве разрешенного использования земельных участков указано: под пляж и размещение стационарных и нестационарных объектов рекреационного назначения.
Вместе с тем разрешенным использованием спорных земельных участков строительство каких-либо объектов не предусмотрено.
Как установлено судами и данное обстоятельство общество не оспаривало, названные земельные участки для строительства каких-либо объектов недвижимости в установленном законом порядке обществу не предоставлялись.
Поскольку обществу земля под строительство не выделялась, возведение обществом вышеуказанных объектов и их последующая регистрация в Росреестре правового значения не имеет.
Несоблюдение публичной процедуры предоставления земельных участков под строительство влечет незаконность возведения каких-либо объектов на этих земельных участках.
При таких обстоятельствах суды двух инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые распоряжения Комитета по земельным ресурсам не противоречат положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассатора о том, что судами не приняты во внимание доводы заявителя о невозможности эксплуатации возведенных объектов в отрыве от земельных участков не влияет на незаконность их строительства.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.08.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по делу N А57-2649/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости получения в аренду испрашиваемых земельных участков в их площади, многократно превышающей площадь принадлежащих заявителю объектов.
Кроме того, как следует из заявлений от 11.05.2018 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков площадью 17 312 кв. м с кадастровым номером 64:50:010513:7 и площадью 17 219 кв. м с кадастровым номером 64:50:010302:118, расположенных по адресу: г. Энгельс, центральная часть, в качестве правового основания для предоставления указанных земельных участков заявителем указан пункт 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в предоставлении указанных земельных участков, уполномоченный орган сослался на подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, помимо прочего, что разрешенное использование испрашиваемых земельных участков "под пляж" не соответствует целям использования земельных участков, указанным в заявлениях."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2019 г. N Ф06-41942/18 по делу N А57-2649/2018