г. Казань |
|
28 февраля 2019 г. |
Дело N А65-5647/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Бубновой Е.Н., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Аббасова О.А. (доверенность от 15.11.2016),
ответчика - Бармашовой Ж.М. (доверенность от 16.10.2018),
третьего лица - акционерного общества "Авиакомпания "Россия" - Травкина А.В. (доверенность от 26.11.2018),
в отсутствие иных третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Демина Е.Г., Туркин К.К.)
по делу N А65-5647/2018
по исковому заявлению акционерного общества "Международный аэропорт Казань" к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" о взыскании неосновательного обогащения. Третьи лица: Федеральное агентство воздушного транспорта, общество с ограниченной ответственностью Авиакомпания "Победа", акционерное общество "Авиакомпания "Россия", акционерное общество "Авиационная транспортная компания "Ямал", акционерное общество "Авиакомпания "Руслайн", общество с ограниченной ответственностью "Глобус", публичное акционерное общество Авиакомпания "Сибирь",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Международный аэропорт Казань" (далее - АО "Международный аэропорт Казань", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 7 047 460 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство воздушного транспорта, общество с ограниченной ответственностью Авиакомпания "Победа", акционерное общество "Авиакомпания "Россия", акционерное общество "Авиационная транспортная компания "Ямал", акционерное общество "Авиакомпания "Руслайн", общество с ограниченной ответственностью "Глобус", публичное акционерное общество Авиакомпания "Сибирь".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2018 в иске отказано
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2018 по делу N А65- 5647/2018 отменено. Иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу N А65-5647/2018 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2018.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, указывая, что обязательство по возмещению истцу стоимости оказанных услуг у ответчика отсутствует, данные средства подлежат взысканию с авиакомпаний.
В частности, заявитель кассационной жалобы ссылается на неправомерность и необоснованность иска.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу истец, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит их оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы, назначенной на 24.01.2019, отложено на 21.02.2019 на 09 часов 00 минут.
Представители истца, ответчика и третьего лица - акционерного общества "Авиакомпания "Россия" в судебном заседании присутствовали.
Иные третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав правовую позицию сторон и третьего лица, не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами на основании материалов дела, истец на основании выданной лицензии от 17.06.2013 N Р/2013/2356/100/л на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях осуществляет определение метеорологических, авиаметеорологических характеристик окружающей среды, подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды по аэродрому Казань. Истец является исполнителем услуг по предоставлению специализированных авиационных метеорологических прогнозов на территории действия лицензии. В силу Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128, указанная информация обязательна для получения при вылете воздушного судна.
С учетом сведений, содержащихся в реестре лицензий Росгидромета, иные предприятия, организации - производители метеорологической (авиационной) информации, на территории действия лицензии АО "Международный аэропорт "Казань", отсутствуют.
Отсутствие иных аэродромных метеорологических органов, предназначенных для оказания услуг по метеорологическому обеспечению полетов воздушных судов в аэропорту Казань подтверждено сведениями о метеорологических органах авиационная метеорологическая станция (гражданская) далее - АМСГ, а также в предоставленной метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов, размещенной в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, издаваемом уполномоченным органом в области гражданской авиации - Росавиацией.
Соответственно, авиакомпании обязаны использовать официальную специализированную авиационную метеорологическую информацию, предоставляемую уполномоченным лицензированным аэродромным метеорологическим органом, являющимся производителем информации и уполномоченным на оказание данной государственной услуги в аэропорту вылета воздушного судна по ставке, зарегистрированной в установленном порядке.
Согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приказ N 241) утверждены Перечень и Правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации. При этом, ранее, в Перечне, помимо аэронавигационного обслуживания, предусматривалось метеорологическое обеспечение, для которого был установлен специальный сбор, относящийся к аэропортовым сборам.
Согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 06.02.2017 N 34 "О внесении изменений в приложение N 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приказ N 34), вступившим в силу 24.03.2017, сбор за метеообеспечение исключен из аэропортовых сборов, а услуги по сбору, обработке, передаче и предоставлению метеорологической информации включены в стоимость сбора за аэронавигационные обслуживание (Раздела II Аэронавигационные сборы).
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушною пространства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 208; пункт 5.4.35 Положения о ФАВТ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396), предоставление государственной услуги осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта через подведомственную организацию - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Согласно пункту 40 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 208) за предоставление данной услуги уплачиваются сборы, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Взимание сборов осуществляется ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" путем выставления счетов за аэронавигационное обслуживание пользователю с приложением реестров полетов ВС.
В обоснование исковых требований истец указывает, что стоимость оказанных им услуг, от оплаты которых отказались авиакомпании, должны быть возмещены ему ответчиком, который фактически услуги по метеообеспечению не оказывает.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 N 1425, оценив представленные в материалы дела доказательства, указав, что в данном случае услугу по метеообеспечению получил не ответчик, а третьи лица, ответчик, получивший денежные средства за аэронавигационное обслуживание, куда входит услуга по метеообеспечению, получил их не от истца, ссылаясь на то, что отсутствует связь между ответчиком как приобретателем и истцом, как потерпевшим, что надлежащими ответчиками по взысканию платы за оказанную, но не оплаченную услугу, являются авиакомпании, в данном случае ответчик не подпадает под понятие "получатель метеоинформации", поскольку не является ее потребителем, на него возложены функции по оказанию данной услуги, которая в спорный период им не оказывалась в отсутствие механизма правового регулирования, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП N 128) устанавливают обязательность наличия на борту воздушного судна метеорологической информации. Так, в соответствии с пунктом 2.7 данных правил перед полетом командир воздушного судна обязан ознакомиться со всей имеющейся информацией, касающейся данного полета, а также запланировать альтернативные действия на тот случай, если полет по плану не может быть выполнен вследствие ухудшения погодных условий; информация, имеющаяся у командира воздушного судна, должна включать в себя, как минимум, следующее: а) для полета по правилам полетов по приборам, а также полета по правилам визуальных полетов вне района аэродрома вылета: сводки и прогнозы погоды; б) для любого полета при подготовке к полету командир воздушного судна или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплуатант обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации.
Перед началом работ, а также в процессе их выполнения командир воздушного судна обязан иметь информацию о погоде в районе выполнения авиационной работы (пункт 6.7 ФАП N 128).
Под метеорологической информацией, согласно подпункту 55 пункта 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31.03.2002 N 136/42/51) понимаются сведения, сообщения о фактической и прогнозируемой погоде, поступающие от органов метеорологической службы, экипажей воздушных судов и органов обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Согласно статье 84 Воздушного кодекса Российской Федерации императивность в получении и использование указанной информации является одним из обязательных условий обеспечения авиационной безопасности полетов.
Согласно статье 64 указанного кодекса, оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии со статьей 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - приказ N 241) утверждены Перечень и Правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
В Перечне различаются аэропортовое обслуживание и аэронавигационное обслуживание, которое осуществляется на воздушных трассах и в районе аэродрома и включает в себя, в том числе, выполнение услуг по передаче экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке.
В указанном Перечне помимо аэронавигационного обслуживания предусмотрено метеорологическое обеспечение, для которого установлен специальный сбор, относящийся к аэропортовым сборам.
В соответствии с пунктом 3.5.1 Перечня указанный сбор устанавливается за один вылет воздушного судна и применяется по группам воздушных судов. При определении сбора применяется максимальная взлетная масса воздушного судна, указанная в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна. Этот сбор установлен для услуги по предоставлению экипажам самолетов перед вылетом метеорологической информации, формирование которой осуществляют метеорологические организации непосредственно в аэропортах Российской Федерации.
Минтрансом РФ принят приказ от 06.02.2017 N 34 "О внесении изменений в приложение N 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", в соответствии с которым, предоставление метеорологической информации входит в состав услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов. Оплату (сбор) за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на этапе подготовки к полету, включая сбор, обработку, передачу и предоставление метеоинформации взимает ФГУП "Госкорпорация по ОРВД"
При этом, в соответствии с федеральными авиационными правилами "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" утвержденных Приказом Минтранса России от 03.03.2014 N 60 сбор, обработка, передача и предоставление метеоинформации авиационным пользователям возложена на полномочный метеорологический орган.
Как установлено судами, истец, как единственный исполнитель, на основании выданной лицензии от 17.06.2013 N Р/2013/2356/100/л на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, осуществляет определение метеорологических, авиаметеорологических характеристик окружающей среды, подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды по аэродрому Казань.
Как указано ранее, истец - исполнитель услуг по предоставлению специализированных авиационных метеорологических прогнозов на территории действия лицензии.
При этом Авиакомпании обязаны использовать официальную специализированную авиационную метеорологическую информацию предоставляемую уполномоченным лицензированным аэродромным метеорологическим органом, являющимся производителем информации и уполномоченным на оказание этой государственной услуги в аэропорту вылета воздушного судна по ставке, зарегистрированной в установленном порядке.
Принимая в совокупности вышеизложенное, как верно указал суд апелляционной инстанции, истец обязан осуществлять обязанность по сбору, обработке, передаче и предоставлении метеоинформации авиационным пользователям, а ФГУП "Госкорпорация по ОРВД", в свою очередь, обязано взимать плату за предоставленную метеорологическим органом (истцом) данную информацию в составе сбора за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (в том числе, на этапе подготовки к полету).
Суд апелляционной инстанции, исходя из вышеизложенного, с учетом обстоятельств дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что поскольку услуги по метеорологическому обеспечению полетов воздушных судов третьим лицам - авиакомпаниям оказал истец, а плату за данные услуги названные третьи лица в составе аэронавигационного сбора внесли ответчику, последний неосновательно приобрел за счет истца денежные средства, внесенные указанными третьими лицами в качестве платы за данные услуги и проверив представленный истцом расчет, признав его верным, пришел к правомерному и обоснованному выводу, что иск подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Правовые основания для освобождения ответчика от оплаты отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права.
Доказательства, опровергающие установленные обстоятельства, свидетельствующие о неправомерности обжалуемого судебного акта, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу N А65-5647/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Минтрансом РФ принят приказ от 06.02.2017 N 34 "О внесении изменений в приложение N 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", в соответствии с которым, предоставление метеорологической информации входит в состав услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов. Оплату (сбор) за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на этапе подготовки к полету, включая сбор, обработку, передачу и предоставление метеоинформации взимает ФГУП "Госкорпорация по ОРВД"
При этом, в соответствии с федеральными авиационными правилами "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" утвержденных Приказом Минтранса России от 03.03.2014 N 60 сбор, обработка, передача и предоставление метеоинформации авиационным пользователям возложена на полномочный метеорологический орган.
...
Доказательства, опровергающие установленные обстоятельства, свидетельствующие о неправомерности обжалуемого судебного акта, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 и удовлетворения кассационной жалобы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2019 г. N Ф06-41194/18 по делу N А65-5647/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41194/18
25.10.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13689/18
21.09.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14272/18
17.07.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5647/18