г. Казань |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А55-277/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 09.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 16.04.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
ответчика - обществу с ограниченной ответственностью "Форма" - Меняева А.В., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форма", г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2018 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-277/2018
по иску Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Форма", г. Самара, о взыскании 18 998 719 руб. 76 коп., с участием: администрации городского округа Самара, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Форма" (далее - ООО "Форма", общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 25.02.2015 N 964 за период с 01.03.2015 по 30.09.2017 в сумме 15 818 898 руб. 50 коп., пени за период с 11.03.2015 по 30.09.2017 в размере 3 179 821 руб. 26 коп..
Определениями Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2018, 05.03.2018, 30.05.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа Самара (далее - администрация), Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2018 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2018, отменено, принят новый судебный акт, требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества в пользу Департамента задолженность по арендной плате за период с 01.03.2015 по 30.09.2017 в размере 13 728 914,27 руб., пени за период с 11.03.2015 по 30.09.2017 в сумме 3 179 821,26 руб. В остальной части иска отказано.
Общество в кассационной жалобе просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В дополнение к кассационной жалобе кассатор просит судебные акты первой и апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение.
До начала рассмотрения кассационной жалобы по существу обществом заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу.
Поскольку в судебном заседании представитель общества отказался от ходатайства, последнее рассмотрению не подлежит.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством и ООО "Форма" заключен договор аренды земельного участка от 25.02.2015 N 964, по условиям которого обществу в аренду сроком до 29.08.2016 предоставлен земельный участок площадью 24 554 кв. м с кадастровым номером 63:01:0304003:603, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, для строительства центра обслуживания туристов с домами приема гостей.
По акту приема-передачи земельный участок передан арендатору.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В соответствии с Уставом городского округа Самара, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137) уполномоченным органом местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Самара является администрация.
С 19.08.2015 Департамент является администратором доходов бюджета городского округа Самара от договоров аренды земельных участков, предоставленных под строительство в соответствии с постановлением администрации от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в связи с чем договор аренды был передан из Министерства строительства Самарской области в департамент.
Дополнительным соглашением от 07.09.2015 к договору аренды, заключенным между администрацией и ООО "Форма", цель использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0304003:603 изменена на "производство строительной промышленности".
В связи с изменением цели использования земельного участка к дополнительному соглашению от 07.09.2015 приложен расчет размера арендной платы в соответствии с приложением N 1 к Порядку.
ООО "Форма" получено разрешение от 10.08.2016 N RU63-301000-100-2016 на строительство объекта капитального строительства "Цех по производству железобетонных конструкций" на земельном участке площадью 24 554 кв. м с кадастровым номером 63:01:0304003:603, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, 41 км., д. 10, строение 1.
28.03.2017 названный цех введен в эксплуатацию и 06.06.2017 зарегистрировано право собственности ответчика на этот объект.
Приказом Министерства от 30.08.2017 разрешение о вводе объекта в эксплуатацию отменено.
Департамент, указывая, что общество ненадлежащим образом исполняла обязанность по оплате арендной плате за пользование спорным земельным участком для целей строительства, в результате чего у него образовалась задолженность, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из методики, согласованной сторонами в приложении к дополнительному соглашению от 07.09.2015, а также руководствуясь решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-33144/2017 о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 25.02.2015 N 964 в части изменения формулы расчета арендной платы на основании постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящимся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление от 06.08.2008 N 308), пришел к выводу об отсутствии у общества задолженности по арендным платежам в спорный период, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что спорный земельный участок весь период использовался обществом для целей строительства, в связи с чем размер арендной платы должен быть рассчитан на основании Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства, утвержденной постановлением от 06.08.2008 N 308, исходя из процента установленного подпунктом 4 таблицы 2 приложения N 2 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящимся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов, согласно которому процент от кадастровой стоимости за использование земельного участка для строительства промышленных объектов коммунального хозяйства, объектов материально-технического снабжения, объектов связи составляет за четвертый и последующие годы 12,2%.
Проверив расчет, представленный истцом и признав его неправильным, поскольку при расчете задолженности по арендной плате за спорный период времени Департаментом не была учтена оплата обществом арендной платы в сумме 3 112 973,92 руб., суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, произвел перерасчет и взыскал с ответчика задолженность по арендной плате в сумме 13 728 914,27 руб. и пени в размере 3 179 821,26 руб.
При этом суд апелляционной инстанции, отклоняя довод ООО "Форма" о том, что объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, введен в эксплуатацию и на него зарегистрировано право собственности за обществом, исходил из того, что приказом Министерства от 30.08.2017 разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отменено, а решением Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2018 по делу N А55-5760/2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018, ООО "Форма" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным вышеназванного приказа от 30.08.2017.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, является регулируемой и ее размер не зависит от соглашений сторон.
Изменения регулируемой арендной платы, в том числе изменение формулы расчета, по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды (пункт 3 раздела I обзора судебной практики Верховного Суда N 4 (2015)).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 разъяснено, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Ранее аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", утратившим силу с 01.03.2015.
Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем порядок определения размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области (далее - Порядок).
В силу пункта 3 Порядка определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с методикой определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, содержащейся в приложении 1 к настоящему Порядку (далее - Методика в приложении N 1 к Порядку).
В соответствии с Методикой в приложении N 1 к Порядку размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, рассчитывается по формуле: Ап = Скад x Кв x Ки, где Ап - размер арендной платы за земельный участок в год; Скад - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января расчетного года. В случае, если сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости позднее 1 января расчетного года, значение коэффициента на расчетный год определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в рублях за один квадратный метр земли, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка и кадастровому кварталу, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка; Кв - коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением.
В случае если земельный участок используется с двумя и более видами разрешенного использования, значение коэффициента вида использования земельного участка устанавливается по наибольшему значению.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке коэффициентов видов использования земельных участков арендная плата за земельный участок устанавливается в размере земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Ки - коэффициент инфляции расчетного года, определяемый исходя из максимального уровня инфляции (потребительских цен), устанавливаемого в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области. Коэффициент инфляции на расчетный год определяется как произведение соответствующих максимальных планируемых ежегодных показателей инфляции (индекс потребительских цен, декабрь к декабрю) по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года утверждения государственной кадастровой оценки для соответствующей категории земель, по расчетный год.
Согласно пункту 4 Порядка определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для строительства осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 2 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов (далее - Методика в приложении N 2 к Порядку).
Из пункта 1 Методики в приложении N 2 к Порядку следует, что размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящей Методики и абзацем четвертым настоящего пункта в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для строительства.
Таким образом, нормативным актом субъекта утверждена разная методика расчета размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в зависимости от цели предоставления земельного участка: для целей несвязанных со строительством - Методика в приложении N 1 к Порядку и для целей строительства - Методика в приложении N 2 к Порядку.
Как указывалось выше, между министерством и ООО "Форма" заключен договор аренды земельного участка от 25.02.2015 N 964, по условиям которого обществу в аренду сроком до 29.08.2016 предоставлен земельный участок площадью 24 554 кв. м с кадастровым номером 63:01:0304003:603, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, для строительства центра обслуживания туристов с домами приема гостей.
Дополнительным соглашением от 07.09.2015 к договору аренды, заключенным между администрацией и ООО "Форма", цель использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0304003:603 изменена на "производство строительной промышленности", то есть для целей не связанных со строительством.
В последующем, ООО "Форма" получено разрешение от 10.08.2016 N RU63-301000-100-2016 на строительство объекта капитального строительства "Цех по производству железобетонных конструкций", т.е. фактически сторонами было изменен вид разрешенного использования земельного участка: для целей строительства.
Исходя из буквального толкования договора аренды от 25.02.2015 N 964, дополнительного соглашения к нему от 07.09.2015 и фактических действий сторон по выдаче и получению разрешения на строительство от 10.08.2016, следует, что с 25.02.2015 по 07.09.2015 спорный земельный участок был предоставлен для целей строительства, с 08.09.2015 данный земельный участок был предоставлен обществу для целей, не связанных со строительством, с 10.08.2016 указанный земельный участок с согласия арендодателя фактически использовался обществом для целей строительства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что за период с 01.03.2015 по 30.09.2017 расчет арендной платы должен производиться исходя из Методики в приложении N 1 к Порядку, как за земельный участок. предоставленный для целей, не связанных со строительством.
Суд апелляционной инстанции, напротив, произвел расчет арендной платы за весь спорный период исходя из Методики в приложении N 2 к Порядку, как за земельный участок, предоставленный для целей строительства.
Между тем, ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции не устанавливали, осуществлялось ли ответчиком строительство объекта недвижимости в период с 07.09.2015 (дата изменения целевого использования земельного участка) по 10.08.2016 (дата получения разрешения на строительство).
Данные обстоятельства имеют существенное значение при рассмотрении настоящего спора, поскольку влияют на методику определения размера арендной платы в указанный период.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, произвел расчет арендной платы, применив процент, установленный подпунктом 4 таблицы 2 Методики в приложении N 2 к Порядку, согласно которому процент от кадастровой стоимости земельного участка, для строительства промышленных объектов коммунального хозяйства, объектов материально-технического снабжения, объектов связи, составляет за четвертый и последующие годы в размере 12,2%, поскольку ООО "Форма" использует земельный участок длительный период времени.
Однако, как указывалось выше, договор аренды земельного участка N 964 заключен 25.02.2015 на основании приказа министерства от 25.02.2015 N 102-П.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом до 25.02.2015 спорный земельный участок использовался для целей строительства.
Данное обстоятельства имеет существенное значение при рассмотрении настоящего спора, поскольку в силу подпункта 4 таблицы 2 Методики в приложении N 2 к Порядку процент от кадастровой стоимости земельного участка, для строительства промышленных объектов коммунального хозяйства, объектов материально-технического снабжения, объектов связи, составляет за первые два года 3,9%, за третий год 6,1%, за четвертый и последующие годы 12,2%.
Таким образом, судам для правильного применения указанного показателя при расчете размера арендной платы необходимо установить период в течение которого спорный земельный участок был предоставлен обществу для целей строительства.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 13 и пункт 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Исполнение данной обязанности обеспечивается, кроме прочего, возможностью отмены или изменения судебного решения вышестоящим судом в связи с неприменением закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 270 и пункт 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем судами не дано оценки доводам ООО "Форма" о том, что подпункт 4 таблицы 2 Методики в приложении N 2 к Порядку, устанавливающий процент от кадастровой стоимости земельного участка для строительства промышленных объектов коммунального хозяйства, объектов материально-технического снабжения, объектов связи, не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора при расчете арендной платы за весь период пользования спорным земельным участком, поскольку противоречит принципам, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с абзацем тринадцатым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным, на что обращено внимание в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Как указывалось выше, 28.03.2017 объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, введен в эксплуатацию и 06.06.2017 за ООО "Форма" зарегистрировано право собственности на этот объект недвижимости.
Приказом министерства от 30.08.2017 N 104-п разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отменено.
В ходе рассмотрения настоящего дела, ответчиком заявлялось о том, что приказ Министерства от 30.08.2017 N 104-п, которым отменено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, противоречит действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя данный довод общества, сослался на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2018 по делу N А55-5760/2018, оставленное без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018, которым ООО "Форма" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным приказа Министерства от 30.08.2017 N 104-п.
Между тем, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2019 по делу N А55-5760/2018 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При этом, отменяя состоявшиеся судебные акты, арбитражный суд кассационной инстанции исходил из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09 по делу N А40-28128/09-12-194 о недопустимости отмены разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в административном порядке в случае, когда на основании указанного разрешения возникли гражданские права (в частности, в реестр внесена запись о регистрации права собственности на объект недвижимости).
В настоящее время дело N А55-5760/2018 по заявлению ООО "Форма" о признании недействительным приказа министерства от 30.08.2017 N 104-п находится в производстве Арбитражного суда Самарской области.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в реестре право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, до момента исключения из реестра записи о государственной регистрации права собственности ООО "Форма" на нежилое здание "Цех по производству железобетонных конструкций" отсутствовали основания полагать, что нежилое здание с 28.03.2017 продолжало использоваться для целей завершения строительства.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, рассмотреть вопрос о приостановлении производства по делу до разрешения по существу дела N А55-5760/2018, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2018 по делу N А55-277/2018 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, отклоняя данный довод общества, сослался на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2018 по делу N А55-5760/2018, оставленное без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018, которым ООО "Форма" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным приказа Министерства от 30.08.2017 N 104-п.
Между тем, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2019 по делу N А55-5760/2018 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При этом, отменяя состоявшиеся судебные акты, арбитражный суд кассационной инстанции исходил из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09 по делу N А40-28128/09-12-194 о недопустимости отмены разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в административном порядке в случае, когда на основании указанного разрешения возникли гражданские права (в частности, в реестр внесена запись о регистрации права собственности на объект недвижимости).
...
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в реестре право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2019 г. N Ф06-43451/19 по делу N А55-277/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1975/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-277/18
16.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-43451/19
19.10.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14297/18
30.07.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-277/18