г. Казань |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А57-15018/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Майбородиной В.А., доверенность от 09.01.2019
Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Тимофеева М.А, доверенность от 08.05.2019,
администрации муниципального образования города Саратова - Якушевой Е.Н., доверенность от 05.04.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов, администрации муниципального образования города Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.11.2018 (судья Михайлова А.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-15018/2018
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, администрация муниципального образования города Саратова, общество с ограниченной ответственностью "ДСУ N 3" (ИНН 6440032501, ОГРН 1166451057728), общество с ограниченной ответственностью "Оптима" (ИНН 6453118435, ОГРН 1116453007340), общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройСервис" (ИНН 6454133147, ОГРН 1136454003300), общество с ограниченной ответственностью "ЭМС" (ИНН 6452102545, ОГРН 1136450001060) об отмене решения антимонопольного органа,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 04.05.2018 N 6-гз.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены антимонопольный орган, администрация муниципального образования города Саратова (далее - администрация) и общества с ограниченной ответственностью "ДСУ N 3", "Оптима", "ЭнергоСтройСервис" и "ЭМС" (далее - общества "ДСУ N3", "Оптима", "ЭнергоСтройСервис" и "ЭМС").
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 решение суда первой инстанции отменено, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных комитетом требований отказано.
В кассационных жалобах комитет и администрация просят отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и администрацией заключено соглашение от 28.04.2017 N 1, предметом которого является предоставление бюджету муниципального образования "Город Саратов" субсидии на финансирование мероприятий по поддержке муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках подпрограммы "Жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда" государственной программы Саратовской области "Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года".
В ходе реализации мероприятий проекта "Формирование комфортной городской среды" постановлением администрации от 24.05.2017 N 1060 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды муниципального образования "Город Саратов" на 2017 год".
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решения Саратовской городской Думы от 15.12.2016 N 9-67 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2017 год, администрацией издано постановление N1109 "О предоставлении субсидий на возмещение затрат по проведению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов", которым утверждено Положение о предоставлении субсидий.
Согласно пункту 1.2 Положения о предоставлении субсидий субсидии предоставляются на безвозвратной основе в целях возмещения затрат на проведение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов".
Разделом 3 Положения о предоставлении субсидии установлен порядок предоставления субсидий, в соответствии с которым юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, претендующие на получение субсидии, представляют в комитет заверенные копии документов (с представлением подлинников на обозрение) либо копии документов, удостоверенные нотариусом, в соответствии с перечнем.
Комитет в течение 20 рабочих дней со дня получения указанных документов: проводит их проверку; определяет получателя субсидии и заключает с ним договор (соглашение) о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом муниципального образования "Город Саратов", либо в случаях, предусмотренных пунктом 3.3 Положения, направляет мотивированный отказ в предоставлении субсидии.
Основания для отказа в предоставлении субсидии (заключении договора (соглашения) о предоставлении субсидии) установлены в пункте 3.3 Положения.
Субсидии предоставляются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов".
Общество "Оптима" представило в комитет договор подряда от 15.09.2017 24/д, заключенный с обществом "ЭнергоСтройСервис", согласно приложению N 2 к которому общество "ЭнергоСтройСервис" (подрядчик) обязалось выполнить работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на ул. Вольская д. 9, 11, 11а, 13 в период с 25.09.2017 по 20.10.2017.
В соответствии с платежным поручением от 01.12.2017 N 265340 и актом о приемке выполненных работ работы оплачены в полном объеме обществу "Оптима".
В свою очередь, директор общества "ДСУ N 3" при проведении проверки утверждал, что работы по благоустройству дворовых территории вышеуказанных многоквартирных домов выполняло общество "ДСУ N3" на основании договора подряда, заключенного с обществом "ЭМС".
Представитель комитета при проведении внеплановой проверки указал, что договорных отношений ни с обществом "ДСУ N 3", ни с обществом "ЭМС" комитет не имеет.
Решением антимонопольного органа от 04.05.2018 N 6-гз комитет признан нарушившим статью 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон). По мнению управления, комитет, не проведя закупку в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, нарушил основополагающие принципы, закрепленные в статье 6 Закона.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Организация благоустройства дворовых территорий муниципального образования "Город Саратов" относится к вопросам местного значения городского округа и является муниципальной нуждой.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенции, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно статье 54 Федерального закона N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Положениями частей 1, 2 статьи 24 указанного Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307-КГ15-1408, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11).
В рассматриваемом случае оплата выполненных обществом "Оптима" работ осуществлена комитетом на основании соглашения о предоставлении субсидий от 17.11.2017 N 04-02-25/54-17, заключенного в порядке, предусмотренном Положением о предоставлении субсидии.
При этом из материалов дела не усматривается проведение комитетом торгов на право выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов по вышеназванным адресам и заключение соответствующего муниципального контракта в порядке Закона о контрактной системе.
Как правильно указал суд, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что комитет, выделив субсидию обществу "Оптима", предоставил преимущество одному подрядчику, тем самым ограничив конкуренцию между потенциальными участниками торгов, что содержит признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не применение конкурсных процедур, а предоставление субсидий на основании Положения о предоставлении субсидии, препятствует добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между потенциальными участниками торгов, что, в свою очередь, приводит к невозможности экономии бюджетных средств.
Рынок по оказанию услуг по благоустройству является конкурентным, поэтому исполнителей работ комитету необходимо было определить в соответствии с нормами Закона о конкурсной системе.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что финансирование работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов", не соответствует понятию субсидий, указанному в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку выполнение данных работ осуществлялось в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования "Город Саратов" на 2017 год", утвержденной постановлением администрации от 24.05.2017 N 1060, и носило возмездный характер. Работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов" являлись муниципальной нуждой, а не муниципальной услугой, так как потребность в данных работах возникает у муниципального образования, а не у отдельных заявителей.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А57-15018/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указал суд, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что комитет, выделив субсидию обществу "Оптима", предоставил преимущество одному подрядчику, тем самым ограничив конкуренцию между потенциальными участниками торгов, что содержит признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
...
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что финансирование работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов", не соответствует понятию субсидий, указанному в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку выполнение данных работ осуществлялось в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования "Город Саратов" на 2017 год", утвержденной постановлением администрации от 24.05.2017 N 1060, и носило возмездный характер. Работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов" являлись муниципальной нуждой, а не муниципальной услугой, так как потребность в данных работах возникает у муниципального образования, а не у отдельных заявителей."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2019 г. N Ф06-45581/19 по делу N А57-15018/2018