г. Казань |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А55-1040/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самарагаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2019 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-1040/2019
по заявлению открытого акционерного общества "Самарагаз" (ОГРН 1026300968319, ИНН 6315223001), г. Самара к Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Самарской области Волго-Вятскому Главного управления ЦБ РФ, г. Самара, о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2018 N 18-21190/3110-1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарагаз" (далее - ОАО "Самарагаз", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение по Самарской области Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2018 N 18-21190/3110-1 о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2019, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019, заявление удовлетворено частично: постановление Отделения по Самарской области Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ от 19.12.2018 N 18-21190/3110-1 изменено в части назначения наказания, а именно: ООО "Самарагаз" административное наказание по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа снижено до 350 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
ОАО "Самарагаз", не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отменить постановление административного органа о наказании в виде штрафа, ограничившись устным замечанием.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самарагаз" создано при приватизации государственного предприятия. План приватизации не предусматривал возможность отчуждения акций Общества неограниченному кругу лиц, в том числе, на открытых чековых и (или) денежных аукционах. Ценные бумаги Общества публично не обращаются.
Согласно статье 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) публичное общество обязано раскрывать, в том числе, сведения, определяемые Банком России (часть 1 статьи 92 Закона N208-ФЗ), а непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг (часть 1.1 статьи 92 Закона N208-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ, Закон о рынке ценных бумаг) под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Законом N 39-ФЗ.
Состав, порядок и сроки раскрытия информации на рынке ценных бумаг установлены Положением Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение N 454-П).
Являясь акционерным обществом, созданным при приватизации государственного предприятия в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций, с возможностью отчуждения акций более 500 приобретателям в соответствии с пунктами 10.1, 12.2 Положения N 454-П, ОАО "Самарагаз" обязано осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
В соответствии с пунктом 11.1 Положения N 454-П в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 6.2 Образца ежеквартального отчета (приложение N 3 к Положению N 454-П) в данном пункте указываются сведения об участниках (акционерах) эмитента, владеющих не менее чем пятью процентами его уставного капитала или не менее, чем пятью процентами его обыкновенных акций, а также сведения о контролирующих таких участников (акционеров) лицах, а в случае отсутствия таких лиц - о таких участниках (акционерах), владеющих не менее чем 20% уставного капитала или не менее чем 20% их обыкновенных акций. В данном пункте указывается информация, которая известна или должна быть известна эмитенту на дату окончания соответствующего отчетного периода
Обществом 14.05.2018 на странице www.edisclosure. ru в сети Интернет, на которой ОАО "Самарагаз" осуществляет раскрытие информации на рынке ценных бумаг, раскрыт Ежеквартальный отчет за 1 квартал 2018 года (далее - Ежеквартальный отчет).
Так, согласно пункту 6.2 Ежеквартального отчета ОАО "Самарагаз", ПАО "Газпром" является владельцем 25,5 % обыкновенных акций Общества (что соответствует его доле 25,5 % в уставном капитале Общества).
Согласно предоставленной АО "Газпромбанк", осуществляющим учет прав ПАО "Газпром" и АО "Газпром газораспределение" на акции Общества, справке об операциях с ценными бумагами Общества от 19.09.2018 (вх.N 129587 от 20.09.2018) по счетам депо данных лиц 06.06.2017 внесена запись о переходе права собственности на акции Общества в размере 29 426 штук от ПАО "Газпром" к АО "Газпром газораспределение", в результате ПАО "Газпром" перестало быть акционером Общества, а АО "Газпром газораспределение" стало владельцем 25,5 % акций Общества.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В ходе рассмотрения сведений, изложенных в обращении ООО "Мириад Рус", поступившего в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе Банка России, установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Обществом требований действующего законодательства, регулирующего порядок и сроки раскрытия информации.
По результатам проверки, придя к выводу, что указание в пункте 6.2 Ежеквартального отчете Общества за 1 квартал 2018 года сведений о владении ПАО "Газпром" 25,5% голосующих акций Общества и, соответственно, 25,5 % доли в уставном капитале Общества, является недостоверной и вводящей в заблуждение информацией, заведующим сектором правового сопровождения административного производства юридического отдела Отделения по Самарской области Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ Кирдяновым А.Е. в отношении заявителя составлен протокол от 06.12.2018 N ТУ-36-ЮЛ-18-21190/1020-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении от 06.12.2018 N ТУ-36-ЮЛ-18-21190/1020-1 вручена защитнику Общества Лаптевой И.В.
Согласно части 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отделением по Самарской области Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ было вынесено постановление от 19.12.2018 N 18-21190/3110-1 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Общество, не согласившись с выводами административного органа о наличии состава административного правонарушения, а также с оценкой характеризующих его обстоятельств в обжалуемом постановлении, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Судом первой инстанции установлено, что, согласно предоставленным Обществом объяснениям (вх. N 135732 от 04.10.2018), Общество располагало выпиской по счету депо АО "Газпром газораспределение" от 16.01.2018, предоставленной АО "Газпромбанк", в соответствии с которой АО "Газпром газораспределение" является владельцем 25,5 % голосующих акций Общества.
Вменяемое ОАО "Самарагаз" правонарушение связано с переходом права
собственности на пакет акций Общества от ПАО "Газпром" к АО "Газпром газораспределение". Оба хозяйствующих субъекта входят в группу компаний
"ГАЗПРОМ" и, по сути, АО "Газпром газораспределение" является "внучкой" ПАО "Газпром", что подтверждается письмом АО "Газпром газораспределение".
Судом первой инстанции установлено, что годовое общее собрание акционеров по итогам 2017 года состоялось 07.06.2018. Данное собрание было правомочно, в нем принимали участие акционеры, владеющие 87,05% от голосующих акций Общества, решение по вопросам повестки принималось большинством голосов. В годовом общем собрании акционеров, состоявшемся 07.06.2018, принял участие надлежащий акционер - АО "Газпром газораспределение".
Учитывая изложенное, отметил суд первой инстанции, указание в пункте 6.2 Ежеквартального отчете Общества сведений о владении ПАО "Газпром" 25,5% голосующих акций Общества и, соответственно, 25,5 % доли в уставном капитале Общества является недостоверной и вводящей в заблуждение информацией.
Судом первой инстанции также учтено, что Обществом самостоятельно 03.10.2018 внесены изменения в Ежеквартальный отчет, в результате чего в пункт 6.2 внесены корректные сведения, а именно сведения о ПАО "Газпром" исключены из данного пункта Ежеквартального отчета, а сведения о АО "Газпром газораспределение" как владельце 25,5% голосующих акций Общества включены в Ежеквартальный отчет.
Поскольку действующим законодательством обязанность по раскрытию ежеквартальных отчетов возложена на эмитента, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "Самарагаз" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, заключающееся в том, что ОАО "Самарагаз" нарушен срок раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрыта информация не в полном объеме, и, отметив, что процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена, не найдя оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), учитывая сложное финансовое положение общества, а также правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении N 4-П от 25.02.2014, руководствуясь частью 1 статьи 3.1, частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизил размер административного штрафа с 700 000 рублей до 350 000 рублей, отказав в удовлетворении в остальной части требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
ОАО "Самарагаз" в кассационной жалобе оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, указывая на отсутствие у заявителя информации о переходе 25,5% акций общества от одного акционера другому, отмечая отсутствие вредных последствий, факт самостоятельного устранения 03.10.2018 заявителем допущенной ошибки, настаивая на признании допущенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами в обжалуемых судебных актах.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А55-1040/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку действующим законодательством обязанность по раскрытию ежеквартальных отчетов возложена на эмитента, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "Самарагаз" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, заключающееся в том, что ОАО "Самарагаз" нарушен срок раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрыта информация не в полном объеме, и, отметив, что процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена, не найдя оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), учитывая сложное финансовое положение общества, а также правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении N 4-П от 25.02.2014, руководствуясь частью 1 статьи 3.1, частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизил размер административного штрафа с 700 000 рублей до 350 000 рублей, отказав в удовлетворении в остальной части требований.
...
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 сентября 2019 г. N Ф06-51283/19 по делу N А55-1040/2019